Состав числа 10
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Лугинина Олеся Юрьевна

Состав числа 10, математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Состав числа 10, математика29.01 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

        (технологии системно – деятельностного подхода, автор Петерсон Л. Г.)

Вид деятельности: Познавательно-исследовательская                          средняя группа.

Тема: «Состав числа 10. Цифра 10».

Цель: Создать условия для знакомства  с составом числа 10 из единиц, с цифрой 0.  

Задачи:

Организовать деятельность для формирования понимания временных отношений. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;                                                                        
Организовать деятельность по формированию математических представлений  и развитию познавательной активности.
Организовать рефлексивную деятельность

Методы и приемы: Словесный, наглядный, познавательный.        

Материалы и оборудование: карточки с цифрами, 3 ведёрка, пшено, круги.

Здоровьесберегающие технологии: Физминутка  «Мы устали, засиделись».                                                                                                                                                                                                                                                                  

Мы устали, засиделись,                                                                                                                                                                                                                                                              Нам размяться захотелось.                                                                                                                                                                                                                                                      Отложили мы тетрадки,                                                                                                                                                                                                                 Приступили мы к зарядке.          (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)                                                                                                                                                 То на стену посмотрели,                                                                                                                                                                                                                                            То в окошко поглядели.                                                                                                                                                                                                                                             Вправо, влево, поворот,                                                                                                                                                                                                                              А потом наоборот.                       (Повороты корпусом)                                                                                                                                                                                                       Приседанья начинаем,                                                                                                                                                                                                                                       Ноги до конца сгибаем.                                                                                                                                                                                                                                 Вверх и вниз, вверх и вниз,                                                                                                                                                                                                                           Приседать не торопись!              (Приседания)                                                                                                                                                                                                                              И в последний раз присели,                                                                                                                                                                                                                          А теперь на место сели.               (Дети садятся на свои места)

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. 

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Мотивационная технология.                                                                        На занятии мы сидим,                                                                                           Не шумим и не кричим                                                                              Руку тихо поднимаем,                                                                               Если спросят, отвечаем.

Мы с вами сегодня отправимся в путешествие по стране Математики. Кто хочет отправиться в путешествие?                                          Давайте закроем глазки и повторяем:                                                                                 1,2,3 в страну математике лети.

Дети слушают воспитателя, соглашаются.

Создание положительного эмоционального фона.

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Коммуникативная технология.                                      Игровое упражнение «Назови число».

Ребята на доске изображены цифры от 1 до 10. Посчитайте их.

Каким образом еще можно посчитать эти цифры?

У числа есть два соседа: одно число на один меньше, оно предыдущее, другое на один больше, оно последующее. Дети встают полукругом. Воспитатель передает мяч ребенку, который называет число  и возвращает мяч воспитателю.                                                                            Назовите предыдущее число числа пять. Какое число следует за числом 8 и т. д.

Молодцы ребята.

Закрепление детьми знаний.

Ответы детей: порядковый счет, обратный.

Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей.

Развитие артикуляционной речи.

3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы)

Проблемно – поисковая технология.                                    

Ребята, скажите мне, как можно узнать состав числа 10? С помощью чего?

Ответы детей.

Составить домик.

Развитие логического мышления.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Исследовательская деятельность.                                                                             Сегодня мы с вами узнаем, как составить число 10 из меньших чисел. Или по другому – узнаем состав числа 10 и познакомимся с цифрой 0.

Цифра 10 к нам пришла,                                                                    Цифра 10 хороша,                                                                                      Ну а мы сидеть не можем                                                                 Цифре 10 все поможем.

Давайте сейчас заполним домик на состав числа 10

Из каких чисел состоит число 10?                                                          А сейчас решим задачки.

1. 4 книжки у Павлушки, 6 у Андрюшки.                                                         Сколько книжек у детей, ну ка сосчитай скорей? (как вы получили число 10, к 4 прибавили 6)

2. 7 синиц на ветку сели к ним 3 прилетели, сосчитайте быстро детки, сколько птиц сидит на ветки?

