Роль дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности по математике.
статья по математике на тему

Юлия Германовна Петрова
Введение. 
         Огромную роль в умственном воспитании и развитие интеллекта играет математика. В ней заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучении с самого раннего возраста. В эпоху компьютерной революции сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу различных профессий. 
        По определению Щербаковой. Е. И, под математическим развитием дошкольников понимается качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. 

Роль дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности по математике в ДОУ. 
        В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребности в игре у детей сохраняется и занимает значительное место в первые годы их обучения в школе. По словам В. А. Сухомлинского: " Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности".
        Н. К. Крупская писала: " Игра - есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициативность. " Она так же указывала на связь игр с действительностью, с жизнью. 
      Для дошкольников игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игра способствует развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей направленных на умственное развитие дошкольников в целом. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствам, пространствам, временам. Дети - творцы настоящего и будущего, в этом заключается обаяние игры. В игре ребёнок делает открытия того, что взрослому давно известно. В игре дети не ставят каких-либо других целей, чем играть. 
     Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Основное назначение дидактических игр  - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, названии множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и так далее. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение.

Роль дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности по математике в ДОУ.

Классификация дидактических игр.

Место проведения дидактических игр в  непосредственно образовательной деятельности по математике.

Практическая часть.

Заключение.

Литература.

 Введение.

         Огромную роль в умственном воспитании и развитие интеллекта играет математика. В ней заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучении с самого раннего возраста. В эпоху компьютерной революции сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу различных профессий.

        По определению Щербаковой. Е. И, под математическим развитием дошкольников понимается качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Роль дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности по математике в ДОУ.

        В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребности в игре у детей сохраняется и занимает значительное место в первые годы их обучения в школе. По словам В. А. Сухомлинского: " Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности".

        Н. К. Крупская писала: " Игра - есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициативность. " Она так же указывала на связь игр с действительностью, с жизнью.

      Для дошкольников игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игра способствует развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей направленных на умственное развитие дошкольников в целом. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствам, пространствам, временам. Дети - творцы настоящего и будущего, в этом заключается обаяние игры. В игре ребёнок делает открытия того, что взрослому давно известно. В игре дети не ставят каких-либо других целей, чем играть.

     Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Основное назначение дидактических игр  - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, названии множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и так далее. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

ll. Классификация дидактических игр.

     По форме математических представлений дидактические игры условно делят на следующие группы:

l. Игры с цифрами и числами.

ll. Игры путешествие во времени.

lll. Игры на ориентировку в пространстве.

lV. Игры с геометрическими фигурами.

V. Игры на развитие логического мышления.

       К первой группе игр  относится обучение детей счёту в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием чисел в пределах десяти путём сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенных то на верхней, то на нижней полоске счётной линейки ( чтобы у детей не возникало ошибочного представления о том, что большее число всегда находится на верхней полоске, а меньшее - на нижней ). На развитие памяти, внимания и мышления используют такие дидактические игры, как " Поезд ", " Весёлый счёт ", "Живые числа" и т.д.

        Вторая группа математических игр служит для знакомства детей с днями недели. Детям объясняют, что каждый день недели имеет своё название, для лучшего запоминания они обозначаются кружками разного цвета. Наблюдения проводятся несколько недель, каждый день обозначают своим кружком, чтобы дети самостоятельно сделали вывод, что последовательность дней недели неизменна. Ребёнок объясняет, что в названии дня недели угадывается какой это день по счёту. После беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности, например: " Живая неделя ", " Двенадцать месяцев ", "Круглый год" и др.                                                                    

        В третью группу входят игры на ориентировку в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях,  определять своё место по заданному условию, при помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.  Существует множество игр, способствующих к развитию пространственного ориентирования у детей, например: "Художник", " Вперёд-назад", "Свой домик" и т.д. Играя в рассмотренные игры, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

        Для закрепления знаний о формах геометрических фигур детям  предлагается узнать в окружающих предметах форму треугольника, круга, квадрата, проводится игра типа "Лото". С целью закрепления знаний о геометрических фигурах, развития внимания и воображения в непосредственно образовательной деятельности и в свободное время можно предложить д/и "Геометрическая мозаика» : составить изображение предмета из геометрических фигур (по готовому разрезанному образцу); собрать фигуру человека (по условию); просто человека (по собственному замыслу).

         К пятой группе относятся игры на развитие логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, влияющих на развитие творческих способностей у детей, т.к. они способствуют развитию нестандартного мышления у ребят, например, "Найди нестандартную фигуру, чем отличается?", "Исправь ошибку художника" и т.д. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это игры-цепочки закономерностей.

  lll. Место проведения дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности по математике.

        Содержание работы строится на основе общих педагогических принципов: доступность, непрерывность, целостность, научность, системность, преемственность. При этом роль несложного и в то же время занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Педагогу необходимо активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

        Дидактические игры включаются в содержание непосредственно образовательной деятельности как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием непосредственно образовательной деятельности. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

       В младшей группе, особенно в начале года, вся непосредственно образовательная деятельность должна быть проведена в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце непосредственно образовательной деятельности с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так, в средней группе в непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от НОД время для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.

