НОД по ФЭМП в подготовительной группе "Занимательная математика"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Бобонец Лариса Викторовна

Совершенствование и активизация познавательного развития детей 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_femp_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по ФЭМП в подготовительной группе "Занимательная математика"

Цель: Совершенствование и активизация познавательного развития детей 7 лет.
Программное содержание:
1. Закреплять представления детей о последовательности чисел первого и начала второго десятков, их свойствах; совершенствовать вычислительные навыки детей, ориентировку в пространстве (право, лево, верх, низ) и на плоскости стола.
2. Расширять представления об арифметических задачах, продолжать совершенствовать умение детей составлять задачи на основе данных иллюстраций, решать их, воспроизводить образец воспитателя (демонстрационный материал) на своём раздаточном материале, развивать память, внимание.
Познакомить со счетом на ощупь в пределах первого десятка. Закрепить названия геометрических фигур: прямоугольник, треугольник, квадрат; познакомить с новой геометрической фигурой - параллелограмм, уметь называть их пространственное расположение по отношению к себе, количество, размер в ходе игры Танграм (часть детей только знакомиться с правилами игры.)
Активизация словаря: сервиз, чайная пара, молочник. параллелограмм, Танграм, касса цифр, проговаривание приемов счёта, наложения и приложения.
3. Воспитывать у детей интерес к логическим упражнениям, мотивировать математическую любознательность. Способствовать умению договариваться со сверстниками в ходе выполнения заданий в парах.
Материал и оборудование к занятию:
Обручи большие – 3 штуки.
Мешочки с орешками - по количеству детей.
Мяч вязаный – 1штука.
Карточки с примерами – по количеству детей.
Настольная игра «Танграм», в конверте набор из 7 геометрических фигур, фон контрастный цвету фигур – по количеству детей.
Папки А4 с набором цифр в кармашках (по типу кассы цифр) от 1-13 и знаки +,-,= по количеству детей.
Дополнительное оборудование:
Доска с тремя «полосками» кармашками для ведущего.
Магнитофон, телефон
Флэш носитель с записью тихой и спокойной музыки.
Песочные часы

Демонстрационный материал по теме: «посуда», знаки + , - ,=;
Подготовка к непосредственно организованной деятельности:
Работа в тетрадях по математике на печатной основе;
Реализация логических игровых упражнений для развития и активизации интеллектуальной деятельности (Танграм, Колумбово яйцо);
Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе «Подготовка к школе» (на развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления)
Литература:
А.П. Антонова «Развитие графических навыков у дошкольников»;
Никитин «Ступеньки детского творчества»;
Михайлова «Давайте поиграем»;

Ход занятия:

Организационный момент: приветствие гостей, мотивация на успешную деятельность и правильное произношение всех звуков речи (особенно: с, сь, ш, ж, ц)
1. Игровое упражнение «Соседи числа».
Дети встают в круг, воспитатель встаёт в круг вместе с детьми и загадывает загадку:
Отгадайте – ка, ребятки
вы сейчас мою загадку:
Мой веселый, звонкий…(мяч)
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой
Не угнаться за тобой … (А. Барто)
- Угадали, это мяч. Мы возьмём наш мяч и поиграем.
Игра называется «Соседи числа».
-Я бросаю мяч и называю какое – ни будь число, тот, кому я бросила мяч, должен будет назвать предыдущее число и последующее. Кто помнит, какое число называется предыдущим? (Ответы детей). Число, которое стоит перед названным
Последующее число, которое идет за названным или после него.
/Игра проводится 4 минуты/.
2. Задание. «Составь задачку по картинке». (Чайный сервиз) Выполняется у доски.
Педагог повторяет с вызванным к доске ребёнком правило счета (слева - направо, и показывая направление жестом). Ребенок по картинкам (по теме посуда) на наборном полотне составляет задачу с изображением предметов. Каждый ребёнок решает данную задачу в кассе цифр, выкладывая её решение на предложенном раздаточном материале. Кто решил поднимает руку для полного ответа.
На столе стояло 6 чашек, потом хозяйка поставила еще 3. Сколько чашек всего стало на столе? (9)
На полке стоял сервиз из 9 предметов потом добавили еще 3 предмета. Сколько предметов стало? (12)
Воспитатель: Посуда хрупкая? Бьется? Какую задачу можно составить с этим свойством на вычитание? Какой знак нужно поставить при решении этой задачи (знак минус.)
Дети: На полке стояло 3 чашки, 1 чашка раскололась. Сколько чашек осталось? (2)
Хозяйка ждала гостей, и приготовила 12 ложек. Сколько гостей придут на торжество?
На столе разложили 12 чайных ложек, а пришло 10 гостей. Сколько ложек будут лишними?
В столе хранилось 6 чайных и 6 десертных ложек. Сколько всего было ложек?
/Задание длится 8 минут/.
Пальчиковая гимнастика: «Мы посуду перемыли» (стоя у столов)
Раз, два –ударяют кулачок об кулачек;
Три, четыре – хлопают в ладоши;
Мы посуду перемыли – трут ладошку об ладошку;
Чашку, чайник, ковшик, ложку и большую поварёшку - загибают пальчики от мизинца к большому на правой руке;
Мы посуду перемыли – трут ладошку об ладошку;
Только чашку мы разбили - загибают пальчики от мизинца к большому на левой руке
Ковшик тоже развалился - безымянный;
Нос у чайника отбился - средний;
Ложку тоже мы сломали - указательный
Пока маме помогали - 1 большой не загнутый
Пальчиковая гимнастика длиться 1 минута, дозировка: 2 раза
Воспитатель: Что осталось целым?
Дети: - Большая поварёшка
3. «Реши примеры». Задание выполняется, сидя за столами. В качестве сигнала - песочные часы с длительностью до 1 минуты.
Ребенок, сидящий слева, берёт картонную карточку с примерами на сложение и вычитание и решает верхний пример, накладывая на карточку (в пустую ячейку) цифру, которая соответствует - ответу. Проверяет ребенок справа; вызываются для прочтения решения вслух 3-4 ребенка
По истечении времени на песочных часах, дети передают карточку напарнику, справа, который решает нижний пример, точно также-накладывая цифру – ответ в пустую ячейку и заканчивают решение. Проверяет ребенок слева, вызываются для прочтения решения вслух 3-4 ребенка)
Проверяют друг у друга правильность выполнения задания. (Время проведения 7 минут).
4. Игра «Найди свое дупло». Большие номера в центре дупла-обруча (5,7,9)
Воспитатель: - Сегодня утром к нам в детский сад пришла бандероль с орешками, как вы думаете, кто её нам прислал? Верно, белка. А где в лесу белка прячет свои орешки? (Ответы детей). Действительно, в дупле. И у нас есть тоже дупло, только не одно, а сколько, посчитай. (считает обручи на полу). Сейчас мы поиграем, игра называется «Найди своё дупло». Вы возьмёте себе мешочек с орешками и будете маленькими бельчатами, сядете за столы и пересчитаете количество орешков, запомните их число, но открывать мешочек нельзя, считать надо пальчиками, не подсматривая. По моему сигналу: - Раз, два, три, четыре, пять. Бельчата свой домик идут искать! Каждый бельчонок должен спрятаться в своё дупло. Цифра в дупле должна соответствовать количеству орешков в вашем мешочке.
Дети на ощупь считают орешки в мешочке, после - сигнал воспитателя:
- Раз, два, три, четыре, пять
Бельчата свой домик идут искать!
Дети - бельчата встают в своё дупло. После того, когда все дети встали в обручи, воспитатель предлагает открыть мешочек и достать карточку – подсказку, дети достают подсказку и проверяют правильность выполнения задания.
(Игра проводится 3 минуты).
5. Игровое задание «Танграм». (Выполняется сидя за столом, замечается время с помощью песочных часов 2 минуты).
Дети берут конверт с геометрическими фигурами, разложенными на столах. В каждом конверте по 7 фигур одного цвета, на столе у детей схема - карточка форматом А 4 игры Танграм. Схемы у детей разные, кто знаком с игрой выкладывает задание рядом со схемой; для тех, кто в первый раз играет - выкладывает задание на схеме, используя прием наложения.
Воспитатель: Хотите мы поиграем? Решим, кто самый внимательный, рассмотрите задания, вы должны его повторить без ошибок, достаньте из конвертов геометрические фигуры и смотрите внимательно, выкладывать надо по схеме: задание выполнить, накладывая на схему геометрические фигуры. После засекания времени начнем играть.
Для начала: «вопросы на засыпку»:
Воспитатель: - Сколько геометрических фигур в конверте? (7)
-Какого они цвета? (синего, желтого, голубого, розового, фиолетового, малинового, бордового...)
-Какие фигуры предложены и в каком количестве? (У меня в конверте предложены: 2 больших треугольника,2 маленьких треугольника, 1 квадрат,1 параллелограмм, 1 средний треугольник –всего 7 геометрических фигур)
-На что похож силуэт задания – схемы? (Мне нужно выложить лебедя, кошку, сидящего человека, дом с трубой, башню из 2 этажей, квадрат, треугольник, прямоугольник…)
- Начнём. Воспитатель засекает время на песочных часах, дети начинают выполнять задание на своих карточках. (Задание проводится 2 минуты). Все были внимательны.
6. Игра «Бывает – не бывает». Играющие подходят к воспитателю. Воспитатель объясняет правила игры: я вам буду задавать вопросы, а вы отвечать.
Но отвечать не словами, а движением, если это бывает, вы должны топнуть, если не бывает, спрятать руки за спину. Кто ошибается, получает грустный смайлик, победит тот, кто не получит ни одного грустного смайлика.
Вопросы:
Бывает 4 времени года?
Бывает осенью плохая погода?
Бывает у табурета только 1 нога?
Бывает чайник без дна?
Бывает чайная пара без блюдца?
Бывают у посуды края?
Бывает сервиз из одежды?
Бывает храниться посуда в комоде?
Бывает в неделе 7 дней?
Так закончим на этом скорей.
-Молодцы, без грустных смайликов обошлись.
(Время проведения 3 минуты)
7. Подведение итогов занятия.
Воспитатель спрашивает у детей:
- что тебе понравилось сегодня на занятии?
-что тебе сегодня запомнилось на занятии?
- чьи ответы тебе понравились больше всего, почему?
- Дети, вы все сегодня старались, мне очень приятно было наблюдать за вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по математике (фэмп) в подготовительной группе « Математика – царица наук»

Развивать логическое  мышление, память, речь. Воспитывать умения внимательно выслушивать задание, самостоятельно выполнять его. Закрепить все имеющиеся знания. Воспитывать интерес к занятиям мате...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика Тема занятия: "Путешествие по стране Математика"

Описание материала:   Предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Путешествие по стране Математика». Материал подобран и структурирован в соответствии с задача...

КВН по математике (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие в царство Математики».

КВН по математике (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие в царство Математики»   КВН по математике (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике (ФЭМП) на тему «Занимательная математика» для детей подготовительного возраста.

Обобщение знаний по формированию элементарных математических представлений.  Учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, выделять условие, вопрос, реше...

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе "Математика-царица наук"

laquo;Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи:...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Математика с подводными обитателями"

занятие по ФЭМП в рамках тематической недели "Подводный мир и его обитатели"...