Тема: число и цифра 10
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Степанушко Людмила Ивановна
 Сформировать представление детей о числе и цифре 10, умение считать до восьми, соотносить цифру 10 с количеством,
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_matematike_v_sredney_gruppe.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: число и цифра 10

Цель: Сформировать представление детей о числе и цифре 10, умение считать до восьми, соотносить цифру 10 с количеством,

2 )Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения ( на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «Спросить у того, кто знает».

3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт самоконтроля.

Ход занятия.

1. Введение в игровую ситуацию.

( Воспитатель собирает детей около себя и предлагает им отправиться в гости в страну геометрических фигур.)

Воспитатель.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. Король страны геометрических фигур приглашает вас на бал.

- Знаете ли вы, что такое бал?

- Хотите поехать на бал?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи : мотивировать детей на включение в игровую деятельность;

2) актуализировать представления детей о пространственных геометрических фигурах, развивать внимание, память, речь, фантазию;

3) актуализировать представление о числе 9. умение считать в пределах семи: тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, внимание, речь, воображение;

1. ИГРА «Как зовут короля».

( Воспитатель показывает детям кубик с короной и говорит, что это король страны геометрических фигур.)

Воспитатель.

- Какая это фигура?

Дети: - Куб.

Воспитатель.

- Верно, короля страны геометрических фигур зовут Кубом

(Далее воспитатель показывает детям треугольную пирамиду с короной.)

Воспитатель.

- Это - королева. Её зовут Пирамида.

2.2. ИГРА «Кто поедет на бал».

Воспитатель.

- На бал смогут поехать те дети, которые получат пригласительный билет

- карточку с 9 точками.

Дети подходят к столу, на котором находятся карточки с точками. Карточек, на которых изображено 5 точек, столько же, сколько детей.

Кроме этого, на столе имеются карточки, на которых 4, 5, 6, 7,8 точек. Выбирают карточки дети самостоятельно.

Воспитатель-контролер стоит около входа в зал, то есть около стола, на котором дети будут продолжать работу. Этот стол находится поодаль от того места, где дети выбирают пригласительный билет. Проверив билет, контролер его забирает. Дети, которые неправильно выбрали билет, возвращаются и выбирают правильный.

2.3. ИГРА «Кавалеры и дамы»

(Дети садятся за столы, на которых лежат вперемешку по пять треугольников и квадратов разного цвета и размера (на каждого).

На середину стола воспитатель ставит короля и королеву - куб и пирамиду .) Воспитатель,

- Гости уже собрались. Все нарядно одеты. Дамы (девочки) шуршат платьями, кавалеры (мальчики) подкручивают усы.

- Чем отличаются гости? (цветом, формой).

- Как вы думаете, какие фигуры - девочки, а какие - мальчики?

Дети,

- Мальчики - синие квадраты, а девочки - желтые треугольники.

( Если дети затрудняются ответить, воспитатель предлагает внимательно посмотреть на короля и королеву )

Воспитатель.

- Девочки собрались вместе и стали обсуждать свои наряды, а мальчики встали своей группой и заговорили о футболе.

-Расположите девочек и мальчиков отдельными группами.

(Дети кладут отдельно квадраты и треугольники .)

Воспитатель.

- Король с королевой интересуются, сколько  мальчиков и сколько девочек пришло на бал, и просят вас помочь им это узнать.

(Дети пересчитывают квадраты и треугольники и делают вывод, что фигур одинаковое количество — по десять )

- Но девочки в этом царстве не умеют считать и волнуются, всем ли хватит пары мальчиков для танцев. Как показать девочкам, что каждой из них достанется партнер?

Дети.

- Нужно поставить квадраты и треугольники парами.

Воспитатель.

- Правильно. Выполняйте задание.

( Дети работают )

- Но вот подъехала на карете еще одна девочка.

( Воспитатель кладет на стол дополнительные треугольники. Дети берут по одному )

- Что изменилось? (Девочек стало больше)

- Сколько же теперь на балу девочек? - интересуется король.

- Посчитайте!

( Как правило, уже многие дети знают название числа 10, следующего за числом 9 . Поэтому лишь уточняем их представления и считаем вместе до 10)

- Как получилось, что девочек стало шесть?

Дети.

- Было пять девочек, пришла еще одна, и их стало шесть.

Воспитатель.

- Что нужно сделать, чтобы снова мальчиков и девочек стало поровну? Дети.

- Надо добавить еще одного мальчика.

(Воспитатель кладет на стол дополнительные квадраты. Дети должны взять по одному )

Воспитатель.

- Сколько стало мальчиков?

Дети.

- шесть.

Воспитатель.

- Всем хватило пары?

Дети.

-Да.

Воспитатель.

- Сделаем вывод: шесть и шесть - поровну.

Воспитатель.

- Как получается число шесть?

Дети.

- К пяти добавили один, и получили шесть.

Воспитатель.

-Молодцы! Для того чтобы получить 10, надо добавить 1. При счете после девять идет десять .

3. Физкультминутка : « Зарядка».

