конспект итогового занятия по математике на основе сказочного сюжета "Гуси-лебеди"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Гилязиева Светлана Рамилевна

Конспект занятия

 

Итоговое занятие по математике на основе сказочного сюжета "Гуси-лебеди"

Используемая программа (образовательная система)

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы» Под ред.Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Образовательная область «Формирование элементарных математических представлений»

Цель занятия: Формирование у дошкольников интереса к математике посредством игрового занимательного материала. Определение уровеня усвоения дошкольниками  образовательной программы по ФЭМП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гилязиева Светлана Рамилевна, воспитатель

                 

МБДОУ «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида»

  Заинского муниципального района

(наименование дошкольного образовательного учреждения)

Конспект занятия

Итоговое занятие по математике на основе сказочного сюжета "Гуси-лебеди"

Используемая программа (образовательная система)

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы» Под ред.Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Образовательная область «Формирование элементарных математических представлений»

______________________________________________________

 (наименование  программы, образовательной системы)

Время занятия           30        мин.

МБДОУ «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида»

  Заинского муниципального района

(наименование учреждения, где проводятся квалификационные испытания)

Дата проведения  квалификационных испытаний 30.05.2016 г.

Цель занятия: Формирование у дошкольников интереса к математике посредством игрового занимательного материала. Определение уровеня усвоения дошкольниками  образовательной программы по ФЭМП.

Задачи

Образовательная Закрепить представление о последовательности дней недели; Закреплять навыки ориентировки в пространстве и на плоскости; расширить и закрепить навыки вычислительной деятельности: решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20; продолжать формировать умение понимать отношение между числами в числовом ряду; закрепить порядковый счёт до 20 и до 100, счёт двойками, пятёрками и десятками; продолжать закреплять умение составлять и решать арифметические задачи, выделять в задаче условие, вопрос, ответ; учить различать геометрические фигуры ( плоскостные и объёмные), уметь различать их по форме, цвету и размеру. Уметь выделять часть из целого, делить геометрические фигуры на части, сравнивать их.

Развивающая  Развивать познавательные интересы, внимание, память, логическое мышление, сообразительность, смекалку; способствовать формированию мыслительных операций; развивать общую и мелкую моторику рук.

Воспитательная   Воспитывать положительную мотивацию к учению, умение внимательно слушать и быстро выполнять указания педагога. Формировать у детей чувство уверенности в своих знаниях.

Используемая образовательная программа. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Предварительная работа с воспитанниками.

1. Чтение и драматизация сказки «Гуси-лебеди»;

2. Ориентация в пространстве и на листе бумаги (графический диктант);

3. Решение логических задач;

4. Закрепление навыков вычислительной деятельности в решении примеров.

Дидактическое обеспечение занятия. Демонстрационные карточки по сюжету сказки с изображением девочки Маши и мальчика Иванушки, речки, яблони и печки, 10 ёлок разной высоты, геометрических фигур (разного цвета), пирожков и ватрушек (по 10 шт.), яблок двух цветов (красных и зелёных) с примерами на сложение и вычитание на обратной стороне, 2 полоски разного цвета и разной ширины и длины. Раздаточный материал: ёлочки высотой 12 см, линейка, простой карандаш, лист бумаги в клетку.

Структура занятия. Вводная часть (длительность 3-5 минут). Цель: Создание интереса, эмоционального интереса к занятию. Сюрпризный момент. Вопросы к детям.

2. Основная часть (длительность 20-25 минут). Цель: Реализация задач программного содержания.

3. 3 часть (длительность 3-5минут). Заключительная часть. Цель: Подвести итог занятия.

Методические приёмы. 

1. Совместное рассказывание с детьми сказки с показом плоскостного театра.

2. Вопросы к детям.

3. Инструкция, указание, обобщение, сравнение, анализ.

Использованная литература. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет). Программа развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки», Методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 20» Е.В. Колесникова. 

Ход занятия

Вводная часть.

Воспитатель: Все ли из вас любят путешествовать. А куда вы любите ездить, ходить? Ребята, сегодня нам предстоит большое путешествие с приключениями, загадками, с заданиями на смекалку и сообразительность. А поможет нам в этом сказка!

Ребенок: А какая сказка к нам в гости придет?

Воспитатель: Вы узнаете ее название, если прочитаете сначала все красные, а затем все синие буквы. Что же это за сказка?

ЛЕГУБЕСДИИ

(Дети читают и догадываются: это сказка “Гуси-лебеди”.)

Воспитатель: Вы правильно догадались. Начинаем наше путешествие. Напомните, с чего начинается сказка.

Основная часть.

Воспитатель: "Жили-были муж с женою. Была у них дочка Маша и сынок Иванушка. Поехали родители в среду в город на ярмарку, какой это день по счету (3), обещали вернуться через 3 дня, в какой день недели вернутся родители? Какой это день недели по счету? (6). А сколько всего дней в неделе? (7). Назови по порядку.

А Машеньке наказали за братом смотреть. Но заигралась Маша с подружками во дворе, а в это время прилетели гуси-лебеди и унесли на крыльях Иванушку.

Воспитатель: Все верно! Скажите, сколько гусей было? А поможет нам в этом – задачка в стихах:

Три гуся летят над нами,
Три гуся под облаками,
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей?

(Ответ: восемь.)

Сделаем проверку по таблице.

(Дети считают хором: Три, да еще три — будет шесть, да еще плюс два, получится – восемь).

Воспитатель: Ответ верный. Прибежала девочка домой, посмотрела – нет братца. А дальше что случилось, кто знает?

Ребенок: Увидела она вдалеке гусей. Догадалась, что это они унесли ее братца, и побежала их догонять. А в лес вели две тропинки. Кто мне скажет-наши тропинки одинаковые или разные? А чем они разные? Цветом, длиной, А по ширине они одинаковые или разные? Эта тропинка какого цвета? А размером она какая? Длинная, но узкая. Сколько человек может по ней пройти? А вторая тропинка какая? Раз мы отправляемся в путешествие, какую тропинку мы с вами выберем длинную или короткую? Тогда давайте с вами встанем и пойдём.

Физминутка

Воспитатель: Бежала девочка и прибежала в густой лес. И что же растёт в нашем лесу? (ёлки). А кто мне скажет сколько ёлок растёт в нашем лесу?  А как вы узнали. (Посчитали). Давайте все вместе для проверки. А наши ёлочки где размеcтились? (на доске) Эта ёлочка у нас где расположилась? (В центре). А самая маленькая ёлочка у нас где находиться. (В углу) В каком углу? А где же выросла эта ёлочка?  А чтобы пойти дальше нам нужно узнать высоту нашей самой маленькой ёлки. Как же это нам сделать? Что для это нам нужно? (Линейка и карандаш.) У каждого из вас на столе есть такие же маленькие ёлочки. Измеряйте.

Молодцы. Бежала Машенька, бежала и видит... А что она увидела, вы узнаете, если посчитаете правильно парами от 0 до 20. (Дети считают).

Воспитатель: Молодцы!

И увидела девочка... (Воспитатель выставляет плакат с изображенной печкой, а перед ним две корзинки и поднос с десятью пирожками и 9 ватрушками).

О чем спросила Машенька печку?

Ребенок: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Воспитатель: А печка ответила: “Скажу, только выполни мою просьбу: разложи пирожки и ватрушки в две разные корзинки. Посчитай их.

Посадили быстро в печь
Пирожки с повидлом печь.
Если сможешь, помоги:
Сосчитай все пироги!

Воспитатель: Сколько пирожков в печке?

Дети: Десять.

Воспитатель: Сколько ватрушек в печке?

Дети: Девять.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, на какие два числа можно разбить число 10.

10 – это:                            

1 и 9
2 и 8
3 и 7
4 и 6
5 и 5
6 и 4
7 и 3
8 и 2

9 и 1

Воспитатель: Дети, посмотрите, а чем пирожки отличаются от ватрушек?

Ребенок: Формой. Пирожки – овальные, ватрушки – круглые. Воспитатель: Отлично! И показала печка дорогу Машеньке.

Побежала девочка по этой дорожке и вдруг видит табличку, но не может прочитать, что же написано на ней.

ЯБЛО + НЯ =

Воспитатель: Какое действие будем выполнять?

Ребенок: Сложение.

Воспитатель: Почему?

Ребенок: Потому что стоит знак действия “+”.

Воспитатель: Что написано в первой части? Что написано во второй части? Когда сложим эти части вместе, какое слово получится?

Дети: Яблоня (Воспитатель записывает в пустом прямоугольнике слово “ЯБЛОНЯ”).

ЯБЛО + НЯ = ЯБЛОНЯ

Воспитатель (показывает плакат с яблоней и висящими на ней яблоками): Машенька увидела яблоню и спросила: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

– Собери сначала мои яблочки в корзинку, – отвечает ей яблоня, – но яблочки мои не простые, а с примерами.

Дети, поможем Машеньке яблочки все собрать?

(Дети “срывают” с яблони яблочко, прочитывают задание, решают пример на сложение   и вычитание в пределах 20 и кладут яблоко в корзину).

Воспитатель: “Спасибо, дети!” – говорит вам яблоня.

