Образовательная область "Познавательное развитие" непосредственно-образовательная деятельность «Формирование элементарных математических представлений» Тема: "Путешествие по стране Геометрия".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Казанцева Марина Александровна

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема: "Путешествие по стране Геометрия".

Цель: формировать навыки элементарных математических представлений на основе познавательной активности, любознательности, закреплять и обобщать полученные знания посредством игровой деятельности.

На протяжении всей   непосредственно образовательной деятельности осуществлялась интеграция образовательных областей:

«Познавательное  развитие»:

- упражнять детей в прямом счете в пределах 10;

-закреплять знания о геометрических фигурах;

- закреплять представления о месте числа в числовом ряду;

-формировать навыки ориентировки во времени;

-развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.

"Физическое развитие":

-обеспечить условия для профилактики утомляемости детей через смену видов учебной деятельности;

-развивать общую моторику и координацию движений;

- закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом

 «Речевое развитие»:

-формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать диалогическую речь воспитанников;

-обогащать активный словарь посредством выполнения заданий;

- приучать детей проявлять инициативу, совершенствовать речь как средство общения.

«Социально - коммуникативное развитие»:

- способствовать к самостоятельному поиску и выбору действий, формирующих активную позицию ребенка в познании и преобразовании окружающего мира.

-стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении;

-развивать социальный и эмоциональный интеллект;

-закреплять умения отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи.

«Художественно-эстетическое развитие»:

-учить обращать внимание дошкольников на музыкальное оформление и ИКТ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл putesh._v_volsh._stranu_matemat.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС  №12 «Росинка»

Образовательная область "Познавательное развитие"

непосредственно-образовательная деятельность

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема: "Путешествие по стране Геометрия".

(разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

 от пяти до семи лет)

Подготовила и провела:

                                                                                                                 воспитатель

                                                                                                                       М.А Казанцева.

Используемая литература:

1. Математические игры в картинках 5-6 лет. Развитие математических способностей у старших дошкольников. ФГОС, 2017 г.

2. Формирование математических представлений у детей. Планирование образовательной деятельности на каждый день. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет). Март-май. ФГОС ДО

3. Математические игры с геометрическими формами и цифрами 5-6 лет. Развитие математических способностей у старших дошкольников. ФГОС

4. cсайт: www. http://festival.1september.ru/

Октябрь, 2016

Образовательная область "Познавательное развитие"

непосредственно-образовательная деятельность

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема: "Путешествие по стране Геометрия".

 (разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР от пяти до семи лет)

воспитатель МБДОУ ДС  №12 «Росинка» Казанцева Марина Александровна.

Цель: формировать навыки элементарных математических представлений на основе познавательной активности, любознательности, закреплять и обобщать полученные знания посредством игровой деятельности.

На протяжении всей   непосредственно образовательной деятельности осуществлялась интеграция образовательных областей:

«Познавательное  развитие»:

- упражнять детей в прямом счете в пределах 10;

-закреплять знания о геометрических фигурах;

- закреплять представления о месте числа в числовом ряду;

-формировать навыки ориентировки во времени;

-развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.

"Физическое развитие":

-обеспечить условия для профилактики утомляемости детей через смену видов учебной деятельности;

-развивать общую моторику и координацию движений;

- закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом

 «Речевое развитие»:

-формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать диалогическую речь воспитанников;

-обогащать активный словарь посредством выполнения заданий;

- приучать детей проявлять инициативу, совершенствовать речь как средство общения.

«Социально - коммуникативное развитие»:

- способствовать к самостоятельному поиску и выбору действий, формирующих активную позицию ребенка в познании и преобразовании окружающего мира.

-стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении;

-развивать социальный и эмоциональный интеллект;

-закреплять умения отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи.

«Художественно-эстетическое развитие»:

-учить обращать внимание дошкольников на музыкальное оформление и ИКТ.

Виды детской деятельности: 

-игровая,

- познавательная,

-продуктивная,

- коммуникативная.

Методы: рецептивный, наглядно-практический,

Приемы: показ, демонстрация, рассказ, инструкции, вопросы к детям, дидактические игры.

Предварительная работа: беседа с детьми, дидактические игры.

Оборудование и наглядные материалы: мультимедийное оборудование, видео-письмо, карточки с заданиями; ворота с геометрическими фигурами, гномы(дни недели), тоннель(для пролазания), конусы с цифрами(для ходьбы змейкой), канат, математические задания(мультимедия), шары и фломастеры(на каждого ребенка), Танграм для дидактической игры, видеообращение королевы.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети входят в зал под веселую, бодрую, музыку.

