Математическая неделька. Подготовительная группа.
проект по математике (подготовительная группа) на тему

Южалова Екатерина Александровна

Математическая неделька. Подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_nedelka._podgotovitelnaya_gruppa.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Математическая неделька»

подготовительная группа

Выполнила:

воспитатель первой

квалификационной категории

Южалова Е. А.

Вольск 2016г.


Название проекта: «Математическая неделька»

Проблема: Какова роль дидактических игр и занимательного материала по математике в развитии математических способностей детей?

Цель: Актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. Формирование умения решать творческие задания.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.

3. Закреплять знания о составе чисел в пределах 10 их двух меньших чисел; о последовательности дней недели, времен года, месяцев; умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

4. Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр; учить выделять в задаче условия, вопрос, решение и ответ.

5. Обогащать и активизировать словарный запас по теме проекта.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к математическим занятиям, самостоятельность, умение понимать и выполнять самостоятельно учебную задачу.

2. Формировать умения решать проблемные ситуации, чувство товарищества и ответственности перед коллективом.

Развивающие:

1. Развивать у дошкольников творческие и познавательные способности.

2. Развивать общую и мелкую моторику, логическое и ассоциативное мышление, внимание, зрительную и слуховую память, воображение, пространственную ориентацию.

3. Закреплять умение согласовывать речь с движениями.

4. Развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, размеру; учить находить общий признак и на этой основе объединить фигуры в группы.

Итоговые мероприятия:

  • НОД «итоговое интегрированное занятия по математике «В гости к Царице Математике»
  • Создание и презентация дидактических игр детей совместно с родителями.

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный

Состав участников: воспитатели, дети, родители.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта информация из ресурсов Интернета, энциклопедии.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта, наглядные материалы: плакаты, иллюстрации, картинки, аудио носители, видео носители,  мультимедийные оборудование.

Продолжительность проекта: 1 неделя.

План реализации проекта

этап

День недели

Содержание

Задачи

Участники

1 этап (подготовительный)

Понедельник

Подвижные игры: «Встань на мое место» «Третий лишний»

НОД по ФЭМП, тема «Число 9,его состав.»

  1. Игры-головоломки.
  2. Занимательные задачи.
  3. Упражнение: «Раскрась цифру»

Дидактические игры: «Назови числа больше (меньше) этого», «Кто знает пусть дальше считает».

Сюжетно-ролевые игры: «Поездка в транспорте».

Оформление стенда для родителей: «Математика для вас. Количество и счет».

Чтение худ.литературы С. Маршак. Про всё на свете.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. закреплять умение понимать инструкцию по выполнению заданий.

Закрепление знания состава чисел 8 и 9.

Закрепление умения различать части и целого.

Закрепление терминов, определяющих пространственное расположение

Воспитатель, дети

2 этап (основной)

Вторник

Беседа: «Сколько неприятностей мы можем встретить на улице? »

Игра: «Кто больше назовет? »

Сюжетно-ролевые игры: «Разделим и угостим, друг друга».

Дидактические игры: «Назови числа больше (меньше) этого», «Кто знает пусть дальше считает»,

Конструирование на тему: «Геометрический город».

С. Маршак. Весёлый счёт.

Ручной труд: Изготовление геометрического лото.

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

Формировать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Закреплять прямой и обратный счет,

Воспитатель, дети

Среда

Подвижные игры; «Числа встаньте по порядку», «Мы веселые ребята», «Беги к тому, что назову».

НОД по ФЭМП тема «Число 9,его состав»,

Дидактические игры: «Я знаю 5 имен», «Посчитай полезные продукты».

Слуховой диктант.

Дидактические игры: «Поезд времени», «Побежали пальчики»,

Аппликация на тему: «Город круглых фигур»

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин».

С. Маршак. Загадки. Багаж. Вот какой рассеянный. Весёлые чижи. Цирк

  • Продолжать учить играть по правилам, не нарушая их.
  • Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
  • Закреплять прямой и обратный счет,
  • закрепление основных цветов радуги,
  • закреплять понятия «вверх», «вниз»,
  • Закреплять знание геометрических фигур,
  •  запоминать порядковые числительные (первый, второй)

Воспитатель, дети

Четверг

Разучивание танца «Руку правую вперед».

Сюжетно-ролевые игра: «Строим дом».

Дидактические игры: «Да-нет-ка», «Отгадай-ка»,«Расставь правильно».

Ю. Мориц. Стихотворения

Г. Остер. «Тридцать восемь попугаев».

Изготовление дидактической игры по математике совместно с родителями.

  • развивать умение выстраивать события в логической последовательности;
  • развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук.         
  • Учить делить предметы на 2 и 4 части.
  • Формировать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Воспитатель, родители, дети.

3 этап (итоговый)

Пятница

Подвижные игры: «Числа встаньте по порядку», «Мы веселые ребята», «Беги к тому, что назову».

Разучивание песни «Вместе весело шагать»

Сюжетно-ролевые игры: «Модельеры»

Конструирование на тему: «Геометрический город»,

Дидактические игры: «Не ошибись»,«Домино»,«Скажи сколько? »,«Счётные машины»,«Прибавить-отнять»

НОД «В гости к Царице Математике»

Стихи В. Степанова

Ю. Тувим «Почему хохотали ежи? »

Презентация математических игр, сделанных дома.

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
  • Развивать умение поддерживать беседу, составлять небольшие рассказы учить детей выстраивать линию развития объекта в пределах его жизни и исторического развития;
  • развивать связную речь, активизировать в речи выражения «потом», «до», «после того как».
  • вырабатывать умение располагать предметы, согласно инструкции,
  • вырабатывать понимание понятий «внутри», «снаружи», «около», «слева от», «справа от», «спереди», «сзади»
  • уточнить и углубить знания детей о временах года.

Воспитатель, дети, родители.

Приложение 1

Конспект итогового интегрированного занятия по математике в подготовительной группе

«В гости к Царице Математике»

Цель: воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь.

Задачи:

Образовательные:

  1. продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10
  2. Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке,
  3. совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
  4. совершенствовать  умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к математическим занятиям, самостоятельность, умение понимать и выполнять самостоятельно учебную задачу.
  2. Формировать умения решать проблемные ситуации, чувство товарищества и ответственности перед коллективом.

Развивающие:

1. Развивать у дошкольников творческие и познавательные способности.

2. Развивать общую и мелкую моторику, логическое и ассоциативное мышление, внимание, зрительную и слуховую память, воображение, пространственную ориентацию.

3. Закреплять умение согласовывать речь с движениями.

4. Развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, размеру; учить находить общий признак и на этой основе объединить фигуры в группы.

Предварительная работа:

Дидактические игры на сенсорное развитие: «Составь пейзаж», «Построй дворец», «Придумай сказочную птицу».

Дидактические игры: «Живая неделя», «Ручеек», «Что, где?», «Покажи животное» или «Кто внимательный».

Материалы: 2 письма (и посылка) Царицы Математики, геометрические фигуры разных цветов и размеров; лист ватмана; клеящие карандаши; счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10; картонные золотые медали «Юному математику», шоколадные конфеты.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас много гостей…»

В группу входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо».

Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…»

Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.

Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

1. Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками!

Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.

Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.

Ваш друг Царица Математика».

«Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?» (ответы детей)

Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»

Прохождение пароля.

Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

1. Сколько ушей у двух кошек? (4)

2. Сколько дней в неделе? (7)

3. Сколько глаз у светофора? (3)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько лап у двух собак? (8)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

8. Сколько в неделе выходных дней? (2)

9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математической стране. А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город».( Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений)

Задание «Построй город из геометрических фигур»

Цель: закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта, деревьев и т.д.

Материал: ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.

Ход: дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур, т.е. «восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе под музыку.

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел! Сейчас нам предстоит сплести ковёр для дворца Царицы Математики, а сделаем мы его из различных узоров.

Игровое задание со счетными палочками.

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.

Материалы: счетные палочки.

Ход: воспитатель дает детям задание:

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).

4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).

5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).

6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).

7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).

8. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция).

9. И еще 2 палочки. Что получилось? (2 ромба или трапеция и треугольник).

10. И еще две палочки. Что получилось? (трапеция, ромб или 2 ромба и треугольник или 5 треугольников).

11. И еще одну палочку. Какая фигура у нас получилась? (многоугольник).

12. Из каких фигур она состоит? (из треугольников, ромбов, трапеций: 2 трапеций или 3 ромбов или 6 треугольников).

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! Теперь во дворце будут прекрасные ковры. А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный».

Игра «Что, где?»

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между); развивать ловкость, быстроту реакции.

Составление и решение арифметических задач

Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус).

Материал: демонстрационный счетный материал на ковролине.

Ход: воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему: «Составьте задачу про кораблики» (рыбок, яблоки, грибы, морковки и т.д.).

6+3 – в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?

4+5 (рыбки) – в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок?

10-6 (яблоки) – в вазе было 10 яблок, 6 яблок съели. Сколько яблок осталось?

2+8 (грибы) – на полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 8.Сколько стало грибов?

10-5 (морковки) – на грядке росло 10 морковок, 5 морковок вытащили. Сколько морковок осталось?

Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус»

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание».

Игра «Кто самый внимательный»

Цель: закреплять умение детей воспринимать задание на слух (количество хлопков), сопоставлять действия со словами; развивать внимание и быстроту реакции.

Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т.е. самый внимательный.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть».

Прохождение пароля на выход из волшебной страны.

Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 10 до 1), читать по слогам.

Материал: буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10), а с другой – буквы.

Ход: карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1), после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»).

По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой.

Воспитатель: «Ну вот мы и дома, в детском сад… Все математические приключения позади.

Ребята, а теперь скажите, какие задания у вас вызвали трудности?

Что показалось очень простым?

А что вас рассмешило?

Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо с посылкой».

Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»

2. Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.

Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали и самые вкусные конфеты! Надеюсь, они вам понравятся. Приятного вам чаепития».

Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Царица Математика благодарит детей за оказанную помощь и в качестве награды присылает им конфеты и золотые медали с надписью «Юному математику».

Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного».

Звучит фонограмма песни «Чему учат в школе


Приложеие 2

Дидактические игры для математической недели

Название

Содержание

цель

Живая неделя

Дети делятся на команды по семь человек. У каждой команды свой стол. На столе лежат карточки с цифрами комплект карточек определенного цвета. Дети бегают по комнате, а по сигналу бегут к своим столам, берут по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой в своей команде. Те ребятам, которым не хватило карточек, дают задания участникам игры. Например, «среда»  хлопнет в ладоши три раза,  либо пятый день недели назовет своих соседей

Закрепить представления детей о днях недели.

Сколько?

 Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

-Сколько хвостов у семи ослов?

-Сколько носов у двух псов?

-Сколько пальчиков у одного мальчика?

-Сколько ушей у пяти малышей?

-Сколько ушек и трех старушек? и т. д.

Развитие мышления

Назови правильно месяц

Игра с мячом. Назвать детям месяц, а дети должны назвать следующий месяц. Например, ноябрь, дети – декабрь.

Закрепить представления детей о месяцах

Кто больше увидит

На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

Закрепление знаний о геометрических фигурах

Поезд

Дети строятся друг за другом, образуя поезд. Воспитатель говорит в какую сторону должен ехать поезд.

Закрепить умение ориентироваться в пространстве

Считай, не ошибись

Дети встают полукругом. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе.

Помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнять в прямом и обратном счете

Разноцветные фигуры

Воспитатель.: «Посмотрите на эти фигуры, их нужно разделить на группы по разным признакам. Чем отличаются фигуры друг от друга? (Цветом, формой, величиной). На сколько групп можно разделить фигуры? (На 2 группы:5 красных фигур, 5 зеленых). На сколько групп по форме можно разделить фигуры? (На 3 группы:3 квадрата, 5 кругов, 2 треугольника и т.д.

Развивать умение классифицировать предмету по цвету, форме, размеру, объединять в группы.

Подумай и закрась

Сосчитайте, сколько раз ударит молоточек, и покажите карточку, на которой нарисовано столько же предметов» (Педагог извлекает от 5 до 9 звуков). После этого предлагает детям  показать свои карточки.

Развивать умение выделять признаки предметов.

Трудные виражи

Материал. Карандаши, линейка, лист бумаги.

Воспитатель просит нарисовать различные дорожки для машины по линейке.

Учить детей проводить дорожки по линейке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в математическую страну» (подготовительная группа)

Программное содержание:Обучающие задачи: • Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ....

"Математическая история"формирование элементарных математических представлений подготовительная группа

quot;Математическая история"формирование элементарных математических представлений подготовительная группа...

Конспект интегрированного открытого занятие по формированию элементарных математических представлений «Полёт в математическую галактику». Подготовительная группа. 2016

Цель: закрепить и уточнить математические знания, умения и навыки детей подготовительной группы.Задачи:Образовательные:- закрепить обратный счёт в пределах 10;- закрепить представления о том, что при ...