3. Вот 8 зайчат по дорожке идут, за ними вдогонку 2 бегут, дак сколько ж всего по дорожке лесной торопится в школу зайчишек зимой?                                                         Игровое упражнение «Сколько осталось?».

   На доске цифровой ряд (от 1 до 9).                                       Надо разложить на столе карточки с цифрами от 1 до 9 в порядке увеличения.                                                             Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Посмотрите на доску. Сколько кругов на доске. (правильный ответ 9).

Ребята, покажите соответствующую карточку с цифрой.

Начинаю справа налево убирать по одному кругу, а дети показывают цифрой, сколько кругов осталось. Когда не останется ни одного круга, объясняю:                                            «Есть цифра, которая показывает, что здесь нет ни одного предмета. Это цифра ноль».

Показывает карточку с цифрой 0, вместе с детьми обводим ее в воздухе и выкладываем в ряд перед цифрой 1.                                                                                                      Затем читает стихотворение:

Ноль похож на сто предметов —
От браслетов до беретов:
Круглый стол, кольцо, часы,
На кружочек колбасы,
Барабан, баранку, сушку…
И на лысую макушку.
Устали? Давайте немного отдохнем.

Наблюдают за действиями воспитателя, отвечают на вопросы, играют.

Выполняют физминутку.

Активизировать познавательную  деятельность  детей. Развитие артикуляционной речи, мышления.

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

Игровая технология.                                                                      

А теперь решим «Весёлые задачки»:

Сколько ручек у кота?
Сколько перьев у крота?
Сколько лапок у змеи?
А у белки чешуи?

Игровое упражнение «Мишкина каша».

   На столе стоят три ведерка с разным количеством пшена.

 Ребята вспомните рассказ Н. Носова «Мишкина каша».   У мальчиков  в рассказе получилось очень много каши, т.к. они неправильно отмерили пшено.

У меня 3 ведерка с пшеном. Найдите ведерко с нужным количеством пшена: оно должно быть не самым тяжелым и не самым легким.

Как найти нужное ведерко с пшеном?

Возьмите два ведерка и сравните их по весу, взвесив на руках.

Затем уточняю: «Какое ведерко тяжелее? Какое легче? Тяжелое ведро поставьте на стол. А теперь легкое ведерко сравните с третьим ведерком. Тяжелое ведро поставьте на стол, а легкое ведерко сравните с первым и со вторым ведром попарно и расставьте их в возрастающем порядке по тяжести, называя вес каждого ведерка с пшеном. Из трех ведерок выберите не самое тяжелое и не самое легкое».

Молодцы справились и с этим заданием.                                           Но нам пора отправляться назад. Закрывайте глаза (звучит музыка). Ну вот мы и вернулись.

Отвечают на вопросы, играют в игру, проявляют смекалку.

Активизировать познавательную  деятельность  детей посредством игр.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Рефлексивная технология.                                                        

Что нового вы узнали сегодня? Что больше всего понравилось? С какими новыми числами мы сегодня познакомились?

Индивидуальные высказывания детей.

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тема: «Место числа среди других чисел, состав числа 4, 5 из двух меньших чисел. Решение логических задач». (подготовительная группа)

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тема: «Место числа среди других чисел, состав числа 4, 5 из двух меньших чисел. Решение логических задач».   (по...

Число и цифра 4. Состав числа 4. Квадрат.

Знакомство с числом и цифрой 4. Изучение состава числа 4. Знакомство с геометрической фигурой квадрат....

Число 7 и цифра 7. Состав числа 7: раскладывание числа 7 на два меньших числа и получение из двух меньших одного большего числа.

Число 7 и цифра 7. Состав числа 7: раскладывание числа 7 на два меньших числа и получение из двух меньших одного большего числа....

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе, тема:"Независимость числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры."

ООД «Познавательное развитие» (ФЭМП)Тема: "Независимость числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигур...

Конспект «Независимость числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.»

научить детей применять  Независимости числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры...