Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: использование ИКТ в НОД (в помощь воспитателю)
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Дмитренко Ирина Альбертовна

Использование мультимедийной презентации в НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать ее эмоционально окрашенной, интересной. Является прекрасным наглядным пособием и демострационным материалом, что способствует хорошей результативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_teremok.docx27.45 КБ
Файл prezentatsiya_k_nod_teremok.pptx2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: использование ИКТ в НОД (в помощь воспитателю)

Дмитренко Ирина Альбертовна,

воспитатель ГБДОУ  д/с №16

Петродворцового района

         Тема: непрерывно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в рамках комплексно-тематического планирования по теме «Дикие животные».

           

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально коммуникативное развитие».

           

Педагогические технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии, логоритмика.

           

Планируемый результат: умение измерять длину предмета с помощью условной мерки; видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек; счет в пределах 10.

Цель. Создание условий для закрепления пройденного материала и развития умения измерять длину предмета с помощью условной мерки.

Задачи.

Образовательные:

  • Измерять длину предмета с помощью условной мерки.
  • Упражнять в счете в пределах 10: прямой и обратный счет. 
  • Закреплять знание геометрических фигур. Видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек (треугольник, ромб, трапеция, четырехугольник).

Развивающие:

  • Развивать мышление, умение сравнивать, делать выводы.
  • Развивать внимание, память.
  • Развивать умение активно участвовать в беседе.
  • Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, умение работать в коллективе, в группе.

Воспитательные:

  • Воспитывать коммуникативные навыки, инициативность, навыки сотрудничества.
  • Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, сопереживание (желание помочь животным попасть в «Теремок»).

Работа со словарем: мерка, ромб, трапеция, четырехугольник, прямой и обратный счет.

Оборудование. Компьютер, проектор, экран. Презентация «Теремок».  Два набора цифр (один набор — красные цифры, другой — черные).

Для детей: наборы цифр, коробки со счетными палочками, полоски, мерки, карандаши.

 

Предварительная работа. Чтение русских народных сказок о животных. Дидактические игры: «Кто быстрее?», «Что изменилось?», «Кто назовет больше?», «Кто больше принесет?», «Наведи порядок», «Сделай фигуру».

Вводная часть.

Дети садятся за столы. Обратить внимание на осанку.

2  слайд

Воспитатель. Отгадайте загадку:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

3 слайд

Однажды, осенним днем

Ёжик топал по тропинке,

Топал Ёжик не спеша,

Тихо листьями шурша. Увидел яблоньку и решил собрать урожай (появляется ежик).

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгай-ка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку (появляется зайка)

А кто еще пришел на полянку, отгадайте:

Хитрая плутовка,
           Рыжая головка,
           Пушистый хвост-краса
           Кто это? ...(Лиса) (
появляется лиса)

Я люблю орешки,
          А наряд мой прост:
          Меховая шубка
          Да пушистый хвост (Белка) (
появляется белка)

Кто умеет так реветь?
          Лишь рассерженный медведь!
          Кто ему не угодил,
          Кто медведя рассердил? (
появляется медведь)

- Вот вы тут веселитесь, а скоро холода наступят, где зимовать-то будем? И то правда, - заволновались звери. И вдруг, откуда ни возьмись, появился теремок,  не простой – волшебный (появляется теремок) - Если вы выполните мои задания, пущу перезимовать. Пуще прежнего заволновались звери. Ведь мы в школе не учились, и даже в детский садик не ходили, как же мы справимся с заданиями? Ребята, что же делать? Может, поможем лесным жителям? Да.

Основная часть.

4 слайд.

 Первое задание для зайчика. Упражнение «Сделай по-другому»

Дети сидят за столами. Перед каждым ребенком коробка со счетными палочками.

Воспитатель. Отсчитайте 3 палочки и сделайте треугольник, затем отсчитайте еще 2 палочки и сделайте еще один треугольник (если дети испытывают затруднения, предложить подсказку: у треугольников одна общая сторона). Сколько треугольников? Сколько четырехугольников? Как называется четырехугольник? (Ромб.) Отсчитайте еще 2 палочки и сделайте еще один треугольник. Сколько треугольников? Сколько ромбов? Сколько трапеций? Сколько четырехугольников? (дети проверяют правильность выполнения задания в процессе последовательного появления палочек на экране)

Заяц. Спасибо, ребята, я понял, как выполнить это задание. Побегу, теремку расскажу! (заяц убегает)

5 Слайд

Следующее задание для белочки. Провести разминку.