Воспитатель: Посмотрите, у нас в зале присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Сегодня утром мама Есении Бабинцевой передала нам вот это письмо, и сказала открыть его в 9:00, давайте посмотрим от кого письмо? (открываем письмо, а здесь видео письмо)

   Здравствуйте ребята, меня зовут  Цифроежка.  Жители нашей страны очень любят играть в математические игры, петь, танцевать. Самая веселая среди нас королева Математика. Но в последнее время она загрустила, ни с кем не играет, только плачет. Жители всей страны расстроились из-за этого и тоже загрустили. Я прошу вас помочь развеселить королеву и вернуть в эту замечательную страну смех и радость. Но смогут это сделать только дружные, смелые, добрые дети, которые правильно выполнят все задания на пути. А задания вы найдете в конвертах. Желаю удачи!

Воспитатель: Ну что, поможем Цифроежке? Но чтобы наше путешествие прошло удачно, мы сделаем разминку. Тогда можно отправляться в путь.

Проводится занимательная разминка:

1. Отправляемся в поход. Много нас открытий ждет. Мы шагаем друг за другом. Раз-два, раз-два, выше ноги, детвора! (Ходьба в колонне по одному)

2. На носочки дружно встали, Друг за другом зашагали, Мы до солнца достаем, На носках легко идем! (Ходьба на носках)

3. Руки за спину убрали. И на пяточки мы встали. Свои спинки выпрямляем, Голову не опускаем. (Ходьба на пятках)

4. Выше ноги поднимаем, Через кочки мы шагаем. Раз-два, раз-два, носочек тянем, детвора!(Ходьба с высоким подниманием колена)

5. Друг за другом побежали, Только пятки засверкали. Будем с вами мы бежать, Никому нас не догнать! (Бег)

7. Отдохнем теперь мы дружно, Отдышаться всем нам нужно. (Дыхательные упражнения)

Воспитатель: Посмотрите, что это?  какие необычные ворота нас встречают. Что изображено на  воротах? Они закрыты, а пройти через ворота мы сможем только тогда, когда выполним все задания.

1)Посчитайте, сколько всего фигур на воротах.

2)Посчитайте, сколько здесь красных фигур.

3)А сколько здесь треугольников?

4) Посчитайте, сколько желтых кругов.

5)Посчитайте, сколько здесь маленьких квадратов.

- Молодцы, ворота открываются, Путь наш продолжается.

конверт находят -задание на экране

Взгляните, ребята, здесь гномы, для чего они здесь? и конверт. Скорее письмо открываем и видео задание выполняем!

 Здесь веселая загадка – отгадайте-ка, ребятки!

-Братцев этих ровно семь,

-Вам они известны все.

-Каждую неделю кругом

-Ходят братцы друг за другом!

Воспитатель: А вы догадались, как зовут этих гномов?

Дети: дни недели

Воспитатель: правильно, молодцы! Ну-ка, быстро, по порядку, вы расставьте их, ребятки!

(Дети расставляют гномов по порядку)

Воспитатель: Назовите дни недели, начиная с понедельника. (Дети называют). Какой сегодня день недели? А завтра будет… Назовите выходные дни.

-Молодцы, ребята. Продолжаем наше путешествие.

По дороге вновь идем и в тоннель мы попадем.

На четвереньках проползем.

Проползем столько раз, сколько глаз у каждого из вас!

- Сколько раз мы проползем?

Дети: два. (Проползание в тоннель)

Воспитатель: 

Дальше змейкой мы идем,

Друг за другом, дружно в ряд,

И видим числовой мы ряд!

Воспитатель: Ребята, посмотрите на цифры, что здесь необычного?

Дети: Между цифрой четыре и цифрой шесть, лежит конверт!

(Дети находят конверт с заданием, между цифрой четыре и цифрой шесть).

Воспитатель: Но прежде чем мы откроем конверт, скажите, какой цифры здесь не хватает?

Дети: Цифры 5

Воспитатель: А теперь открываем конверт: Вы на схему посмотрите и фигуру соберите. ( Танграм)

Воспитатель: Собрались мы по порядку, Продолжаем путь, ребятки. Смотрите, преграда у нас на пути, Сумеем легко по ней мы пройти! Руки на пояс надо убирать и по удаву боком шагать. А пройдем мы столько раз, Сколько на светофоре глаз.

- Сколько раз мы по удаву пройдем?

Дети: три. (Ходьба детей по канату – удаву)

Воспитатель:

Взгляните, под головой удава конверт

Вновь с заданием оно:

Задания слушайте внимательно 

И выполняйте  их старательно!

Математические задания:

  1. Ходит Петушок - красный гребешок,

Шесть хохлаток тоже там.

Сколько всех?

Скажите нам!

2. Сколько рогов у двух коров?

3. Три ромашки-желтоглазки,

    Два веселых василька

    Подарили маме дети.

    Сколько же цветов в букете?

4. Как-то четверо ребят

    С горки покатились.

    Двое в саночках сидят,

    Сколько в снег свалились?

5. Два цыпленка стоят,

    Два в скорлупке сидят.

    Сколько будет детей

    У наседки моей?

Воспитатель:. Посмотрите, препятствий больше нет на нашем пути. Немало препятствий мы одолели .Значит путь наш приблизился к концу.

