Занятие в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений на тему "Зимние виды спорта"
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

На занятии использованы игры, направленные на активизацию познавательной деятельности детей через вовлечение их в процесс самостоятельного поиска и решения задач математического содержания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Зимние виды спорта».

Возраст: подготовительная к школе группа

Цель: активизация познавательной деятельности детей  через вовлечение их  в процесс   самостоятельного поиска и решения задач математического содержания.  

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимние виды спорта»,   спортивных атрибутах; совершенствовать грамматический строй речи (формы множественного числа имен существительных в родительном падеже).
  • Закрепить умение решать простые арифметические задачи  на сложение и вычитание;  понимать вопросы: «На сколько больше?», «На сколько меньше?»; совершенствовать навыки порядкового и количественного счета.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление  через  умение  классифицировать, используя метод моделирования.
  • Формировать потребность в общении со сверстниками и взрослыми в организованной совместной деятельности:  в парах, подгруппах ,  в коллективе.
  • Развивать  любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки.
  • Развивать мелкую  моторику, внимание, зрительную и слуховую память.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.
  • Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни.

Материалы и оборудование: презентация с элементами занятия, отрывок из мультфильма «Приходи на каток»,  иллюстрации «Зимние виды спорта», модели «Виды спорта»,  пиктограммы «Виды спорта», доски для художественного конструирования, «шайбы» с математическими задачами, мяч,  логическая игра «Судоку», «Пройди лабиринт», «Попади в мишень», белые листы бумаги, мишень для физминутки, головоломка «Сложи круг», шоколадные медали.  

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин с изображение видов спорта, беседа по иллюстрациям «Виды спорта», отгадывание загадок по теме.

Методические приемы: обсуждение, рассказывание, вопросы, решение проблемных задач  (разгадывание ребусов), пальчиковые игры, дидактические игры, использование мультимедийных средств, сюрпризный момент.

Активизация словаря: хоккей, парное – одиночное фигурное катание, биатлон, бобслей, скелетон, санный спорт, тренер, спортсмен.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня наша встреча начнется с просмотра отрывка мультфильма.  Посмотрите  и скажите, пожалуйста, чему будет посвящено наше занятие, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать.

- Зима. Любимая пора года не только детишек, которые любят поиграть в снежки и повалятся в снегу, но и….. (дети смотрят мультфильм «Приходи на каток»)

- Да, поговорим мы сегодня о спорте и видах спорта.
- Ребята, а что такое спорт? (ответы детей Спорт – это занятие физическими упражнениями, регулярные тренировки, спортивные соревнования). Спорт – это шанс показать свои личностные качества, возможность укрепить здоровье и получить заряд бодрости. Он может быть увлечением, профессиональной деятельностью, способом реализации внутреннего потенциала. В любом случае спорт является прекрасным средством для самосовершенствования человека.

Большинство из нас обожает наблюдать за ходом спортивных состязаний, болеет за любимых спортсменов. Ведь при этом мы испытываем азарт, восторг, разочарование и прочие острые эмоции, которые в обычной жизни не имеют такого яркого воплощения.
- Как называют людей, которые занимаются спортом? (спортсменами).

- Это чаще всего люди какие? (выносливые, храбрые, смелые, решительные, сильные, ловкие, здоровые)
- А что нужно делать, чтобы стать спортсменом? (нужно делать каждое утро зарядку, заниматься физкультурой, закаляться).

- Какие виды спорта представлены в мультфильме? К какой группе их можно отнести?

- На какие группы можно разделить все виды спорта?

1. Игра на классификацию видов спорта. Игра «Подбери картинку к символу»

  • Водный вид спорта – не водный вид спорта

http://www.moi-detsad.ru/image/k676.pnghttp://www.moi-detsad.ru/image/k676.png

  • Зимний вид спорта  – летний вид спорта


http://www.moi-detsad.ru/image/k676.pnghttp://www.moi-detsad.ru/image/k676.png

  • Командный вид спорта – Одиночный вид спорта

http://www.moi-detsad.ru/image/k676.pnghttp://www.moi-detsad.ru/image/k676.png

  • Силовой вид спорта – не силовой вид спорта

http://www.moi-detsad.ru/image/k676.pnghttp://www.moi-detsad.ru/image/k676.png

  • Необходима меткость – Меткость не нужна

http://www.moi-detsad.ru/image/k676.pnghttp://www.moi-detsad.ru/image/k676.png

  • Вид спорта с мячом – вид спорта без мяча

http://www.moi-detsad.ru/image/k676.pnghttp://www.moi-detsad.ru/image/k676.png

  • Победитель определяется по скорости – Победитель не определяется по скорости

http://www.moi-detsad.ru/image/k676.pnghttp://www.moi-detsad.ru/image/k676.png

 

- Молодцы!  А вам нравится заниматься спортом? Можно сразу стать спортсменом? Чтобы стать  спортсменом, важно быть не только физически развитым, но и сообразительным.

-  Посмотрите на слайд.  По спортивному инвентарю  определите вид спорта.

СЛАЙД ХОККЕЙ  (на слайде  шайба, клюшка,  хоккейная форма)

- Предлагаю вам  потренироваться в забивании  шайбы в ворота математического футбола. Разделитесь на 2 группы по 4 человека.

Игра «Забей шайбу в ворота»

(на шайбах написаны математические примеры, на первых  воротах – 3, на вторых 2; дети «забивают»  шайбу, решая примеры)

- Какой счет получился у вашей команды?