Раз - согнуться, разогнуться.

Два - нагнуться, потянуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять, шесть — тихо сесть.

4. Знакомство с цифрой 6.

Затруднение в игровой ситуации

Дидактические задачи:

1) актуализировать представление о числе 9. умение считать в пределах пяти: тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, внимание, речь, воображение;

2) создать мотивационную ситуацию для введения числа 10, уточнить способ образования последующего числа из предыдущего(на примере образования числи 10 из 9),

4.1 ИГРА «Обед в замке». Воспитатель.

- Ребята, в замке приближается время торжественного обеда. Но для обеда надо подать на кухню записки, в которых указано отдельно число девочек и число мальчиков. Я предлагаю вам выбрать подходящие карточки, мальчики должны указать число мальчиков, а девочки - число девочек.

(На столе лежат карточки с записью чисел .4 5, 6, 7, 8, 9, 10.Карточек с цифрой 10 столько же, сколько детей .

Дети выбирают карточки.

Воспитатель.

- Все смогли выбрать нужные карточки?

Дети.

- Нет.

Воспитатель.

- Почем не все смогли это сделать?

/ответы детей/

А что нужно сделать, для того чтобы узнать? (Спросить у того, кто знает)

Воспитатель.

- А чтобы исправить ситуацию мы с вами должны узнать, как записывается число 10.

- Число восемь записывается с помощью цифры 6.

воспитатель показывает карточку с цифрой 10.

- На что похожа цифра 10?/ответы детей/'.

А теперь, ребята, возьмите нужные карточки и отнесите их на кухню.

/Дети выбирают правильные карточки и относят на соседний стол/.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей; развивать воображение.

5.4. Музыкальная «пауза.»

Воспитатель.

- Король и королева объявляют начало танцев.

- Мальчики, пригласите девочек на танец.

/Дети под музыку танцуют «Плясовую».

5.5. ИГРА « Помоги королеве ».

Воспитатель, собирает детей около себя .

- Ребята, королева сказала мне, что хотела нарисовать для вас рисунки. Но не может этого сделать, потому, что не знает какое число на каком месте стоит. Давайте ей поможем.

- У меня есть карточки с цифрами от 1 до 10. Разложите их по порядку слева направо, найти каждой цифре свой домик.

- Назовите числа по порядку от 1 до 10 и от 10 до 1с опорой на наглядность .

- А теперь отвернитесь и проделайте то же самое, но не глядя на цифры,

(дети повторяют )

- Сможете вы теперь нарисовать картинку?  (да )

5.6. Пальчиковая гимнастика.

1,2,3,4,5- будем пальчики считать.

На другой руке опять -

1,2,3,4,5.

Пальчики быстрые,

Хоть не очень чистые.

( Дети выполняют задание )

- Королева благодарит вас за рисунки. Ей они очень понравились.

(После выполнения задания дети прощаются с королем и королевой )

6. Осмысление  Итог занятия.

Дидактические задачи : восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

( Дети собираются около воспитателя )

-Где вы сегодня побывали? /ответы детей,''

- Что вам больше всего понравилось на балу?  ( ответы детей)

- Что нового узнали? /ответы детей/.

- Вы, ребята, молодцы. Хорошо работали. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике c дошкольниками на тему ,,Число 0. Цифра 0\'\'

Разработка занятия в объединении ,,Весёлый счёт'' (формирование элементарных математических представлений) в студии раннего развития по теме ,,Число 0. Цифра 0''....

Конспект НОД по Познавательному развитию. ФЭМП № 6. Тема: Число и цифра 6, знаки = и +, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей, понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий». Цель: Формирование

Конспект НОД по Познавательному развитию. ФЭМП № 6.Тема: Число и цифра 6, знаки = и +, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономернос­тей, понятия «длинный...

Конспект ННОД средней группе ННОД: Познание Тема:Тема: Число и цифра 4

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Салгакчы»с.Солчур      ННОД: «Познание»Тема: Число и цифра 4...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по Познавательному развитию на тему:"Числа и цифры" для детей 5-6 лет старшего дошкольного возраста "Число и цифра 7"

Цель занятия: -познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7;- закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей; - учить отгадывать математическую загадку, за...

Тема: Число и цифра 6. Образование числа 6.

Тема: Число и цифра 6. Образование числа 6.Цель: Знать образование числа 6.Задачи: Формировать умение образовывать число 6, узнавать и называть числа 1-6. Развивать навыки прямого и обратного счета, р...

Конспект занятия по ФЭМП для детей средней группы на тему: Число «три». Цифра 3. Число сказок»

Конспект занятия по формирования элементарных математических представлений для детей средней группы на тему:Число  «три». Цифра 3. Число сказок»...

Конспект занятия 4 по ФЭМП в старшей группе по теме «Числа и цифры 1, 2, 3. Соотнесение количества предметов с цифрой»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО: Речевое развитие, физическое развитие, Социально-личностное, художественно-эстетическое.Задачи: Количество и счет: Числа и цифры 1, 2, 3. Соотне...