Динамическая пауза

(проводит специально подготовленный ребенок)

Встанем, надо отдохнуть,      
           Наши пальчики встряхнуть.       
           Поднимайтесь, ручки, вверх,
           Шевелитесь, пальчики, –          

            Так шевелят ушками               
           Серенькие зайчики.               
           Крадемся тихо на носочках,    
           Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,
           И мы головки повернем.
           Теперь садимся тише, тише 
           Притихнем, словно, в норках мыши. 

Дети садятся за столы, обратить внимание на осанку.

Белка. Спасибо, ребята, я поняла, как выполнить это задание. Побегу, теремку расскажу! (белка убегает)

6 Слайд

Следующее задание для ежика. «Какой цифры не стало?»

Дети раскладывают на столе цифры по порядку. Закрывают глаза, на экране исчезает цифра в числовом ряду. Открыв глаза, дети определяют, какой цифры не стало, и поднимают карточку с соответствующей цифрой (затем цифра появляется на экране и дети проверяют правильность выполнения задания).

  Ежик. Спасибо, ребята, я понял, как выполнить это задание. Побегу, теремку расскажу! (ежик убегает)

Гимнастика для глаз. Ветер.


Ветер дует нам в лицо.
(Часто моргают веками.)
Закачалось деревцо.
(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)
Ветер тише, тише, тише…
(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше!
(Встают и глаза поднимают вверх.)

7 Слайд

Задание для лисички. «Скольким лисичкам завяжем бантики?»

На экране горизонтально изображена лента.

Воспитатель. Посмотрите, какая красивая лента на экране. Из нее мы сделаем бантики для лисичек вот такой длины (появляется мерка). Интересно, сколько бантиков получится? Как узнать?

Выслушать ответы. Показать, как надо измерять и объяснить правила измерения.

Воспитатель. Начинать измерять от самого края, отметить конец мерки. После того как мерка уложится полностью, провести линию, перенести мерку и продолжить измерение (последовательный показ на экране)

 Сколько бантиков получится? Как узнать? (сосчитать)

Дети по меткам считают ленты.

Воспитатель. Сколько лисичек будет с бантиком?

Лиса. Спасибо, ребята, я поняла, как выполнить это задание. Побегу, теремку расскажу! (лисичка убегает)

8 Слайд

Задание для медведя. «Какая команда быстрее соберется?»

На столах лежат перевернутые цифры: красные и черные.

Дети бегают по группе под звуки бубна. Как только удары бубна прекратятся,  берут со столов цифры и выстраиваются по рядку в две колонны: одна с красными цифрами, другая с черными. Дети перестраиваются в две шеренги. Команды проверяют правильность выполнения задания.

Воспитатель. Давайте проверим. Дети считают красные цифры по порядку слева направо, затем черные. В команде «красных» прямой счет, в команде «черных»  обратный счет.  Обе команды задания выполнили правильно.

Медведь. Спасибо, ребята, я понял, как выполнить это задание. Побегу, теремку расскажу! (медведь убегает)

Воспитатель. Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями и помогли лесным жителям. Давайте посмотрим, пустил ли Теремок зверей перезимовать.

9 Слайд

Появляется Теремок, затем в окошках появляются звери.

Воспитатель. Всем зверям хватило места? Сколько в теремке окошек? (5), сколько зверей? (5).Что можно сказать об окошках и зверях? (их поровну, по 5). Лесные жители очень благодарны вам за помощь, теперь они не замерзнут зимой. А вам понравилось оказывать помощь? Что вам больше всего понравилось? Какие задания трудно было выполнять? Ну что ж, будем и дальше с вами заниматься и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к конспекту НОД по познавательному р азвитию Формирование элементарных математических представлений «Теремок» Автор: Дмитренко И.А., воспитатель старшей группы ГБДОУ д /с №16

Слайд 2

Отгадай загадку Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что это за время года?» - спросим. Нам ответят: «Это…»

Слайд 4

Сколько треугольников? Сколько четырехугольников? Как называется четырехугольник? Сколько треугольников? Сколько ромбов? Сколько трапеций? Сколько четырехугольников? «Сделай по другому»

Слайд 5

Динамическая пауза

Слайд 6

1 2 3 4 5 6 7 8 9 7 3 5 1 «Какой цифры не стало?»

Слайд 7

«Скольким лисичкам завяжем бантики?»

Слайд 8

«Какая команда быстрее соберется?»

Слайд 10

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием интерактивных игр "Считалочка".

Конспект НОД по ФЭМП с использованием интерактивной игры "Числовые домики" из серии интерактивных упражнений "Считалочка" для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Спасатели приходят на помощь"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей  страшего дошкольного возраста  с использованием логических блоков Дье...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Аркадий Паровозов спешит на помощь»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное  развитие, физическое развитие.Задачи:1)     Закреплять умение различ...

Проект « Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность проекта. В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека ...