Конспект открытого занятия по математике: " Прямоугольник" средняя группа
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Шестакова Валентина Григорьевна

знакомство с геометрической формой - прямоугольник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект открытого занятия19.67 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ

ОТКРЫТОЕ

ПО МАТЕМАТИКЕ

« ПРЯМОУГОЛЬНИК»

Средняя группа

Воспитатель: Шестакова В.Г.

12 октября 2016г.

Тема «Прямоугольник»

Цель:

-сформулировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки,

выделять фигуры формы прямоугольника среди фигур разной формы;

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя( на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом « спросить у того, кто знает»;

- закрепить геометрические и пространственные представления, счёт до пяти, умение соотносить цифру с количеством, умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам;

- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание и память, речь и мелкую моторику, фантазию и воображение, смекалку, логическое мышление, творческие способности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: квадрат, прямоугольник, изображение ёлки, человечка, карточки с цифрами1-5, карточки с геометрическими фигурами, картинки с предметами прямоугольной и непрямоугольной формы.

Раздаточный: квадрат, прямоугольник, карточка с нарисованной на ней речкой.

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя.

- Были ли вы в театре?

- Хотите сегодня посмотреть в театре спектакль?

2. Актуализация знаний.

Игра « Билеты в театр»

Дидактические задачи:

- актуализировать представления о круге, квадрате, треугольнике, овале, умение их распознавать среди геометрических фигур;

- закрепить счётные умения, умение соотносить цифру с количеством;

- тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение, развивать внимание и память, речь.

Что нужно сделать, прежде чем пойти в театр?

Дети покупают у воспитателя билеты, на которых изображено разное( от 1 до 5) количество одинаковых геометрических фигур и разного цвета - кругов, треугольников, квадратов , овалов.

Детям нужно занять место, на котором записана цифра, показывающая количество фигур на билете, и соответствующая им по цвету.

Воспитатель проверяет билеты.

- Сколько фигур на твоём билете?

- Знаете ли вы, как нужно вести себя в театре?

- Почему нельзя шуметь, разговаривать, ходить во время спектакля?

3. Затруднение в игровой ситуации.

Игра « Прямоугольник и квадрат»

Воспитатель выставляет на доске прямоугольник и квадрат. Короткая сторона прямоугольника и сторона квадрата одинаковые по длине.

- Жили – были два друга. Один из них вам знаком. Как его зовут?

Пошли они в лес. Высота ёлки равна длинной стороне прямоугольника.

Вдруг слышат друзья, что кто-то плачет. Как вы думаете, кто и почему может плакать в лесу? ( изображение человечка)

Человечек обратился за помощью к квадрату: « Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?( ставит человечка на квадрат)

-Увидел человек свой дом?

- Почему он не смог этого делать?  ( Ёлка выше человечка)

4.Открытие нового знания.

- сформировать представление о прямоугольнике, как общей форме некоторых предметов, познакомить с некоторыми свойствами;

- сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

- закрепить пространственные отношения « выше» - « ниже», «длиннее»

« короче», умение определять, называть и сравнивать свойства предметов;

- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, сравнение и обобщение, развивать речь, инициативность, творческие способности.

-Что делать? Выслушивает версии детей.

Давайте попробуем повернуть квадрат. Что-то изменилось? ( Нет)

Жаль что у квадрата все стороны одинаковые! А у второй фигуре тоже одинаковые стороны?

-Что же получиться, если её перевернуть?

-Чем это поможет? Переворачиваем прямоугольник и ставим на него человечка и хвалим детей: « Молодцы! хорошо придумали!»

-Чем похожи обе фигуры? Сколько у них сторон, сколько углов?

-Почему же вторая фигура помогла человечку?

5. Затруднение в игровой ситуации.

Игра « Прямоугольник и квадрат» (продолжение)

- создать мотивационную ситуацию для знакомства детей с названием прямоугольника;

- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

- Пролетала мимо сорока. « Ну что увидел свой дом? Кто тебе помог?

Человечек не знает имени помощника, так как дети не знают название прямоугольника.

- Смогли вы помочь человечку? Нет.

- Почему не смогли? Мы  не знаем, как зовут вторую фигуру.

6.Преодаление затруднения.

- познакомить с названием новой геометрической фигуры – прямоугольника.

Как надо поступить, если не знаешь чего-то имени?  Надо у кого то спросить. Дети спрашивают у прямоугольника, как его зовут, а затем повторяют новое слово.

-Кто помог человечку увидеть свой дом?- фиксируем  внимание детей

-новая фигура прямоугольник.

7. Включение нового знания в систему знаний.

- организовать активный отдых детей, развивать фантазию, смекалку.

- Человечек, взобравшись на прямоугольник, увидел свой дом. Он был довольно далеко, за речкой. Идти надо по лесу по очень узкой тропинке, по краям колючий кустарник.

-Как вы пойдёте? ( боком). Дерево перегородило тропинку- подлезть.

Игра « Мост».

На пути человечка река, ширина реки не одинакова. Есть дощечки- квадрат и прямоугольник.

- Как человечку перебраться через реку? Дети предлагают варианты.

Нужно построить мост из дощечек.

-Какой формы дощечку вы взяли?

- Почему не взяли для строительства квадрат?

-Почему с помощью прямоугольника вам удалось построить мост?

Игра « Подбери по форме».

Человечек просит подобрать картинки прямоугольной формы. Воспитатель просит назвать то, что нарисовано на картинке.

Дети называют, согласовывая прилагательное с существительным в роде.- Почему вы не взяли остальные картинки?

Итог занятия.

- Где вы сегодня побывали?

-Чем вы помогли человечку?

-Что вам больше всего понравилось на занятии?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь человечку найти свой дом, потому что знают, чем прямоугольник отличается от квадрата.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе на тему: "Путешествие в королевство Математике"

Занятие в подготовительной группе по математике по программе "От рождения до школы", которое проводится в начале учебного года . Цели данного занятия:  закрепление навыков количественного счета в...

Конспект открытого занятия по математике средняя группа

Конспект открытого занятия по образовательной области "Познание" (ФЭМП)...

Конспект открытого занятия по математике средней группы №5 "Поездка в сказочный лес"

Продолжать учить детей сравнивать и соотносить пять предметов по размерам. Упражнять в счете предметов в пределах 5; упражнять детей в умении выделять сходство геометрической фигуры с заданн...