Шахматы как средство развития интеллектуальных способностей
статья по математике (подготовительная группа) на тему

Овсянникова Ольга Викторовна

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века:  он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шахматы как средство развития интеллектуальных способностей

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века:  он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым.

Одна из важных задач  - создание в системе обучения  таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения.

От того, насколько сформировано мышление у ребенка, поступающего в школу, будет во многом зависеть успешность обучения вообще, и математике в частности.

 
       Важно отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которое создало человечество. А сколько еще будет новых открытий, новых изобретений, новых подходов и методов — за все это можно поблагодарить логическое мышление. Можно даже сказать, что логическое мышление — это основа гениальности.

Почему я выбрала шахматы?

Во-первых, в сентябре 2012 году в Ростовской области стартовал проект «Шахматный всеобуч» организации внеурочной деятельности в начальной школе. По оценкам профессионального педагогического сообщества он стал значительным этапом в реализации новых образовательных стандартов.

Массовое обучение игре во всех донских начальных школах может быть возможным ответом на вызовы современности, которые ставят новые задачи перед российским общим образованием. Важнейшая из них – научить детей и подростков учиться, быть самостоятельными, уметь делать правильный выбор, помочь овладеть универсальными компетенциями для достижения личностных и метапредметных результатов.

А во-вторых, детей очень привлекают и сама шахматная доска, и деревянные затейливые фигурки. Малыши чувствуют: здесь какая-то тайна.

"...Незря во все эпохи короли
     Ценили мудрость шахматной игры.
     И в жизни пешка может стать ферзём,
     Ведомая недюжинным умом..."

Ее называют игрой королей. Не случайно, охотно проводили свой досуг за шахматной игрой «великие умы» России – А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.В. Толстой.

Итак, шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Ведь еще В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценное воспитание умственных способностей и памяти. Эта игра должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры».

Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов:

 На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.

Изучение раздела «Шахматные фигуры» вызывает у детей особый интерес. На занятиях используется следующий материал:

       загадки, стихи, сказки и песни о шахматах,

       шахматные инсценировки с помощью кукольного театра («Шахматный    колобок», «Шахматная репка», «Шахматный теремок»).

Ключевым моментом занятий является деятельность самих обучающихся. Конкурс рисунков « Наряд для пешки», «Путешествие в шахматное королевство», лепка фигур из пластилина.

Вместе сделать шахматные дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бумага, ватман, картон); разрезные шахматные картинки; шахматное лото; Кубики с картинками шахматных фигур; темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ); летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).

Рассматриваются шахматные комбинации, тактические приемы по захвату вражеских фигур «вилка» и «связка». На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для  проверки  полученных знаний.

Игра в шахматы предполагает умение думать, осмысливать, сопоставлять, сравнивать, а, главное, действовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игра в шахматы – как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространств...

Консультация для воспитателей «Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников»

Консультация для воспитателей "Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников"...

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы как способ развития интеллектуальных способностей детей.

В статье раскрыта одна из инновационных технологий -обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.Предлагаются этапы ознакомления детей с шахматами....

Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс Шахматы как средство развития интеллектуального потенциала дошкольников

Шахматы - магическая игра.  Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже почти полторы ...

«Сенсорное развитие как средство развития интеллектуальных способностей»

Календарное планирование образовательной деятельности с воспитанниками и взаимодействие с семьями воспитанников...