ВЕСЕЛЫЙ МАТЕМАТИК
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему

Натали Николаевна Никитина
Дополнительная образовательная программа по формированию элементарных математических представлений кружка
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx39.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Анцирский детский сад»

Дополнительная образовательная программа по формированию элементарных математических представлений кружка

для детей 4- 5

«Веселый Математик»

Анцирь, 2017г.

Пояснительная записка:

1. Актуальность:

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Организация кружка «Веселый Математик» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет развить умственные способности детей. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируем желания детей заниматься математикой. Особое внимание в кружковой работе уделяется развитию логических форм мышления.

2. Обоснованность выбора: Родители стремятся к тому, чтобы их дети были интеллектуально развиты. Кружок направлен на, то чтобы помочь родителям в воспитании у детей интеллектуальных способностей, познавательной активности. А также познакомить детей с играми, способствующими логическому мышлению, в которые они могут играть дома вместе с родителями.

3. Цель кружка: Развитие умственных способностей у детей в комфортной среде, расширение математических представлений у детей дошкольного возраста.

4. Задачи:

• Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.

• Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики.

• Развивать способность мыслить самостоятельно, проявлять творческий подход, умение обобщать, сравнивать, анализировать.

• Воспитывать инициативность, настойчивость в достижении целей.

• Воспитывать умение радоваться своим успехам и успехам сверстников.

5. Превышение программы:

В соответствии с программой предусматриваются следующие задачи образовательной деятельности:

1. Обогащать сенсорный опыт детей.

2. Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству).

3. Учить сравнивать объекты по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади) от, определять местонахождения объекта в ряду (второй, третий).

4. Учить определять последовательности событий во времени по картинкам и простым моделям.

5. Продолжать учить делить целое на части, соизмерять величины с помощью предметов заместителей.

6. Закреплять у детей понимание и использование числа как показателя количества, итога счета.

В рамках программы кружка предусмотрены следующие задачи:

-учить решать задачи-головоломки;

- учить действовать по образцу, видоизменять образец, получая новую картинку;

-развивать смекалку.

6. Краткая характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет.

Умственное развитие – очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, эстетическом и физическом отношениях.

В этом возрасте содержание заданий должно обеспечить, прежде всего, развитие восприятия, образного мышления, воображения ребенка, и таким образом, углублять и расширять те достижения в умственном развитии, которые отвечают специфике дошкольного детства. А достичь этой цели можно, если учить ребенка выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов, пользоваться условными заменителями вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели (планы, схемы, чертежи и др., отображающие отношения между предметами и их частями. Для того, чтобы такое обучение было успешным оно должно быть включено в доступные и интереснее для ребенка виды деятельности – игру, рисование, конструирование, лепку и др. особого обсуждения заслуживает вопрос о занятиях, связанных с усвоением математики. Опыт в работе педагогов доказывает, что обучение математике не только можно, но и вполне целесообразно начинать в дошкольном детстве при условии, если содержание и методы обучения строятся с учетом особенностей возраста ребенка и задач умственного развития.

В этом возрасте целесообразно ввести новые для детей области деятельности – область количественных отношений вещей. Введение должно осуществляться при помощи тех же средств, которые обеспечивают умственное развитие, в других видах занятий – организации действий самих детей с количественными отношениями, построения и использования моделей этих отношений, максимального использования игровых приемов. При этом является главным – научить детей навыкам счета. Возраст 4-5 лет – это средняя группа. Как и младшим дошкольникам, предлагаются игры на обозначении е отдельных предметов, на анализ строения предметов, на ориентировку в пространстве и на развитие воображения. В средней группе дети могут находить и выделять в предметах и явлениях некоторые дополнительные свойства, такие как длительность звука, вес предмета и др. начинают анализировать с помощью схем все более сложные предметы, состоящие из большего числа частей.

Выполняя задания на развитие воображения, дети создаю не толь отдельные образы, но и представляют в уме различные ситуации, детализированные и развернутые. Они более свободно определяют взаимное расположение предметов в пространстве, используя планы такого расположения.

7. Особенности организации совместной деятельности (данного кружка):

• Время действия кружка: 2017-2018 учебный год.

Количество занятий (в месяц): 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 20 минут.

Место проведения: групповая комната.

• Конечный результат работы: итоговое занятие для родителей.

8. Оценка индивидуального развития детей.

1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.

2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.

3. Умение узнавать цифры в пределах 10.

4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5.

5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире-уже, длиннее-короче и т. д.)

6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, трапеция, овал, полукруг, прямая линия, кривая линия, ломаная линия, луч, отрезок, точка, многоугольники.

7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.

8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).

9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта.

