Программа по ФЭМП для детей 3-4 лет "Математика для малышей"
рабочая программа по математике (младшая группа) на тему

Журавлёва Анастасия Евгеньевна

Программа по формированию математический представлений для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma_po_femp.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 105 г. Сочи

354068, г. Сочи, ул. Донская, 31а;  тел., факс: 8-8622-55-59-31

e-mail: primaryschool105@edu.sochi.ru

   

                                                  Учебная программа
                        по формированию элементарных математических            
         представлений для детей 3-4 лет  «Математика для малышей»

                                                               

                                                         Составитель:
                                                       Воспитатель МДОБУ №105г.Сочи
                                                                 Журавлёва А.Е
                                                               

                                         Пояснительная записка

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития  мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует  его общему умственному  развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Главным достоинством данной  программы является способ подачи материала. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, дети играючи учатся азам математики и многому другому. Каждое занятие это весёлый спектакль в стихах. Стихотворная форма изложения материала создаёт у детей радостное, праздничное, настроение (позитивный настрой).

Дети являются активными участниками действия. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся с числами от 1 до 5, с названиями частей суток и временами года, узнают названия пяти геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и двух тел (шар и куб), научатся различать предметы разных размеров по величине, различать понятия слева и справа, решать логические задачи и подготовятся к следующему этапу обучения.

Цель программы: создать условия для усвоения дошкольниками начальных математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Математика для малышей включает в себя следующие разделы:
1. Количество и счёт

2. Форма

3. Величина

4. Ориентировка в пространстве

 5. Ориентировка во времени                                                                                                                           

Предполагает следующие формы работы: основная форма работы - занятия,  дидактические игры и игровые упражнения, решение проблемных ситуаций, тренировочные упражнения  со сменой наглядного материала, работа с дидактическим материалом, индивидуальная работа.

Цель занятий:  всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей, качеств личности.

Цель практических занятий: сформировать познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое, научить их общаться со сверстниками и взрослыми и включаться в совместную деятельность.

Основные задачи: 
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества

-Увеличение объёма внимания и памяти
- Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)
-  Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения

- Формирование умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствие с заданными правилами, проверять результат своих действий.
                                                                                                                                                                                                             

К концу обучения по программе «Математика для малышей» (3-4года)
основным результатом должно стать сформирование у детей первоначального интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у детей формируются следующие основные умения:
1) Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет
2) Умение сравнивать группы предметов, содержащих до 5 предметов и выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну
3)Умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 5
4) Умение соотносить запись чисел 1-5 с количеством и порядком предметов
5) Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на- над- под, впереди – сзади –между, шире- , длиннее- короче.
6) Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, овал, прямоугольник, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.                                                                        

Программа «Математика для малышей» предназначена  для развития математических представлений детей 3-4лет

Общий объём занятий: всего 32 занятия (одно занятие в неделю)

Примерное тематическое планирование по программе
                     «Математика для малышей»


занятия

Тема

Количество
занятий»

1

Знакомство с понятием «один – много»

1

2

Сравнение совокупностей  (групп предметов)
на основе составления пар. Сохранение количества

1

3

Представление о числе 1. Цифра 1.

1

4

Счёт до одного. Цифра 1.

1

5

Знакомство с кругом

1

6

Представление о числе 2. Образование числа 2.
Знакомство с цифрой 2.

1

7

Представление о шаре, распознавание

1

8

Счёт до 2. Цифры 1 и 2

1

9

Образование числа 3. Знакомство с цифрой 3.

1

10

Счёт до 3. Цифра 3.

1

11

Знакомство с квадратом, распознавание

1

12

Представление о кубе

1

13

Образование числа 4. Счёт до четырёх.
Знакомство с цифрой 4.

1

14

Пространственные отношения: раньше - позже

1

15

Знакомство с треугольником

1

16

Пространственные отношения: шире - уже

1

17

Части суток

1

18

Пространственные отношения: длиннее - короче

1

19

Представление о прямоугольнике, распознавание

1

20

Образование числа 5. Знакомство с цифрой 5

1

21

Счёт до 5. Цифра 5.

1

22

Знакомство с овалом

1

23

Пространственные отношения: впереди- сзади - между

1

24

Времена года

1

25

Счёт до 5. Цифра 5.

1

26

Пространственные отношения: на – над - под

1

27 - 30

Повторение

4

31 - 32

Упражнения по выбору детей

2

Итого:

32

Содержание занятий


Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие №1
Тема: «Знакомство с понятием «один – много»                                                                                                                                Формирование  представлений о понятиях «много» и «один», умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже.  Развитие умение сравнивать предметы по цвету, выявление закономерности в изменении цвета.        
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 2                                                                                                                                                                   Тема: «Сравнение совокупностей  (групп предметов)
на основе составления пар. Сохранение количества»                                                                                                         Формирование представлений о равночисленности групп предметов на основе составления пар (наложением). Закрепление  понятий «один» и «много»                                                                                                                                  
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 3                                                                                                                                          Тема: «Представление о числе 1. Цифра 1.»                                                                                                                          Формирование  представлений о числе 1,  знакомство детей с цифрой 1. Развитие умений выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее. Умение  сравнивать количество предметов, используя слова: много, один, ни одного  

 Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 4                                                                                                                                                                            Тема: « Счёт до одного. Цифра 1»                                                                                                                                       Формирование умения соотносить цифру с количеством. Умение сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая один предмет на другой, используя слова: столько…сколько…поровну.    
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 5                                                                                                                                                                     Тема: «Знакомство с кругом»                                                                                                                                  Формирование на предметной основе представление о круге, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки            
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif   Занятие 6

Тема: «Представление о числе 2. Образование числа 2.
Знакомство с цифрой 2»                                                                                                            Знакомство с цифрами 1 и 2 как с символами, обозначающими соответственно один или два предмета; закрепление знаний основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый.        
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif   Занятие 7                                                                                                                                                                 Тема: «Представление о шаре, распознавание»                                                                                                                                                                                            Формирование на предметной основе представления о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки, закрепление пространственных  представлений: ближе, дальше
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif  Занятие 8                                                                                                                                                                      Тема: «Счёт до 2. Цифры 1 и 2»                                                                                                                       Умение считать до двух и соотносить цифры с количеством; формирование представлений: длиннее, короче
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 9                                                                                                                                                   Тема: «Образование числа 3. Знакомство с цифрой 3»                                                                                                                      Знакомство  с цифрой 3 как с символом, обозначающий три предмета; формирование умения соотносить цифры с количеством; умение упорядочивать предметы по размеру
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 10

Тема: «Счет до 3. Цифра 3»                                                                                                                           Умение считать в пределах 3 в прямом и обратном порядке и соотносить цифру с количеством, умение сравнивать предметы, выявлять закономерность; закрепление пространственных представлений: ближе, дальше        
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 11                                                                                                          Тема: «Знакомство с квадратом, распознавание»                                                                                                                                                     Умение различать и правильно называть круг и квадрат; упражнять в обследовании моделей фигур путем  обследования  их контуров пальцем и прослеживания взглядом за движением руки.                                                                                                                                         Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gifЗанятие 12                                                                                                                                                                   Тема: «Представление о кубе»                                                                                                                                         Формирование на предметной основе представления о кубе, умение распознавать шар и куб в предметах окружающей обстановки                                                                                                                         Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gifЗанятие 13                                                                                                                                                               Тема: «Образование числа 4. Счёт до четырёх. Знакомство с цифрой 4»                                                                                                                                                 Знакомство с цифрой 4 как с символом, обозначающим четыре предмета, умение соотносить цифры 1-4 с количеством; формирование пространственных представлений: длиннее, короче;
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 14                                                                                                                                      Тема: «Пространственные отношения: раньше - позже»                                                                                                                                              Формирование временных представлений: соотнесение времен года; закрепление счета в пределах 4, знание цифр от 1-4
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 15                                                                                                                             Тема: «Знакомство с треугольником»                                                                                                                                                  Формирование на предметной основе представлений о треугольнике, обучение приему обведения контура фигуры и прослеживания взглядом за движением руки, закрепление знаний детей о квадрате и круге,  умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.        
 Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 16                                                                                                                                                         Тема: «Пространственные отношения: шире - уже»                                                                                                                                                                                              Формирование пространственных представлений: шире, уже; умение считать до четырех, умение соотносить цифры с количеством
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 17                                                                                                                                                               Тема: «Части суток»                                                                                                                                                  Умение ориентироваться в контрастных частях суток: утро, день, вечер, ночь; закрепление счета в  пределах 4, знание цифр; формирование  умения находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы  предметы, отличающиеся по какому-либо признаку.      
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif  Занятие 18                                                                                                                                                           Тема: «Пространственные отношения: длиннее – короче»                                                                                                                                          Умение строить из палочек предметы по образцу,  формирование представлений длиннее, короче, формирование умения находить признаки сходства и различия предметов, выявление закономерности в расположении фигур и продолжать ее, закрепление счета до 4, знание цифр
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 19                                                                                                                                          Тема: «Представление о прямоугольнике, распознавание»                                                                                                                                            Формирование на предметной основе представления о прямоугольнике, умение находить прямоугольник в предметах окружающей обстановке, закрепление представлений о круге, квадрате, треугольнике, формирование  умения находить признаки сходства и различия предметов, выявление  закономерности в расположении фигур и продолжать ее.    
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 20                                                                                                                                  Тема: «Образование числа 5. Знакомство с цифрой 5»                                                                                                                                       Знакомство с образованием числа 5 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 4 и 5 элементов, считать до пяти;  знакомство цифрой 5 как символом, обозначающим пять предметов; закрепление временных отношений раньше, позже    
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 21                                                                                                                                     Тема: «Счёт до 5. Цифра 5»                                                                                                                                                    Закрепление счета в пределах 5, умение считать в прямом и обратном порядке; закрепление умения сравнивать предметы по длине и высоте; формирование  умения выделять свойства фигур (цвет, форма, размер) и сравнивать фигуры по этим свойствам      
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 22                                                                                                                                                                Тема: «Знакомство с овалом»                                                                                                                                                                   Формирование на предметной основе представления об овале, умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке, закрепление счета в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством. Закрепление представлений о треугольнике, круге.          
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 23                                                                                                                                                                   Тема: «Пространственные отношения: впереди- сзади - между»                                                                                                                                                Формирование пространственных представлений: впереди, сзади, между;  закрепление   обратного счета в пределах 5, представления о геометрических фигурах, формирование выделять свойства фигур (форма, цвет, размер)    
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 24                                                                                                                                                                      Тема: «Времена года»                                                                                                                                                      Расширение временных  представлений  детей, уточнение отношений раньше – позже, закрепление прямого и обратного счета в пределах 5, знание цифр.          
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 25                                                                                                                                                              Тема: «Счёт до 5. Цифра 5»                                                                                                                                                   Закрепление счета  в пределах 5, умение считать в прямом и обратном порядке; знание цифр от 1-5.                  
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif  Занятие 26                                                                                                                                                                              Тема: «Пространственные отношения: на – над – под»
Закрепление прямого и обратного счета в пределах 5, знание цифр; формирование пространственных отношений: на, над, под; умение сравнивать предметы по длине; закрепление умения детей строить по образцу.    
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 27                                                                                                                                                                   Тема: «Повторение»                                                                                                                                                 Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством; образование числа 5 на основе сравнения групп предметов содержащих 4 и 5 элемента;  формирование умения раскладывать предметы в возрастающем порядке;  закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие памяти, внимания
Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif  Занятие 28                                                                                                                                                                   Тема: «Повторение»                                                                                                                                                 Формирование  пространственных представлений: шире, уже; закрепление  счета  до 5; формирование  умения находить признаки сходства и различия предметов, закрепление  знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.                                                                          Описание: C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14869_.gif Занятие 29                                                                                                                                                          Тема: «Повторение»                                                                                                                                                 Закрепление счета в пределах 5, прямой и обратный, умение соотносить цифру с количеством; формирование  пространственных  представлений: слева, справа, посередине, над, под; формирование умения  собирать картинку из частей, закрепление знаний о геометрических фигурах.                    Занятие 30                                                                                                                                 Тема: «Повторение»                                                                                                                                                 Закрепление представлений детей о числах и цифрах 1-5, формирование  пространственных представлений, умение распознавать геометрические фигуры                                                                                                                                    Занятие  31- 32 
Упражнения  по выбору детей


