Ориентировка в пространстве
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Пронина Ирина Леонидовна

Технологическая карта НОД по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_proninoy_i._l.docx46.49 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

НЕПОСРЕДСТВЕННО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №73  г. Нижнекамска

воспитатель:  Пронина Ирина Леонидовна

НОД: формирование элементарных математических представлений у детей 

Тема:  Ориентировка в пространстве

Возрастная группа: подготовительная группа

Форма совместной деятельности: занятие-путешествие по планетам «Космический круиз».

Форма организации:  групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Цель: выявление и систематизация  полученных  знаний и умений  детей  по  теме «Ориентировка в пространстве»

                                                                                                     Задачи

: Воспитательные:

  • Воспитывать  дружеские взаимоотношения между детьми, оказывать  посильную помощь друг другу.
  • Воспитывать интерес к математике.
  • Воспитывать самостоятельность в работе.

Развивающие:

  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение, внимание.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  • Развивать моторику рук.
  • Развивать навыки контроля, учить  правильно оценивать свою и другую работу.
  • Активизировать и обогащать словарь детей: космос, планета, центр подготовки.

 Образовательные:

  • Уточнить и расширить знания детей о космосе, о планетах Солнечной системы.
  • Упражнять  в счете в пределах 20, в умении различать количественный и порядковый счет в пределах 10.
  • Продолжать учить детей  анализу и синтезу, конструктивному мышлению, строить из геометрических фигур более сложные по заданному чертежу.

Учебно-методический комплект:

  • «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной  группе»  авторы: И.Пономарева; В.Позина;  
  • Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная образовательная программа                        дошкольного образования.
  • «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст» автор: Новикова В.П.

Планируемый результат:

Любознательный, активный

активность в познавательной, опытно-экспериментальной деятельности, в разговоре.

Эмоционально - отзывчивый

проявление эмоционального отношения к живой природе.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;

умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;

умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи

применение усвоенных знаний  по РЭМП по опытно исследовательской деятельности в самостоятельной повседневной жизни;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

  • умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 25 мин.;

Средства:

зрительный ряд: слайды с эпизодами планет  «Солнечной системы», заданиями;  карта для осуществления само- и взаимопроверки.

литературный ряд: стихотворение «Девять планет», физминутки с мнемотаблицами.

музыкальный ряд: мелодия группы «Спейс», песня «Мы дети Галактики».

мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы: мультимедийная презентация с использованием эпизодов планет «Солнечной системы».

Раздаточный материал (возможность выбора): индивидуальные листы с заданиями, наборы цифр от 1до 10,  цветные ручки, 3 набора геометрических фигур.

Подготовительная работа: решение комплекса заданий по ФЭМП по теме «Ориентировка в пространстве», решение задач на развитие логического мышления; изготовление космического корабля, солнца, созвездия Большой медведицы, кометы.

Этапы, последователь-ность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Формы, методы, приемы, возможные виды деятельности

результат

1.Организационный этап

Создание психологического  настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Приветствует детей

Приветствуют друг друга

Дети стоят в кругу. Здравствуйте!

Ребята, приглашаю вас совершить путешествие, за пределы нашей планеты. В далекий и необъятный  мир, полный таинственных мифов и неразгаданных загадок. Для этого нужно взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебные слова:

«Если очень постараться, если очень захотеть,

Можно на небо забраться и до Солнца долететь!»

Дети настроены на общение

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

2.Мотивация к деятельности

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Стимулирует любознательность, интерес детей к космонавтике, вовлекает в слушание.

Использует наглядные средства «Солнечной системы

Создание игровой, проблемной ситуации: попросить помощи у Самоделкина.

Рассказывают на память стихотворение, показывают на наглядном средстве

Принимают решение: отправиться в путешествие и выбрать транспорт.

Отвечают на вопросы и внимательно слушают.

Дети садятся за столы.

- Ребята, обратите внимание на экран. Как называется этот безграничный и необъятный мир? (космосом) Правильно, космос или вселенная! У космоса не конца, нет края. Она наполнена бесчисленным множеством звезд, планет и других космических тел. В космосе царит холод, мрак, нет воздуха. В бесконечной Вселенной,  в космосе  наша Земля -  маленькая планета.

В пространстве космическом воздуха нет,

И кружат там девять различных планет.

А Солнце – звезда в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

Дети читают стихотворение с использованием мнемотаблицы «Девять планет» (на слайде появляются планеты по очереди).

Планеты вокруг Солнца танцуют, как дети.

Меркурий заводит весь хоровод.

Чуть дальше Венера в пространстве плывет.

Встречали мы Землю, рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними Юпитер, из всех великан,

И дальше – Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы.