Предлагаются логические задачи«Четвертый лишний»«Что сначала, что потом»«Найди отличие»«Продолжи цепочку» и т. д

1балл - ребенок не ответил

2 балла – ребенок ответил с помощью взрослого

3 балла – ребенок ответил правильно самостоятельно

Итоги:

5-8 баллов – низкий уровень

9-12 баллов – средний уровень

13-15 баллов – высокий уровень

9. Методическое и техническое обеспечение программы:

1. В. Н. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет)

2. Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ»

3. Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша)

4. Е. Бортникова «Чудо – обучайка» (изучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет)

5. Б. П. Никитин «Ступеньки творчества и развивающие игры» (сложи квадрат)

6. В. А. Козлова «Умейка» (математика в играх и задачах для малышей)

7. Т. М. Бондаренко “Комплексные занятия в средней группе детского сада”. Воронеж 2009г.

8. З. А. Михайлова “Игровые занимательные задачи для дошкольников”. Москва 1985г.

Методическое обеспечение:

-  Игры на составление плоскостных изображений предметов.

-  Обучающие настольно-печатные игры по математике.

-  Геометрические мозаики и головоломки.

-  Занимательные игры по математике.

-  Счетный материал, счетные палочки.

- Набор цифр.

- Задачи в стихах, задачи-шутки, логические задачи, лабиринты.

Взаимодействие с семьей

Форма работы

Срок

Отметка о проведении

Родительское собрание на тему «Давайте поиграем» 

сентябрь

Консультация для родителей «Развитие мышления детей 4-5 лет»

октябрь-ноябрь

Папка-передвижка «Интеллектуальное игры как средство познания мира математики»

декабрь-январь

Открытое итоговое занятие

май

«Волшебная страна - математика»

Комплексно-тематическое планирование

СЕНТЯБРЬ

  1. Повторение изученного материала по теме самообразования. «Знакомство с цифрами». Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры.
  2. Игровое упражнение “Кто назовет как можно больше признаков отличия?”. Игра “Сложи узор”.

Цель: Учить сравнивать, находить характерные признаки предметов. Развивать воображение. Умение складывать узор из кубиков игры «Сложи узор» из счетных палочек. «Порядковый счёт». «Что такое «порядок»?»

Цель:  Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить  с порядковыми числами.

  1. Игра “Поезд”.

Цель: познакомить детей с эталоном цвета, закрепить название основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь детей, внимание, память, мышление.

  1. Многоугольники

Цель: познакомить детей с понятием “многоугольник”. Учить различать и правильно называть многоугольники (пятиугольник, шестиугольник, семиугольник и т.д).

ОКТЯБРЬ

  1. Найди по описанию. «На что похоже?»

Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур. «Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)».

Цель: Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам.

  1.  Игра «Вопрос – ответ”. Игра “Сложи узор”.

Развивать смекалку, фантазию, умение слушать, доказывать.

Цель: Учить составлять из кубиков игры «Сложи узор» пароход, машину и т. д.

  1.  Игра “Построим заборчик”. 

Цель: Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд. Развивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. Закреплять понятие “высокий”, “низкий”. Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи.

4. Путешествие в страну “Вымышляндию”. Д/и «Волшебный мешочек». Д/и «Что изменилось».

Цель:  Учить детей находить геометрические фигуры наощупь. Закрепить знание о цвете. Развитие у детей внимания, памяти и связной речи. Развивать логическое мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук, внимание, усидчивость.

НОЯБРЬ

1. “Дорисуй и назови предмет”

Развитие творческого воображения, мышления, смекалки. Развитие комбинаторных способностей, умение рассуждать. Развитие логического мышления, умение комбинировать, работать творчески. Научиться завершать незаконченные рисунки.

2.  Игра “Составь фигуру”

Развитие творческого воображения, мышления, смекалки. Развитие комбинаторных способностей, умение рассуждать. Развитие логического мышления, умение комбинировать, работать творчески. Научиться действовать с геометрическими фигурами, умение преобразовывать их.

3. «Интересные слова «между», «за», «после», «перед»».

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других.

 «Какой? Сколько?»

Цель: Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.

«По порядку рассчитайся!»

Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.

4. Д/и «Найди не такую». Д/и «4-й лишний».

Цель: Продолжать знакомить с логическими блоками. Развитие умение выделить существенные признаки.

ДЕКАБРЬ

  1. «Ориентирование на плоскости

(на листе бумаги)

«Ориентирование на листе»

Цель:  Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.

“Соедини точки”.

Цель:  Развивать зрительное воображение, смекалку, творчество, фантазию, сообразительнось. Умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать связную речь, память, внимание.

  1. Игра “Выкладывание фигур из палочек”. 

Цель: Развитие смекалки, комбинаторных способностей, умение обобщать, преобразовывать, делать логические выводы.

   Д/и «Лесенка»

    Цель: Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания.

  1.  «Сложи квадрат». Д/и «Чего не хватает».

