конспект занятия по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Измерение длины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_femp_izmerenie_dliny.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 по формированию элементарных математических представлений

для детей подготовительной группы

на тему:

«ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ»

Тема: «ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ»

Цель

Формировать представление о зависимости результата измерения от величины мерки

Задачи

Образовательные:

- формировать представление об измерении длины с помощью условной мерки.

- познакомить с такими единицами измерения длины как пядь, локоть, сажень.

- закрепить счетные и пространственные представления.

- закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов

Развивающие:

- развивать  воображение, мышление, память.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, самостоятельность в выполнении задания.

материалы

Демонстрационный

- рисунки животных (слона, обезьян, попугаев, удав);

- цифры (1-9);

- телеграмма от Незнайки;

- скатерти, атрибуты базара;

- костюмы (дед, бабка);

- музыкальное сопровождение (фонограмма)

Раздаточный материал для практической работы

- импровизированные клумбы (зелёный картон формата А5);

- импровизированные цветы ()

Этапы занятия

Ход занятия

формируемые УУД

1

Организационный момент (сюрпризный)

В начале занятия раздается стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и получает телеграмму, зачитывает ее детям:

Воспитатель: Ребята, почтальон принес телеграмму от нашего друга Незнайки из страны Мультляндии. Незнайка пишет, что в школе ему дали  задание, с которым он не может справиться, и просит нас ему помочь.

2

Вхождение в тему (мотивация деятельности)

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы помочь Незнайке? (Да). Тогда отправляемся в путь!  Ребята,  подскажите, на чем мы с вами можем доехать?».

Дети: корабль, поезд, самолет, автомобиль, санки.

Воспитатель: Ну, так как сейчас зима,  тогда отправимся на санках?

Дети: Да!!!

Воспитатель: Тогда встаем друг за другом и отправляемся в путь!

(Звучит фонограмма. Пока воспитатель вместе с детьми едет на санках, выходит Незнайка и садится рядом с доской, на которой висит изображение

удава).

Регулятивные УУД: мотивация деятельности

3

Беседа с детьми

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка!

Незнайка: Здравствуйте, ребята, как я рад вас видеть!

Воспитатель: Незнайка, расскажи, что же у тебя случилось?

Незнайка: «В школе мне дали задание, измерить удава, а как я его буду измерять?»

Воспитатель: «Ребята, как можно измерить удава?»

Дети: «Руками, ногами, шагами…»

Незнайка: «А еще мне зачем-то дали, слона, попугая, обезьяну (показывает)»

Дети: «Можно измерить этими рисунками»

Воспитатель: «Давайте измерим удава слонами! А чтобы Незнайке было понятно, рассказывай, как ты это будешь делать»

Ребенок: «Я беру одного слона и прикладываю к началу удава, беру другого слона и прикладываю рядом  с первым слоном, беру третьего и прикладываю ко второму»

Воспитатель: «Сколько слонов поместилось в длине удава?»

Дети: «Три слона»

Воспитатель: «Правильно, давайте поставим нужную цифру напротив картинки слона (ребята ставят нужную цифру). Ребята, а теперь давайте измерим удава обезьянами (ребенок выкладывает рисунки обезьян по длине удава, проговаривая свои действия). Сколько обезьян поместилось в длине удава?»

Дети: «Шесть!»

Воспитатель: «Молодцы! Правильно, давайте поставим нужную цифру напротив картинки обезьяны (ребята ставят нужную цифру). Теперь измерим длину удава попугаями (ребенок выкладывает рисунки попугаев по длине удава, проговаривая свои действия). Сколько попугаев поместилось в длине удава?»

Дети: «Восемь!»

Воспитатель: «Правильно! Давайте поставим нужную цифру напротив картинки попугая (ребята ставят нужную цифру). Ну вот, Незнайка, дети показали, как нужно измерять удава».

Незнайка: «А почему получились разные результаты? Ведь измеряли одного и того же удава!!!»

Дети: «Потому что, слон большой и поместился только 3 раза в длине удава ,а попугай маленький и поместился 8 раз»

Воспитатель: «Правильно, ребята! Незнайка, чем меньше предмет (мерка), которым измеряли, тем больше количество раз он поместится в измеряемой длине, а чем больше мерка, тем меньшее количество раз он поместится в измеряемой длине»

Незнайка: «Я все понял! Спасибо вам ребята! Теперь я знаю, как измерить длину удава, и почему получается разный результат»

Коммуникативные УДД: общение ребёнка со взрослыми и сверстниками

Познавательные УДД: выдвижение гипотез и их обоснование (логические УДД);

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (общеучебные УДД)

4

Практическая деятельность

детей

Незнайка: Ребята, а ещё я хотел бы посадить у себя на клумбе цветы, но не знаю, сколько их понадобится. Вы мне поможете?

Дети: Да! Поможем!

Воспитатель: Ребята, садитесь за столы. Перед вами зелёные листы – это клумба. И геометрические фигуры красные круги – это розы и жёлтые квадраты – это тюльпаны. Нам нужно выложить цветы по длине клумбы и посчитать сколько «роз» и «тюльпанов» получилось.

Дидактическая игра «Посади цветок на клумбу»

Воспитатель: Ребята, выкладываем тюльпаны, старайтесь прикладывать цветы близко друг к другу. Сколько тюльпанов вы посадили на клумбу?

Дети: 3 тюльпана.

Воспитатель: А ниже «посадите» розы. Сколько розочек «посадили»?

Дети: 5 розочек.

Воспитатель: Незнайка, у тебя получилось «посадить» цветы на клумбу?

Незнайка: Да.

Воспитатель: Ребята, почему на одной клумбе тюльпанов больше, чем роз?

Дети: ответы детей.

Регулятивные УУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель

Коммуникативные УДД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничеству

5

Игровая

театрализованная

деятельность

Воспитатель: Воспитатель: «Незнайка, а хотел бы ты узнать о старинных мерах длины, которыми люди пользовались в прошлом?»

Незнайка: «Да, очень!»

Воспитатель: «Чтобы нам о них узнать, надо побывать, на лошадку все садимся и скорей туда помчимся (фонограмма «Лошадка»)»

Сказка:

Автор: Дед и баба дружно жили, дружно жили, не тужили. Вместе пироги пекли, да хозяйство все вели. Вот однажды утром рано бабка спрыгнула с дивана и кричит:

Б.: - Дедуля, дед! Очень нужен твой совет!

Д.: - Говори, что там случилось, что опять тебе приснилось.

Б.: - Нужна скатерть для стола, по размеру чтоб была.

Д.: - Говори размер, пойду, скатерть нужную найду!

Б.  - Один локоть ширина, локтя два – ее длина.

Д. - пойду скорее на базар и куплю домой товар  (уходит).

2 сцена, базар.

Автор: Вот базар, кругом народ, кто зачем туда идет.

Продавец 1: - Здесь мороженое купите, заходите, заходите!

Продавец 2: Ситец, лен, сатин, атлас, ткань любая лишь для вас!

Дед подходит: - Скатерть мне нужна на стол, я с размерами пришел.

Один локоть ширина, локтя два ее длина.

Продавец: - Вот смотри, размерчик твой, грош плати, иди домой! (забирает уходит)

3 сцена, в избе.

Д.: - скатерть, бабка, принимай, хватит спать, с печи слезай!

Б.: (берет скатерть, вскрикивает) – Дурачина, старый дед!

Ты в своем уме, аль нет?

Сказала ж, локоть, ширина, два локтя ее длина.

Д.: - Продавец локтями мерил, почему ж я не проверил?

Б.: - Пойди снова на базар и купи другой товар!

Купи скатерть по размеру, пядей было чтобы в меру!

Д.: - Может саженью измерить? Хорошо будет проверить!

Б.: - Сажень – мерка вот такая! А огромная какая?!

Пядью меряй, не робей! На базар иди скорей!

Д.: - Сколько  пядей ширина? Какова ее длина?

Б.: - Две пяди будет в ширину, а четыре пусть в длину! (дед уходит)

Д.: - Ладно, бабка, я пошел, скатерть принесу на стол

4 сцена, базар.

Продавец: - Ситец, лен, сатин, атлас, ткань любая лишь для вас!

Д.: - Эта скатерть нам мала (подает скатерть продавцу)

Продавец: - Да, задача нелегка! Надо мерки изменить и другой отрез купить.

Д.: - Вот размеры у стола, бабка мне сейчас дала: две пяди будет в ширину, а четыре пусть в длину!

Продавец: - В сундуках я поискал, отрез нужный отыскал. Вот смотри, размерчик твой, грош плати, иди домой! (дед уходит)

5 сцена, в избе.

Д.: - скатерть, бабка, принимай, хватит спать, с печи слезай!

Б.: - Дурачина, старый дед!

Ты в своем уме, аль нет? Снова скатерть не подходит!

Д.: - Продавец ведь пядью мерил, почему ж я не проверил?

Вместе: - Что же делать, как нам быть, что б по размеру ткань купить?

Автор: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Коммуникативные УДД: владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; умение слушать собеседника.

Личностные УДД:

6

Подведение

итогов

занятия

Воспитатель: - Ну что, ребята, вам понравилось наше путешествие? Вы узнали о старинных мерах длины. А скажите, ребята, измеряя такими мерками,  результат у всех людей получится одинаковый?

Дети: - Нет, разный! Потому что мерки разные!

Воспитатель: - Чем мерил дед скатерть?

Дети: - Локтями, пядью, саженью.

Воспитатель: - Поэтому и размер получался разный! И результат разный! Вот и задумались люди, как же быть?! И пришли вот к какому выводу: договорились пользоваться мерками, не связанными с размерами человеческого тела, они всегда одинаковые. Но с ними мы познакомимся на следующем занятии.



Конспект открытого занятия

 по формированию элементарных математических представлении

для детей подготовительной группы

на тему:

«ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).Тема: Как растения помогают освоить азы математики.Цель: Учить рассматривать растения в определённой п...

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОСКонспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе: задачи, материалы, ход занятия....