Покажет она дорогу Машеньке, куда гуси-лебеди полетели, но для этого вы должны посчитать десятками до 100.

(Дети считают: 10–20–30–40–50–60–70–80–90–100).

Физминутка.

“Ну, я вижу – вы устали. 
Все ребята дружно встали.
И на месте зашагали, 
На носочках потянулись 
И друг к другу повернулись”.

Воспитатель: Считаем пятерками до 100. (Дети считают: 5–10–15–20–25–30–35–40–45–50.)

Воспитатель: Побежала Машенька дальше и вдруг видит — речка (Воспитатель показывает картинку с изображением речки). Что Машенька спросила у речки?

Ребенок: Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели?

Говорит речка Маше: "Упал в меня камень тяжелый, уберешь его в сторону - скажу".

Воспитатель: Ребята, а камень - то огромный, одной Машеньке его не под силу убрать, поможем ей?

Скажите ребята, как можно убрать такой огромный камень? Я предлагаю разделить его на части.

Какой формы этот камень? (Круг, раскрашенный под камень)

Как мне поделить его на 4 равные части? А на 8?

Что больше - целое или 1\2?

Что меньше - 1\2 или 1\4? 1\4 или 1\8? А посмотрите-ка ребята сколько камней у речки. Скажите чем они отличаются? Цветом и формой. Какого цвета этот камень? А Какая у него форма? А какой цвет и форма у этого камня?

Воспитатель: Покажет речка, куда гуси-лебеди полетели, только придумайте сначала задачи по данному числовому примеру:

15+3=18

18-3=15

Воспитатель: Ребята, но сначала вспомним, сколько частей в задаче?

Дети: В задаче 4 части: условие, вопрос, решение, ответ.

Воспитатель: Придумайте задачу. Условие – то, что нам известно, вопрос – то, что мы должны узнать. Что бы ответить на вопрос задачи, мы ее должны решить. Решив задачу, мы найдем ответ. (Д. придумывают условие задачи).

Воспитатель: Молодцы! И вот речка показала Машеньке путь до избушки Бабы Яги.

Ребята, вам предстоит догадаться, какая у нее была избушка.

(Детям показывают плакат с изображенными на нем несколькими избушками, Отличающимися формой окон, дверей… один из которых избушка на курьих ножках. Дети выбирают избушку).

Воспитатель: Молодцы! Быстро отыскали избушку. Вот только Баба Яга улетела, а избушку закрыла на секретный замок. Но можем мы помочь Машеньке, если нарисуем волшебный ключ. Ну как, согласны? (Дети берут листочки в клетку и простой карандаш).

Графический диктант

Поставьте точку, отступив три клеточки вниз от края и 3 клеточки вправо. А теперь рисуем: две клеточки вниз, две клеточки вправо, шесть клеточек вниз, 2 клеточки вправо, две клеточки вверх, одну клеточку влево, четыре клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вверх, пять клеточек влево.

Молодцы! Вот так ключик нарисовали! Открылся замок секретный. Вошла Машенька в избушку, увидела братца, подхватила на руки и домой побежала.  И нам с вами пора обратно возвращаться. А тут и отец с матушкой вернулись с базара. Привезли Машеньке платочек, а Ванечке – букварь. И нашим детям за старание – сушки вкусные.

Заключительная часть.

- Сколько героев было в нашей сказке? 

- Какие задания мы выполняли?
- Что вам понравилось выполнять?
- Что вызвало затруднение?
- Вы действительно молодцы, справились со всеми заданиями – тем самым спасли девочку с братцем от Бабы – Яги. 
До свидания. Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по математике в средней группе« Королевство Математики» презентация.

Предлагаю конспект итогового занятия по математике и презетацию(средняя группа)....

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе. «Сказочное путешествие»

Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы. Это конспект познавательного  занятия ,направленного на развитие любознательности и математических спосо...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ МАТЕМАТИКИ»

Программное содержание Обучающие задачи:Закреплять умение различать понятия: больше – меньше, длиннее – короче, шире – уже.Продолжить учить сравнению и составу одно- и двузначных чисел на основе ...

конспект итогового занятия по математике " В гости к фее на планету Математики"

Закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10; представления о символах; знания о геометрических фигурах, телах; упражнять в ориентировке на листе бумаги;  совершенствовать умение составлять ари...

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе "Помощь Королеве математики".

Целью данного конспекта является выявление знаний, представлений и умений, полученных детьми старшей группы в течении учебного года....

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе "Путешествие в страну математики".

Упражненять в прямом и обратном счёте в пределах 10, в назывании соседей чисел, в нахождении лишней фигуры, в ориентировке на листе бумаги....