Малы и холодны, но их различили мы:

Уран, Нептун и крошка Плутон.

- Ребята, я вас приглашаю в космический круиз. Совершить путешествие на волшебные планеты и познакомиться с жителями, которые на них живут. Вы согласны?

«Если в космос мы хотим, значит, скоро полетим.

Самым дружным будет наш, развеселым экипаж».

-  Ребята, нам необходимо  выбрать транспорт, на котором мы отправимся в космос. Поэтому, давайте попросим помощи у мастера Самоделкина, который работает в Центре подготовки космонавтов.

Самоделкин: …Привет вам дошколята!

Я – мастер Самоделкин!

Я с техникой на «ты»!

Я космонавтом помогаю осуществлять мечты.

Мечты о звёздах дальних,

Что в высоте небес.

Эту мечту Гагарин когда – то нам принес.

И каждый из вас сможет

Таким же точно стать,

И все сумеет сделать,

И все сможет узнать.

Для этого лишь надо

Приехать в центр к нам.

Мы ждем вас с нетерпением,

Мы будем рады вам!

-Самоделкин, помоги нам  пожалуйста, построить летающий аппарат.

Самоделкин: Ребята, представьте, что вы в космическом бюро. Я вам предлагаю побыть конструкторами и собрать свою ракету для каждого экипажа (3экипажа).

Самоделкин достает из тубуса чертежи и отдает детям.

 Дети строят по чертежем (схемам).

Умение делать вывод и его аргументировать

Освоение знаково -  цифровой формы чисел.

3.Актуализация

Актуализация имеющихся знаний и представлений воспитанников по теме «Ориентировка в пространстве».

Способствует групповой работе детей, осуществляет наблюдение и контроль.

Организует разминку, сочетающуюся  с содержанием занятия

Использует наглядные средства.

Создание игровой ситуации:  запуск ракеты в космос.

Дает задание на умение ориентироваться в пространстве.

Предоставляет детям возможность найти решение индивидуально.

Задает вопросы стимулирующие процесс мышления

Работают в группах, общаются, делают выбор.

Участвует в групповых действиях.

Дети слушают, сосредотачи-вают внимание.

Принимают групповое решение: взлет трех экипажей.

Практикуются в умении ориентировать-ся в окружающем пространстве.

Ищут, находят решение

Самостоятель-но решают задание

Выполняют под диктовку, выявляют  соответствие  между цифрой и количеством.

- Молодцы! Все справились с заданием, вы зачислены в отряд космонавтов!

Физминутка: Дружно в ногу мы идем!

Мы идем на космодром.

Мы идем на носах,

Мы идем на пятках.

Вот проверили осанку.

И свели лопатки.

Дружно смастерим ракету

Для полета на планету.

-Ракеты готовы! Экипажам занять свои места! (дети садятся за столы)

-  Ребята, к нам пришло голосове сообщение от космонавтов (видео-ролик).

Внимание на экран!

Космонавт: Всем привет мои друзья!

Снова виеть рад вас я.

И пока я хздесь летаю,

Вас всех в гости приглашаю,

Вам у нас понравится!

А заодно, поможете нам с заданием справиться!

- Ребята, вы солгласны?  Внимание! Всем экипажам пристегнуть ремни! Запустить ракету! Соединить контакты, запустить двигатели, начинаем  обратный отсчет.

Дети (хором) : 10, 9, 8 … 1! Пуск!

- Ребята, обратите внимание налево – летит незнакомый летающий аппарат, справа вверху – Солнце, слева  внизу – летит комета, справа внизу – созвездие Большой медведицы, впереди  -планета под названием «Занимательные задачи». Мы приземляемся!

Планета «Занимательных задач»

  • У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки? (1)
  • Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего летело? (3)
  • На столе лежат два яблока и три груши. Сколько овощей лежит на столе? (нисколько)
  • Внимание на  экран! (лист с заданием каждому ребенку)

Ежик, белочка и зайчик живут на одной улице, каждый в своем домике. Зайчик и белочка живут в домиках с большими окнами. Белочка и ежик живут в высоких домиках. Соедините стрелочкой, кто в каком домике  живет. Давайте проверим!

- 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!

Планета «Цифроград»

Внимание на экран!

  • Покажите, соседей числа 3, 5, 7? (2,4; 4, 6; 6, 8;)
  • Сколько солнц на небе? (1)
  • Покажите, число меньше 4 на 1? (3)
  • Покажите, число больше 5 на 1? (6)
  • Сколько дней в неделе? (7)
  • Внимание на экран!

У Слоненка день рождение. Его пришли поздравить друзья. Сколько друзей у слоненка? (10) Кто пришел первым? Последним? Какой по счет ежик? Какой по счет котик? Кто четвертый гость? А кто третий?

