Перспективное планирование кружка "Занимательная математика" в подготовительной группе.
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему

ХАМИДУЛЛИНА ГУЛЬНАЗ ХАМИСОВНА

перспективное плнирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_kruzhka.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план кружка «Занимательная математика»

                                                                                                             Введение

       Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.

На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая героям сказок и мультфильмов выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.

Данная программа состоит из разделов: введения, пояснительной записки, учебно – тематического плана, содержания программы, ожидаемых результатов, методического обеспечения программы, материального обеспечения программы, литературы. Программа реализуется в объёме 36 часов в подготовительной группе детского сада, ориентируется на запросы и потребности детей и родителей. 

                                            

  

Пояснительная записка

    

Программа математического   кружка «Занимательная математика» составлена на основе программы Помораевой И.А, Позиной В. А «Формирование элементарных математических представлений.» (6-7 лет), рассчитана на 1 год. Программа   направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития. 

Поскольку игровая деятельность является ведущей   в дошкольном возрасте, особенностью работы является то, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.

Занятия распределены по разделам:

  • Количество и счет
  • Величина
  • Ориентирование в пространстве и во времени
  • Геометрические фигуры
  • Логические задачи (приложение№2)

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку  времени и режима занятий.

Цель программы: создание условий для углубления знаний детей по сенсорному развитию.

Задачи программы: 

  • способствовать формированию общего представления о множестве и числе;
  • способствовать формированию навыков количественного и порядкового счета в пределах 20;
  • создать условия для знакомства с составом числа;
  • способствовать развитию умений детей решать простейшие арифметические задачи;
  • способствовать формированию умений соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
  • создать условия для формирования умений сравнивать множества;
  • обеспечить условия для знакомства с математическими знаками;

Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.

Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.  

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность.

Занятия проводятся в игровой форме 1 раз в неделю 25-30 минут. 

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики Помораевой И.А, Позиной В.А. «Формироваие элементарных математических представлений (6-7 лет)», провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.

      Дети должны уметь: 

  • Объединять группы предметов по общему признаку
  • Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);
  • Называть числа в прямом порядке до 20;
  • Соотносить цифру и количество предметов;
  • Пользоваться цифрами и математическими знаками;
  • Различать величины: длину, ширину, высоту;
  • Делить предметы на несколько равных частей
  • Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

 Дети должны знать:

•                     Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;

•                     Предшествующее число, последующее число, соседей числа;

•                     Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;

•           Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года

В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание                                                                                                                                              

                                                                                            Тематическое планирование                                                          

Тема

Количество занятий

 1

Количество и счет

9

 2

Величина

9

 3

Ориентирование в пространстве и во времени

9

 4

Геометрические фигуры

9

                                                                                  Перспективное планирование

 

Раздел

Задачи:

 Количество

 и счет

Развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

Геометрические фигуры

Закрепить представление о геометрических фигурах и их свойствах. Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Изображение фигур в тетради в клетку, составление символических изображений из геометрических фигур.

Определение величины

Учить делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляют умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине. развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Ориентировка во времени

Уточнение и закрепление знаний о временах года, месяцах, днях недели.

Решение логических задач

Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)


 

Календарное планирование работы кружка

«Занимательная математика»

сентябрь

Количество

и счет:

       

Закреплять умение считать до 10; разгадывать математические загадки; работать со счетным материалом.     

«Незнайка в гостях» 

Цель: учить видеть равное количество

 разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

«В какой сетке больше мячей»

Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.

Величина.

Раскладывать предметы по возрастанию; способствовать развитию глазомера

«Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Ориентировка во времени.

Ориентировка в пространстве.

Закреплять временные представления

 «12 месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах.

 «Когда это бывает?» Математическая сказка

 «Художники» №2

Цель: развитие ориентировки в пространстве

Геометрические фигуры

Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, прямоугольник

«Сломанная машина»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

«Приключения Маши и Вани» Математическая сказка

октябрь

Количество

и счет:

Числа и цифры от 1 до 4. 

Соотнесение количества предметов с цифрой. 

Знаки + и -. 

«Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Величина.

Большой, маленький, поменьше.

««Достань мяч» Карточка

Цель: закрепить понятие величины.

Ориентировка во времени.

Знакомство с названием осенних месяцев.

«Назови пропущенное слово»

Цель: закрепить знания о днях недели.

 

Ориентировка в пространстве.

Ориентировка на листе бумаги.

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Геометрические фигуры

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку.