 

IV. Практика.

      Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой следующие педагогические задачи: развивать у детей память, мышление, воображение – то, без чего невозможно развитие ребенка в целом. В непосредственно образовательной деятельности по математике  с детьми младшей группы, в основном ранее не посещающей детский сад, я обратила внимание, что они редко отвечали на вопросы, сомневались в своих ответах, их внимание и память были слабо развиты. Ребята допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, путали название геометрических фигур и так далее.

        Изучая новую литературу, я поняла, что могу исправить пробелы знаний у детей, используя в своей работе различные дидактические игры и занимательные упражнения. Я заметила положительные эмоции у детей, возникающие во время дидактических игр, которые активизируют их активную деятельность, обеспечивают решение задач,  связанные развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и  формирования способности сравнивать, сопоставлять, делать вводы и обобщения. Это доказывает мне о корригирующей роли дидактических игр.

         Мои наблюдения показали, что детей в дидактических играх больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием, двигаются, играют с мячом и т.д. Им нравятся такие игры, как «Расставь матрешек по росту» (дидактический материал - кукла матрешка), « Разложи кольца «(дидактический материал - башенка из колец), «  Кто куда хочет пойти и кто что хочет найти?» (дидактический материал - игрушки), « Угадай, что в мешочке» (дидактический материал- геометрические фигуры и тела) и т.д. Особый интерес дети проявляют к играм , которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например  игра «Что изменилось?», «Который по счету?»

      Особенно высоко ценились игры с красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками на которых изображались предметы окружающей ребенка действительности. Такие игры особенно увлекали детей и пробуждали интерес к изучаемому материалу.

        Разнообразие дидактических игр, используемых мною в непосредственно образовательной деятельности по математике и в свободное время, помогает детям усвоить программу  математики в доступной форме. При отборе дидактических игр я принимала во внимание    коррекционные цели обучения, учитывала особенности развития детей дошкольного возраста, а также детей, испытывающих трудности в обучении математике, потенциальные возможности детей.

         Вся моя работа также велась в тесной связи с родителями. Им было предложено анкетирование: «Любимые игры вашего ребенка». Мной была проведена консультация «Дидактичес кие игры в жизни ребенка», «Занимательные игры», организована беседа с родителями «Влияние дидактических игр на математическое развитие ребенка». В уголке для родителей регулярно вывешивается наглядная информация с различными примерами дидактических игр, с рекомендациями как правильно играть с ребенком. Родители активно включились в нашу работу, часто обращались за советом и рекомендациями.

         Также детям  я давала разнообразные домашние задания: различные дидактические игры, работа в рабочих тетрадях «Азбука счета», «Ступеньки к школе», которые они с удовольствием выполняли дома.      

        Проведенная мною работа по формированию математических представлений у детей дала положительные результаты: ребята стали хорошо справляться со всеми заданиями, употреблять слова для обозначения положения предмета относительно чего либо.

          Стабильная, систематичная работа в данном направлении позволила мне повысить уровень математических знаний у детей, сформировать соответствующий уровень умений и навыков.

       Обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения, так как учение должно быть радостным!

         Полученные знания и умения ребенок может закреплять в повседневной жизни как в детском саду, так и в семье.

    Заключение.

         Ценность дидактических игр  в процессе непосредственно образовательной деятельности по математике заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию детей, благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.  

         Дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры.

         Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку.

Литература:

В. Волина "Занимательная математика для детей" - С.-Пб .:  Дидактика, 1994 г.

Л. А. Венгер  "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста" - М.: Просвещение, 1989 г.

Е. В. Колесникова "Развитие математического мышления у детей 5-7 лет" - М.: Акалис, 1996 г.

Н. А. Зайцев "Письмо. Чтение. Счет" – СПБ.: Лань, 1997 г.

М. К. Сай, Е. И. Удальцова "Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду" – Минск.: Народная Асвета, 1979 г.

М. Н. Перова "Дидактические игры и упражнения по математике" - М.: Просвещение, 1996 г.

З. А. Михайлова "Игровые занимательные задачи для дошкольников" - М.: Просвещение, 1985 г.

В. П. Новикова "Математика в детском саду" - М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

"Дидактические игры по математике для дошкольников" ped-kopilka.ru > Блоги > Дидактические игры.

"Дидактические игры на занятиях по математике" referat-web.ru > content/mathematics/.

С. Бантикова "Геометрические фигуры" - //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности по математике.

СодержаниеВведение.       I.          Роль дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности по математике в Д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в старшей группе «Путешествие в страну математики»

Задачи:Образовательные:Закреплять умение решать логические задачи;Закрепить знания детей о геометрических фигурах;Закрепить умение составлять узоры по схемам.Развивающие:Развивать слуховое и зрительно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике в подготовительной группе " Путешествие в страну Математика".

«Путешествие в страну математика»Цель:  Формировать у детей элементарные математические представления .Задачи: Образовательные: Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 10...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математики в подготовительной группе «Веселое путешествие по стране Математике ».

Цель: Обобщить математические представление детей подготовительной группы.Задачи: 1.                Воспитывать личностные ка...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в старшей группе с использованием ИКТ по теме: «В гости к Фее математики»

«В гости к Фее математики»Цель: учить детей пользоваться информационными технологиями, формировать элементы логического мышления.Задачи:1.     Развивать мелкую моторику рук,...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по математике с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Царство Математики»

Цель: обобщение и закрепление полученных ранее знаний.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей: счет в пределах 10, представления о числовом ряде, предыдущем и последующем числе, умение ориенти...