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                     



Литература:


1.  Метлина Л.С. «Математика в детском саду» - М. : Просвещение 1984г


2.  Альтхауз Д., Дум Э. «Цвет, форма, количество»  -М. : Просвещение 1984 г

                                                         
3.  Петерсон Л., Кочемасова Е.Е «Игралочка» - М.:Баласс 2003г  

                                                                               
4. Ерофеева Т.И. «Математика для дошкольников»  -М.: Просвещение1992г  

                                                               
5. Леушина  А.М. «Формирование  элементарных  математических  представлений  у   детей дошкольного возраста»   - М.: Просвещение, 1997г


6. Васильева М.А, Гербова В.В, Комарова Т.С. «Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в  детском  саду» -М.: Издательский  дом  «Воспитание дошкольника», 2005г                                                                  


7.   Михайлова З.А   «Игровые занимательные задачи для дошкольников»               – М.: Просвещение, 1990г    


8. Светлова И. «Форма»  -М.:Эксмо, 2003г


9. Александрова О «Мои первые уроки» - М.:Эксмо,2005г                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологического клуба для родителей детей группы раннего развития «Счастливый малыш»

   Программа психологического клуба предусматривает занятия педагога – психолога с родителями, имеющими детей раннего возраста и формирование положительных детско – родительских...

Модифицированная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Английский с малышами"

Программа "Английский с малышами" рассчитана на 2 года обучения, по 2 занятия в неделю для детей 3-7 лет....

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП для детей раннего возраста (2-3 года) «Малыши в гостях у Зайчат».

Конспект итогового интегрированного игры-занятия по ФЭМП для детей раннего возраста (2-3 года). Тема игры-занятия "Малыши в гостях у Зайчат". Интеграция образовательных областей: познавательное развит...

рабочая программа по ФЭМП для детей 5-7 лет

       Рабочая программа направлена на  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культур...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 6-7 лет «Логико-малыш»

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...