Итог: Трудным было наше путешествие? Какие трудности вам встретились? Вы смогли их преодолеть? Что помогло вам справиться со всеми заданиями?

 (появляется королева Математика)

Королева Математика:

Здравствуйте, ребята! Мой друг Цифроежка рассказал мне о ваших приключениях, о том, какие вы сообразительные, ловкие, смелые и дружные! Я всегда всем говорила, что математика совсем не скучная наука, и открывает она свои двери тем, кто готов справиться с любыми сложными заданиями. Вы достойно прошли все испытания, и от этого мое настроение стало радостным и веселым. До свидания!

Воспитатель: 

   Я предлагаю вам взять яркие шарики и нарисовать улыбки, которые мы подарим  

(Дети разрисовывают воздушные шары)

Мне очень понравилось наше путешествие, давайте: «Математике и спорту крикнем дружно мы: «Ура!»

Дети уходят в группу.

Самоанализ

непосредственно-образовательная деятельность

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема: "Путешествие по стране Геометрия".

 (разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР от пяти до семи лет)

воспитатель МБДОУ ДС  №12 «Росинка» Казанцева Марина Александровна.

Цель: формировать навыки элементарных математических представлений на основе познавательной активности, любознательности, закреплять и обобщать полученные знания посредством игровой деятельности.

На протяжении всей   непосредственно образовательной деятельности осуществлялась интеграция образовательных областей:

«Познавательное  развитие»:

- упражнять детей в прямом счете в пределах 10;

-закреплять знания о геометрических фигурах;

- закреплять представления о месте числа в числовом ряду;

-формировать навыки ориентировки во времени;

-развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.

"Физическое развитие":

-обеспечить условия для профилактики утомляемости детей через смену видов учебной деятельности;

-развивать общую моторику и координацию движений;

- закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом

 «Речевое развитие»:

-формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать диалогическую речь воспитанников;

-обогащать активный словарь посредством выполнения заданий;

- приучать детей проявлять инициативу, совершенствовать речь как средство общения.

«Социально - коммуникативное развитие»:

- способствовать к самостоятельному поиску и выбору действий, формирующих активную позицию ребенка в познании и преобразовании окружающего мира.

-стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении;

-развивать социальный и эмоциональный интеллект;

-закреплять умения отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи.

«Художественно-эстетическое развитие»:

-учить обращать внимание дошкольников на музыкальное оформление и ИКТ.

Виды детской деятельности: 

-игровая,

- познавательная,

-продуктивная,

- коммуникативная.

Форма работы: с группой воспитанников.

Присутствовало 7 детей: 6 мальчиков и 1 девочка.

Программное содержание материала, его объем и сложность соответствуют возрастным, физическим и индивидуально-психологическим особенностям детей седьмого  года жизни, требованиям ФГОС.

Эстетика, длительность, гигиенические требования к проведению непосредственно образовательной деятельности и оборудованию отвечают СанПин.

     Личностно-ориентированный подход в общении с детьми способствовал активному диалогу, эмоциональному сближению, проявлению  устойчивого интереса детей на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность  построена  поэтапно. Все этапы взаимосвязаны между собой, логичны, содержательны.

Во время НОД использовала разнообразные методы и приемы: мотивационно-побудительный момент - встреча с мамой Есении, которая принесла конверт; видеообращение Цифроежки; задания математического и физического характера: «Открой ворота с геометрическими фигурами», Игра «Гномы-дни недели», «Проползи в тоннель», «Пройди змейкой и скажи какой цифры нет»; «Пройди по канату»; «Реши математические задания»; видеообращение королевы к детям   на решение поставленной цели и задач. НОД была построена в несколько этапов. Все этапы взаимосвязаны между собой, лаконичны, содержательны и эффективны.

        Организационный момент выполнял две важные функции: организацию группы детей к активному участию в НОД и созданию условий, способствующих введению дошкольников в познавательно деятельность.

        Общение на правах партнерства, культурная языковая среда, связь с другими областями программы, поисковая деятельность, способствовали усвоению программного материала. Задания подбирались с опорой на  зрительный, слуховой, тактильный, анализаторы.

        При проведении НОД проводилась смена видов деятельности для предупреждения переутомляемости.

        Для повышения интереса детей, побуждения к поиску решений, развития речевой активности на протяжении всей НОД  использовались дидактические, словесные игры, физические упражнения, обследования предметов, строился и поддерживался диалог с детьми. Для того, чтобы заинтересовать детей использовались игровые моменты, которые способствовали формированию положительной установки детей на участие в непосредственно образовательной деятельности. Мои небольшие ошибки в НОД основывались, на мало уделенных индивидуальных заданиях, недостаточной эмоциональности и музыкального сопровождения .

    Наиболее удачные моменты НОД: использование игровых моментов для активизации мыслительной, речевой, познавательной деятельности, в процессе нод, обоснованные ответы детей на вопросы педагога.

 Считаю, что поставленные цели были достигнуты, программный материал детьми усвоен.