Цель: Познакомить с игрой “Сложи квадрат”. Учить собирать сложные квадраты по образцу. Развитие мышления, внимания, учить делать умозаключения.

  1.  «Рисование фигур по точкам».

Цель: Развивать графические навыки детей. закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

ЯНВАРЬ

1. «Ориентирование в пространстве». «Левая и правая рука»

Цель: Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением»

2 . «Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.

3. «Ориентирование во времени». «Сутки. Часы. Минутки»

Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. «Дни недели»

Цель: Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так. «12 месяцев»

Цель: Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь»

4. «Измерительные приборы: линейка, весы, часы»» «Знакомство с часами».

Цель: Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают.

 «Весы. Их использование»

Цель: Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы и их значение. Дать понятие «вес»

ФЕВРАЛЬ

1.  «Рисуем по линейке»

Цель: Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.

  1. . «Расставь числа по порядку»

Цель: Развивать умение расставлять числа по порядку от 0 до 10. Расставь цифры в обратном порядке от 10 до 0.

3.Математические знаки. Д/и Поставь правильный математический знак.

Цель: продолжаем знакомство с математическими знаками.

4.«Задачи на действия (сложение и вычитание)».

Цель: Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.

МАРТ

1.Игра “Лесенка для котенка”.

Цель: Упражнять детей в прямом и обратном счете. Продолжать упражнять в счете от 1 до 10. В прямом и обратном порядке.

2. “Игры со счетными палочками”

Цель: Развивать логическую мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, самостоятельность, умение составлять из счетных палочек по образцу фигуру.

3. Игровое упражнение “Я начну, а ты закончи”. Игра “Найди лишнюю”.

Цель:  Учить детей находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур, решать задачи – головоломки. Закрепить знания геометрических фигур.

4. «Целое и части». Задачи на составление целого из частей».

Цель: Развивать мышление детей, умение делить целое на части.

АПРЕЛЬ

1. «Задачи на разделение целого на части»

Цель:  Развивать мышление детей, умение делить целое на части.

2. Игра “Конструирование геометрических фигур”

Цель:  Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.

3. Игры – конструирование

Цель:   Упражнять в различении и название цвета палочек. Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Закреплять такие понятия как “Над”, “Под”, “справа”, “слева”. Составлять рассказы по составленным картинкам.

4.  «Волшебные монетки». «Деньги. Их значение».

Цель:  Познакомить детей с деньгами, их назначением

МАЙ

1. Математические знаки. Математические задачки. Д/и Поставь правильный математический знак.

Цель: продолжаем знакомство с математическими знаками.

2. Ориентировка на листе бумаги. Графический диктант.

Цель: Познакомить с понятие графический диктант. Учить выполнять данный вид заданий.

3.  “Путешествие в волшебный лес”

Цель:  Развивать умение расшифровывать (декодировать) о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знако-символическим обозначениям; развитие умения классифицировать предметы по одному 2-м свойствам, развитие внимания, памяти, логического мышления. Научиться составлять число 5 из меньших чисел, сравнивать.

4. Итоговое занятие «Волшебная страна - математика»

Ожидаемые результаты:

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста свободно оперировать с цифрами, числами, с пониманием геометрических форм. Личностными результатами изучения данного кружка являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

 -  развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

 - воспитание чувства справедливости, ответственности;

 - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

-  выявление молодых талантов с математическим, логическим мышлением;

 - освоение программы кружка по высокому уровню;

- желание заниматься математической деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей среднего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 451 c.
  2.  Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей среднего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 929 c.
  3.  Клини, С. Математическая логика / С. Клини. - М., 2011. - 826 c.
  4.  Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c.
  5. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.
  6.  Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 670 c..
  7. Помораева, Ирина Занятия по формированию элементарных математических представлений детей средней группы детского сада / Ирина Помораева , Вера Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 204 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике в старшей группе " веселая математика с крошем и нюшей"

Конспект занятия по математике в старшей группе «Веселая математика с Крошем и Нюшей».Задачи:Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять п...

Занятие по математике во II младшей группе «Веселая математика»

закреплять понятия один, много, ни одного.- закреплять и обобщать знания детей о свойствах предметов: большой-маленький, средний, высокий-низкий....

Открытое занятие в старшей логопедической группе по математике: « Игра – путешествие в страну веселой математики»

Задачи:Образовательные:-Учить решать логические задачи на смекалку, активизировать мыслительную и познавательную деятельность;-Учить различать геометрические фигуры (плоскостные и объемные); сравниват...

Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Веселая математика».

Конспект НОДпо математике в подготовительной группе«Веселая математика». Тема: Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим...

конспект образовательной деятельности по математике в старшей группе "Веселая математика с Машей и Медведем"

конспект разработан для развития математических способностей детей старшего возраста через игровую деятельность, а также привитие интереса к занятиям математикой....