 «Подбери фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

«Как Круг и Квадрат отправились в поход» - математическая сказка

ноябрь

Количество и счет

Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки.

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Величина

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

«Что шире, что уже»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.

 

Ориентировка в пространстве.

Понятия: лево -право, впереди, сзади.

«Как расположены фигуры»

Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

 «Лабиринт»,

«Помоги мышке добраться к сыру»,

 «Что где находится?»

Ориентировка во времени.

Повторение названий осенних месяцев. Части суток.

«Когда это бывает»

Цель: закрепить знания о частях суток.

 «Вчера, сегодня, завтра»,

«Когда это бывает?»,

«Какой сегодня день?»

Геометрические фигуры

Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры.

««Сложи из палочек»

Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

Какие фигуры видишь?»

«Заполни пустые квартиры»,

«Кто лишний и почему?»,

декабрь

Количество и счет

Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>.

«Поездка»

Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.

«Яблоко» -Математическая сказка

Величина

Часть и целое.

«Кто какого роста?»

Цель: установление отношений между величинами.

 «Снеговики»,

Ориентировка во времени и в пространстве

Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели.

«Клумба»

Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.

«Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

 «Назови пропущенное слово»,

 «Найди игрушку»,

«Найди похожую»,

Геометрические фигуры

Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части.

«Сложи фигуру»

Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

январь

Количество и счет

Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших Решение примеров на сложение и вычитание Знаки <,>.

«Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

 

Ориентировка во времени и в пространстве

Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток.

«Найди парную картинку»

Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

 

Величина.

Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части.

«Чем отличаются полоски?»55

Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине.

 

Геометрические фигуры.

Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.

«Где какие фигуры лежат»

Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.

 «Сколько треугольников?»,

 «Кто где живет?»

февраль

Количество и счет

Числа и цифры 1-9.Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших.

«Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Геометрические фигуры

Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур

Повторение названий геометрических фигур.

«Кто быстрее найдет предмет?»

Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.

Ориентировка во времени

Дни недели. Месяцы зимы. Части суток.

 

Ориентировка в пространстве.

 «Куда бросим мяч?»

Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве.

Величина.

Длинный - короткий. Часть и целое.

«Разложи по порядку»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.

 «Где, чей дом?»

март

Количество и счет.

Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших.

«Аэродром»

Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. «Заполни пустые клетки»,

Величина

Сравнение предметов по всем показаниям величины.

««Сосчитай, не ошибись»

Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров

Геометрические фигуры

Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур

«Кто больше увидит»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

«Гном строит дом»

Ориентировка во времени и в пространстве.

Повторение названий месяцев осени и зимы.  Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года.

«Угадай, где стоит»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

 «Лови, бросай, дни недели называй»,

«Неделя стройся!»,

«День и ночь- сутки прочь»,

апрель

Количество и счет

Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом.

«Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

«Теремок» - математическая сказка

 «Игры с разноцветными прищепками»

Геометрические фигуры

Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник.

«Найди свою фигуру»

Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

«Укрась коврик»,

«Что на что похоже?»,

Ориентировка во времени и в пространстве                                   

Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

«Найди нужную картинку».

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

«Времена года»,

  «Назови скорей»

Цель: формирование знаний о днях недели.

Величина

май

     

     

Количество и счет.

Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала.

«Каких кружков больше»

Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10

 

«Сколько разных игрушек»

Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.

 «Напиши цифру»,

Геометрические фигуры

Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур.

«Кто быстрее найдет»

Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур.

Величина

Ориентировка в пространстве и во времени.

Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года.

«Подумай и закрась»

Цель: развивать умение выделять признаки предметов.

 

«Назови скорее», «Нарисуй правильно»

     

  Литература.

1 От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.    Комаровой, М. А. Васильевой. - М.  Мозаика-Синтез, 2014

2. И.АПомораева , В.А.Позина  «Формироваие элементарных математических представлений (6-7 лет)» - М. Мозаика-синтез,2013

3. Н.Е Веракса,, О.Р,Галимов «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)» - М. Мозаика-синтез,2013

4. Е.Е Крашенинников, О.Л.Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет)» - М.Мозаика-синтез,2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ - МЛАДШАЯ ГРУППА

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ - МЛАДШАЯ ГРУППА...

перспективное планирование по математике подготовительная группа Петерсон, Холина

перспективное планирование по математике подготовительная группа Петерсон, Холина но по программе Детство...

перспективное планирование по математике старшая группа

перспективное планирование по математике старшая группа...