- 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!

 Планета «Геометрических фигур»

  • Убери все фигуры красного цвета.
  • Какая фигура здесь лишняя?
  • Назови в пустых клетках недостающие фигуры.

- 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!

Обогащение опыта совместной работы.

Закрепление умения сравнивать группы предметов

Знание порядкового счета.

Получение положительных эмоций от полученного результата.

Освоение знаково -цифровой формы.

4. динамическая пауза

-Укреплять мышечный аппарат.

-Формировать правильную осанку, постановку корпуса, рук, ног, головы.

-Совершенствовать навыки координации и пространственной ориентации.

-Формировать умения эмоционального исполнения

Организует разминку, сочетающуюся с содержанием занятия.

Участвуют в групповых действиях.

Физминутка: Наивысший пилотаж

Нам покажет экипаж.

Хоровод планеты водят (идут по кругу).

В вышине на небосводе (руки поднять вверх),

Заключили Солнце в кгру (взялись за руки),

И летят за другом друг (бег по кругу),

Отдохнуло наше тело,

Что же, примемся за дело.

- 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!

Умение слушать, выполнять задания.

Имеют чувство ритма. Развивают пластику

 Закрепляет умение

5.восприятие и усвоение нового

 активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; - эффективность восприятия и осмысления нового материала;

Закрепить

полученные  знания детей

Усвоение детьми своей деятельности

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Предоставляет детям найти конструктивное решение.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Совместная  с детьми оценка процесса и результата деятельности.

Предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение своим работы.

Выстраивают порядок и

последова-

тельность.

Самостояте-

но  делают выбор.

Выполняют рисунок соединив все точки последо-

вательности  чисел.

Осуществляют контроль.

Спутник «Луна» (лист с заданием) - Перед нами Луна. Луноходу необходимо добратсья до заправочной станции. Помогите ему найти нужную дорогу.

- 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!

Планета «Сюрпризная» (играет мелодия группы «Спейс»)

- Соедините цифры по порядку (от 1 до 20). Что за фигура получилась? Каждый из вас нашел себе на этой планете друга. Возьмите фломастеры и дорисуйте мелкие элементы, раскрасьте!

Давайте возьмем нашего друга с собой на Землю. Солгасны?

- Давайте проверим, на сколько хорошо вы справились с заданиями на двух карточках.

Умение делать логический вывод; Умение следовать правилам

6.Заключительный этап. Рефлексия.

подведение итогов

Поощряет детей к высказыванию.

Вовлекает к слушанию

Предоставляют результаты своей деятельности (карточки) сверстникам и родителям.

Рассказывают о своих чувствах и суждениях.

Выражают эмоции посредством слов.

- 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!

- Наша ракета пошла на снижение! Мы приближаемся к Земле! Наша ракета совершила мягкую посадку благодаря дружной работе экипажа.

-Что нового вы узнали?  Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Что вам понравилось больше всего? –

Я рада, что вы прошли все испытания. Каждый  - просто молодец! Путешествию – конец!

Стихотворение: есть одна планета – сад,

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птицы скликая перелетных,

Лишь на ней одной  цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей нету!

-Давайте ребята будем любить и беречь нашу планету!

- Ребята, на этом занятие- путешествие  закончилось. Я желаю вам, быть всегда внимательными,  дружными, чтобы любили и уважали друг друга и всегда всем помогали. Я предлагаю, разместить свои карты с заданиями в приемной, чтобы родители могли  посмотреть, чем вы занимались и порадоваться  вашим успехам.

Проявляет активность в процессе самостоятельной деятельности

Умение подбирать необходимые материалы для работы;

ориентироваться в пространстве.

 Реализована потребность детей в общении.

Умение оценивать результат своей деятельности;

 Умение выражать чувства;

Умение делать выводы;

 Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

Проявляют эмоциональное отношение к результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей:Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста...

Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения

Материал адресован студентам, молодым специалистам и родителям....

Конспект интегрированного индивидуального занятия по ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировке детей со сложной патологией зрительного анализатора. Тема: "Накроем стол для гостей".

Ребенок с ОВЗ ( комплексные нарушения психофизического развития - слабовидящий с нарушением ЦНС, речевыми нарушениями),возраст- 7,5 лет.Форма проведения: индивидуальная. Предварительная работа: р...

Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаге,ориентировка в пространстве во времени .Логические задачи с математическим содержанием.

Разработка занятия по математике.Цель : создание условий для развитие поисковой активности, по средством ознакомления состава числа в пределах 10Задачи:Создать условия для побуждения детей к речевой а...