СЛАЙД ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ ( на слайде коньки, платье, ленточка)

- Фигурное катание – один из самых красивых зимних видов спорта.

Если один фигурист на льду, то это одиночное фигурное катание, а если два -… (парное). Следующее задание будет в парах.

Игровое задание в парах «Судоку»

СЛАЙД ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ  (на слайде лыжи, флажки, форма горнолыжная)

СЛАЙД ТРАССА   ГОРНОЛЫЖНАЯ  С ФЛАЖКАМИ

 - Известно, что  трасса для спуска отмечена специальными флажками  красного и синего цвета.  Сколько флажков красного цвета?(5) Синего? (7)  Поставьте  на цветном  поле красных флажков на  2 больше,  а синих на 1 меньше. (дети раскладывают  флажки)

Игровое задание «Расставь флажки на трассе»

СЛАЙД-ОБРАЗЕЦ   С ПРАВИЛЬНЫМ  РЕШЕНИЕМ.

- Флажки расставили,  теперь будем соревноваться:

Задание «Кто быстрее поможет лыжнику дойти до финиша»

Физминутка.

- Посмотрите. Что это? (белый лист). Что-нибудь зимнее он вам напоминает? (снег, снежный ковер). Я предлагаю вам сделать из него снежный комок и поиграть с ним.

Пальчиковая гимнастика «Сделай снежный ком»

(Дети встают в круг и кладут «снежок» на пол)

- Все движения разминки

  Выполняем без заминки:

Мы бежим с тобой на лыжах,

(дети изображают ходьбу на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет.

А потом мы на коньках

(изображают бег на коньках)

А потом мы на санях,

(в парах)

Но упали вдруг и … Ах! («падают»)

А потом снежки лепили

(делают круговые движения ладонями,  лепят снежки)

 По мишеням мы бомбили

(бросают в мишень).

Наигрались,  настрелялись

(веселятся, прыгают)

И здоровья мы набрались

(показать силу).

  СЛАЙД БИАТЛОН   (на слайде появляются лыжи, винтовка, спортивный комбинезон, мишень)

История возникновения биатлона кроется в повседневной жизни первобытных людей, населявших северные районы Земли. Найденные наскальные рисунки, сделанные около 5000 лет назад, являются самым древним свидетельством охоты с помощью лыж и оружия. Сочетание бега на лыжах и стрельбы издревле являлось необходимым условием выживания северных народов.

Игра «Попади в мишень» (задание на печатной основе дети выполняют сидя за столами)

- Выбитую мишень будем обозначать крестиком.

http://rubezh.3dn.ru/biatlon1.bmp

1. Первый спортсмен выбил 2 мишени.

http://rubezh.3dn.ru/biatlon1.bmp

2. Второй спортсмен выбил только

 вторую  мишень

http://rubezh.3dn.ru/biatlon1.bmp

3. Третий спортсмен выбил третью

и пятую мишени.

Игра «Один – много» ( с мячом)

Образование существительных множественного числа в родительном падеже.

  • Спортсмен – много спортсменов.
  • Победитель – много победителей.
  • Хоккеист – много хоккеистов.
  • Фигурист – много фигуристов.
  • Фигуристка – много фигуристок.
  • Лыжник – много лыжников.
  • Лыжница – много лыжниц.
  • Бобслеист – много бобслеистов.
  • Бобслеистка – много бобслеисток.
  • Биатлонист – много биатлонистов.
  • Биатлонистка – много биатлонисток.
  • Чемпион – много чемпионов.

- Чемпионов  на спортивном соревновании  в Древней Греции награждали оливковой ветвью или лавровым венком, а в современных играх – МЕДАЛЬЮ.  За первое место дают золотую медаль, за второе – серебряную медаль, а за третье – бронзовую.

СЛАЙД С МЕДАЛЯМИ

- У нас тоже есть медали.  Попробуйте собрать круглую медаль из частей.

 Игра «Собери медаль» («Волшебный круг»)

 

Итоги занятия: (с флажком)

- Ребята, вам сегодня понравилось выполнять спортивно-математические задания? Какое задание показалось трудным?  А какое задание понравилось больше всего?  Какое задание  хотелось бы выполнить еще раз? О каком задании ты бы рассказал своим друзьям?

 7 февраля впервые с 2015 году будет отмечаться праздник зимних видов спорта. Как его можно отметить? (катанием на санках, лыжах, коньках и т.д.)

В конце занятия детям раздают магниты, посвящённые празднованию для зимних видов спорта.

 

 

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений "Увлекательная математика. Состав числа 6."

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Увлекательная математика"....

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений.

Конспект группового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: "Число 9"....

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений на тему Деление целого на 2 и 4 части

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений на тему Деление целого на 2 и 4 части...

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений Тема: «Прогулка по городу»

развитие у детей диалогической речи, продолжать формировать у дошкольников навыка использования в речи распространенных или развернутых предложений, совершенствовать умения детей согласовыва...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений на теме: «Путешествие в гости к Математике»

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»Цель: Продолжать формировать элементарные математические представленияЗадачи:Образоват...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений на теме: «Путешествие в гости к Математике»

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представленияЗадачи:Образовательные:- закрепить представления о числах и цифрах в пределах 10;- совершенствовать умение распознавать геом...