Программа "Занимательная математика"
рабочая программа по математике на тему

Программа "Занимательная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_2017.docx117.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК»

        

 

                               

http://900igr.net/datai/matematika/CHisla-matematika/0012-012-CHisla-v-zagadkakh.jpg

ПРОГРАММА

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

(Дополнительная образовательная программа по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста)

Автор – составитель:

Т.Ф. Петрова

пгт. Высокий

СОДЕРЖАНИЕ

1

Паспорт Программы

4

2

Пояснительная записка

6

3

Цели и задачи реализации Программы

8

4

Принципы и подходы к формированию Программы

9

5

Создание развивающей предметно – пространственной среды для реализации Программы

10

6

Работа с родителями

11

7

Работа с педагогами

12

8

Учебные пособия по развитию математических способностей

13

9

Планируемые результаты освоения Программы

13

10

Список литературы

14

Приложение 1. Календарно – тематическое планирование

16

Ресурсы реализации программы

Нормативно – правовой ресурс

  1. Закон РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
  2. Конвенция  ООН «О правах ребёнка».
  3.  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.30.49-13», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 года № 26.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 №1155.
  5. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду».
  7. Устав МБДОУ ДС  №13 «Родничок».

Научно – методический ресурс

«Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.

Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» для детей 5 – 6 лет.

Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников./ Сост. Корепанова М.В. – Волгоград, 2004.

Михайлова З.А. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт – Петербург, изд. «Детство – Пресс», 2002.

Материально – технический ресурс:

Блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, рабочая тетрадь «Заниматика», рабочая тетрадь «Путешествие по лабиринтам», плакаты: «Счет до 10»; «Счет до 20»; «Цвет»; «Форма», электронное пособие «Формирование математических представлений» с детьми дошкольного возраста.


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Занимательная математика»

Основание для разработки Программы

  1. Закон РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
  2. Конвенция  ООН «О правах ребёнка».
  3.  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.30.49-13», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 года № 26.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 №1155.
  5. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду».
  7. Устав МБДОУ ДС  №13 «Родничок».
  8. «Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.

Разработчик Программы

Петрова Татьяна Фёдоровна, воспитатель

Основная цель и задачи программы

Цель программы: формирование у детей 5 – 6 лет элементарных математических представлений, используя современные педагогические технологии

Задачи:

 1) Формировать элементарные умения выполнять логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, сериация.

2) Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы.

3) Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

4) Создать условия для активного включения родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей 5 – 6 лет

Ожидаемые результаты реализации Программы

1) Будут сформированы элементарные умения выполнять логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, сериация.

2) Будет наблюдаться динамика развития мыслительной активности, умение наблюдать, делать выводы.

3) Будет наблюдаться динамика в воспитании стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желания прийти на помощь сверстнику.

4) Созданы условия для активного включения родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей 5 – 6 лет

Контроль за реализацией Программы

Осуществляется администрацией МБДОУ ДС №13 «Родничок»

Формы предоставления результатов:

  • фотовыставки;
  • презентации на сайте образовательной организации;
  • участие в конкурсах различных уровней;
  • аналитический отчет реализации Программы;
  • публикации в различных печатных изданиях.

Сроки реализации программы

1 год

Краткое содержание Программы

Программа включает в себя 35 мероприятий, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей  старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала. НОД проводятся в игровой  занимательной форме, с использованием мультимедийного оборудования, художественной литературы, дидактических игр, пальчиковой гимнастики, динамических пауз. В процессе реализации Программы,   у дошкольников   формируются предпосылки к учебной деятельности

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим проблема математического развития детей дошкольного возраста является актуальной.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Среди учебных предметов, вызывающих трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.

Математика для детей имеет важное значение в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду.

Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Е. П. Гуменникова, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания.

Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность.

Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.

Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности -  учебной. Решающую роль в этом играют игры.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

В Федеральном государственном  образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что  реализация программы образования предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. То есть, идеал,  к которому стремится общество, это дети, имеющие высокую познавательную мотивацию, свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и в общении, открытые для общения с  взрослыми и друг с другом, подготовленные к жизни и учебе в следующей  «социальной ситуации развития»   школе.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений.

  Дошкольный возраст – период «образных» форм сознания, и основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период – образные: сенсорные эталоны, символы, знаки и прежде всего, это различные наглядные модели, схемы. Использование их позволяет ребенку обобщить непосредственный опыт, выделить в окружающем наиболее существенное, значимое. Ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации и успешно развивается как личность.

Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий.

Программа «Занимательная математика» реализуется в рамках интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Она направлена на развитие познавательной активности, интереса к математике, развитию логического мышления, творческих способностей детей 5 – 6 лет.

В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать. 
Актуальность обусловлена тем, что   начинать работу по становлению  высших психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. 

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: формирование у детей 5 – 6 лет элементарных математических представлений, используя современные педагогические технологии

Задачи:

 1) Формировать элементарные умения выполнять логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, сериация.

2) Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы.

3) Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

4) Создать условия для активного включения родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей 5 – 6 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста.  Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности, 1 раз в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 25 минут. Занятия проводятся с сентября по май.

Эффективность реализации программы  достигается через использование современных образовательных технологий. В работе использую следующие технологии обучения:  

здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);

 технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);

 информационно – коммуникационные технологии;

  • игровая технология;

  • технология «ТРИЗ».

  1.  ПРИНЦИПЫ  И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

Содержание Программы  соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство обучающих, развивающих, воспитательных целей и задач.

Основные принципы построения и реализации Программы:

- единства обучающих, развивающих, воспитательных целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- комплексно – тематического построения образовательного процесса.

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
  • координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом.

  1. СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для эффективной реализации Программы, занятия проводятся в групповом помещении, где создана развивающая предметно – пространственная среда в соответствии требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 №26  и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

 Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства  группы, материалов, оборудования для развития детей  старшего дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития.

Предметно – пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности детей. Развивающая предметно – пространственная среда  группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.  На занятиях используются дидактические и компьютерные игры, презентации, демонстрационный и раздаточный материал, мультимедийное  оборудование, иллюстрации к занятиям, художественное слово.

Для практической деятельности детей имеется в достаточном количестве  разнообразный раздаточный и демонстрационный  материал по всем разделам программы «Занимательная математика». Развивающая предметно – пространственная среда группы содержательно насыщенна, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна.


  1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Добиться эффективного результата в развитии ребенка, возникновения у него потребностей в получении знаний (в том числе математических) можно только в тесном сотрудничестве с семьей.

Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.

В работе с родителями по математическому развитию детей необходимо использовать как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы), так и не традиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).

План работы с родителями

Месяц

Наименование мероприятия

Сентябрь

Советы родителям «Что надо знать ребёнку 5 – 7 лет по математике»

Октябрь

Семейная гостиная  «Развивающие игры В.В. Воскобовича»

Ноябрь

Консультация «Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Декабрь

Консультация «Развитие математических способностей у дошкольников»

Январь

Родительское собрание «Математические развитие детей старшего дошкольного возраста»

Февраль

Практикум «Весёлая математика дома»

Март

КВН «Знатоки математики»

Апрель

Семейная гостиная «Цветные числа Х. Кюизенера»

Май

Консультация «Занимательная математика дома»

  1.  РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

План работы с педагогами

Месяц

Наименование мероприятия

Сентябрь

Семинар-практикум «Развивающие игры В.В. Воскобовича»

Октябрь

Консультация «Содержание познавательно - математической деятельности в режиме дня»

Ноябрь

Круглый стол «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Декабрь

Консультация «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

Январь

Деловая игра «Математический ринг»

Февраль

Консультация «Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста»

Март

Викторина «Математика – это интересно»

Апрель

Презентация «Математические игры в детском саду»

Май

Открытый показ НОД

  1.  УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

В настоящее время разработаны логико – математические игры для детей старшего дошкольного возрастов. Началом их создания следует признать теоретические и методические разработки преподавателей Р.Ф.Соболевского, А.А.Столяра, Н.И.Касабуцкого, Г.Н.Скоблева и др. Ими разработано и опубликовано 10 серий логико – математических игр на освоении детьми свойств, отношений цифр и чисел и действий с ними, алгоритмов, преобразований, кодирования и декодирования.

Вслед за этими разработками материалы математического развития детей были представлены в учебно – методических изданиях З.А. Михайловой. Раскрыта методика включения в образовательный процесс, как в самостоятельную детскую деятельность, так и в организованные занятия, занимательного материала математического содержания. Экспериментально доказана возможность повышения познавательной детской активности по отношению к математическому содержанию в учебной деятельности, развития логического и творческого мышления, сообразительности и смекалки, настойчивости.

Е.А. Носовой (ученицей А.А.Столяра, г. Могилев) разработан комплекс игр и упражнений, выстроенных в 3 этапа:

Игры на выявление абстрагирования свойств предметов (цвета, формы, размера, толщины);

Освоение детьми сравнения, классификации и обобщения;

Овладение логическими действиями и мыслительными операциями.

В таких играх используются логические блоки Дьенеша.

Начиная занятия с ребенком старшего дошкольного возраста, надо помнить, что главное в этом возрасте обогащение опыта ребенка, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, знакомство с общепринятыми образцами внешних свойств предметов (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины), представление об их разновидностях и умение пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов в различных ситуациях.  

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1) Будут сформированы элементарные умения выполнять логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, сериация.

2) Будет наблюдаться динамика развития мыслительной активности, умение наблюдать, делать выводы.

3) Будет наблюдаться динамика в воспитании стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желания прийти на помощь сверстнику.

4) Созданы условия для активного включения родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей 5 – 6 лет

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волкова С.И. Математические ступеньки, М., «Просвещение», 2009.
  2. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников./ Сост. Корепанова М.В. – Волгоград, 2004.

3.   Е.В. Колесникова «Математика для детей 5 - 6 лет»

4.  Е.В. Колесникова «Я считаю до десяти». Рабочая тетрадь для детей 5 - 6 лет.

5. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Москва «Просвещение».

6.Минкевич Л.В. Математика в детском саду. Москва Издательство «Скрипторий 2003" 2011

7.Михайлова З.А. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс», 2002.

8.Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент», 1997.

9.Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс», 1999.

10.Математика до школы. /Сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.М., Непомнящая Р.Л.- СпБ., «Детство-Пресс», 2000.

11.Новикова В.П. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез», 2009.

12.Первые шаги в математику. Методическое пособие./Сост. Буланова Л.В., Корепанова М.В. и др.- Волгоград, 2004.

13.Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. Москва «ВАКО» 2005.

14.Харько Т.Г., Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет.- СПБ, 2007.



Приложение 1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема, цели

Используемая литература, страница

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

Занятие № 1

Цели: формировать умение выявлять характерный признак предмета (цвет), группировать предметы по цвету.

2 неделя

Занятие № 2

Цели: закреплять знания о числе  цифре 1; учить писать цифру 1; закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; познакомить с пословицами, в которых упоминается число один; закреплять умение сравнивать знакомые предметы по величине, употреблять эти понятия в речи; закреплять умение выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку; познакомить с названием первого осеннего месяца – сентябрь; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр.15

пропись

лист 1

стр.2 - 3

3 неделя

Занятие № 3

Цели: закрепить знания о числе и цифре 2; закрепить умение писать цифру 1 и 2; знакомить с пословицами в которых упоминается число два; учить отгадывать математические загадки; познакомить со знаками +, =, учить писать эти знаки; учить записывать решение загадки цифрами и математическими знаками; закреплять умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой; учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр.17 пропись

лист 2

стр.4 - 5

4 неделя

Занятие № 4

Цели: закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; учить писать цифру 3; знакомить с пословицами в которых упоминается число 3;  учить решать логическую задачу на установление закономерностей; учить выкладывать квадрат из счётных палочек; познакомить с тетрадью в клетку; учить рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр.20 пропись

лист 3

стр.6 -7

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Занятие №  5

Цели: учить отгадывать математическую загадку, записывать решение задачи с помощью знаков и цифр; закреплять умение писать цифры 2, 3; учить писать 4; учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; продолжать знакомить с тетрадью в клетку; учить рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 22

пропись

лист 4

стр. 8 -9

2 неделя

Занятие №  6

Цели: учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;  закреплять умение писать цифры 1, 2, 3, 4;  учить писать цифру 5; закреплять умение понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов; знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел; познакомить с названием текущего месяца – октябрь; познакомить с крылатыми выражениями, в которых упоминается число 5; учить решать логическую задачу на установление несоответствие; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 24

пропись

лист  5

стр.10-11

3 неделя

Занятие №  7

Цели: учить отгадывать математическую загадку,  записывать решение с помощью цифр и знаков;  познакомить с цифрой 6; учить писать цифру 6; учить порядковому счёту в пределах 6,  правильно отвечать на вопросы; знакомить с составом числа 6 из двух меньших; учить решать логическую задачу на установление закономерностей; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 27

пропись

лист  6

стр.12-13

4 неделя

Занятие №  8

Цель: учить отгадывать математические загадки; закреплять умение писать цифры 3, 4, 5,6; учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; познакомить со знаками < , >; учить выкладывать из сётных палочек треугольник, домик; учить рисовать  треугольники в тетради в клетку; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 29

пропись

лист 7

стр.14-15

НОЯБРЬ

1 неделя

Занятие №  9

Цели: продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов; знакомить с загадками, в которых присутствующих числа; учить понимать поэтическое сравнения, лежавшие в основе загадки; учить решать логическую задачу на установление закономерностей; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 30

пропись

лист 8

стр.16-17

2 неделя

Занятие №  10

Цели: учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр; познакомить со знаком «минус»; познакомить с цифрой 0; учить писать цифру 0; закрепить знания об осенних месяцах. Познакомить с названием последнего месяца осени – ноябрь; учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 32

пропись

лист 9

стр.18-19

3 неделя

Занятие №  11

Цели: продолжать  учить решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков; продолжать учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; познакомить с крылатыми выражениями, в которых есть число 0; учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними; учить пользоваться знаками < , >; закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе; учить находить различие в двух похожих рисунках; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 35

пропись

лист 10

стр.20-21

4 неделя

Занятие № 12

Цель: учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр, знаков; познакомить с цифрой 7; учить писать цифру 7; учить порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы; учить выкладывать из счётных палочек прямоугольник; учить рисовать прямоугольники в тетради в клетку; учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путём складывания, разрезания; учить понимать, что часть меньшего целого, а целое больше части; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 37

пропись

лист 11

стр.22-23

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Занятие №  13

Цели: продолжать знакомить с цифрой 7; знакомить с составом числа 7 из двух меньших чисел; закреплять умение писать цифры от 1 до 7; познакомить с пословицами, в которых упоминается число 7; познакомить с днями недели; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 39

пропись

лист 12

стр.24-25

2 неделя

Занятие №  14

Цели: учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; познакомить с цифрой 8; учить писать цифру 8; учить правильно использовать и писать знаки + или -; познакомить с названием месяца – декабрь; учить решать логическую задачу;  формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 41

пропись

лист 13

стр.26-27

3 неделя

Занятие №  15

Цели: упражнять в различении порядкового счёта, правильно отвечать на вопросы; учить составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале; учить делить предмет на две, четыре части; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 43

пропись

лист 14

стр.28-29

4 неделя

Занятие №  16

Цели: продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу; учить рисовать овалы в тетради в клетку; учить решать логическую задачу; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 45

пропись

лист 15

стр.30-31

ЯНВАРЬ

2 неделя

Занятие № 17

Цель: закреплять умение правильно пользоваться знаками < , >; учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях; упражнять в различении количественного и порядкового счёта; правильно отвечать на вопросы; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 47

пропись

лист 16

стр.32-33

3 неделя

Занятие №  18

Цели: учить отгадывать математическую загадку; записывать решение с помощью цифр и математических знаков познакомить с цифрой 9; учить писать цифру 9; познакомить с названием месяца – январь; знакомить с названиями дней недели; учить записывать дни недели условными обозначениями; учить решать логическую задачу на установление закономерностей; закреплять в умении сравнивать предметы по величине; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 48

пропись

лист 17

стр.34-35

4 неделя

Занятие №  19

Цели: учить порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы; учить соотносить количество предметов с цифрой; учить сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними; учить складывать квадрат на 2, 4, 8  треугольников, разрезать по линиям сгиба; учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части; учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 50

пропись

лист18

стр.36-37

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Занятие №  20

Цели: учить отгадывать математическую загадку; познакомить с числом 10; учить писать число 10; познакомить с геометрической фигурой – трапецией; учить выкладывать из счётных палочек трапецию; учить рисовать трапеции в тетради в клетку; учить находить различия в двух похожих рисунках; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 53

пропись

лист 19

стр.38-39

2 неделя

Занятие № 21

Цель: закреплять умение писать цифры от 1 до 10; учить понимать отношения между числами; учить составлять число 10 из двух меньших чисел; учить решать логическую задачу на установление закономерностей; закрепить знания о геометрических фигурах; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 55

пропись

лист 20

стр.40-41

3 неделя

Занятие №  22

Цели: учить решать задачи, записывать решение; познакомить с названием месяца – февраль; продолжать учить отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру; учить пользоваться знаками +, -; учить рисовать в тетради в клетку кораблик; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 56

пропись

лист 21

стр.42-43

4 неделя

Занятие №  23

Цели: продолжать учить отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись; учить решать логическую задачу на анализ и синтез; упражнять в количественном и порядковом счёте; учить выкладывать из счётных палочек геометрические фигуры; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 59

пропись

лист 22

стр.44-45

МАРТ

1 неделя

Занятие №  24

Цели: продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; учить составлять числа 7, 8, 9, 10 из двух меньших чисел; упражнять в умении ориентироваться в пространстве; способствовать развитию графических навыков – рисованию машины; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 60

пропись

лист 23

стр.46-47

2 неделя

Занятие № 25

Цель: продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов; учить пользоваться знаками < , >; закреплять знания о днях недели; учить решать логическую задачу на установление закономерностей; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 62

пропись

лист 24

стр.48-19

3 неделя

Занятие №  26

Цели: продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание; записывать и читать запись; познакомить с названием месяца – март; закрепить знания о зимних месяцах; учить решать логическую задачу на сходство и различие; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 64

пропись

лист 25

стр.50-51

4 неделя

Занятие №  27

Цели: продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; учить читать запись; учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закреплять знания о последовательности частей суток; учить рисовать символическое изображение кошки из треугольников в тетради в клетку; способствовать развитию глазомера; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 66

пропись

лист 26

стр.52-53

АПРЕЛЬ

1 неделя

Занятие №  28

Цели: учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; учить читать запись задачи; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образы, лежавшие в основе загадки; развивать мышление закреплять навыки порядкового счёта; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 68

пропись

лист 27

стр.54-55

2 неделя

Занятие №  29

Цель: продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение, читать запись; закреплять умение составлять число 10 из двух меньших; учить логическую задачу на анализ и синтез; упражнять в ориентировке на листе бумаги; закреплять знания о геометрических фигурах; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 70

пропись

лист 28

стр.56-57

3 неделя

Занятие №  30

Цели: продолжать учить составлять задачи, записывать и читать запись; познакомить с названием месяца – апрель; закрепить знания о первом месяце весны – марте; продолжать учить решать логическую задачу на установление соответствия; закреплять знания о геометрических фигурах; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 71

пропись

лист 29

стр.58-59

4 неделя

Занятие № 31

Цель: упражнять в различении количественного и порядкового счёта; учить отвечать на вопросы; закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать запись; закреплять умение ориентироваться относительно себя, другого лица; учить рисовать лягушку в тетради в клетку; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 73

пропись

лист 30

стр.60-61

МАЙ

1неделя

Занятие №  32

Цели: закреплять навыки порядкового и количественного счёта; закреплять умение правильно отвечать на вопросы; продолжать учить составлять число 10 из двух меньших чисел, записывать результаты составления; продолжать учить выкладывать из счётных палочек символические изображения предметов; учить решать логическую задачу на анализ и синтез; учить видеть геометрические фигуры в символическом изображении рыбки; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 75

пропись

лист 31

стр.62-63

2 неделя

Занятие №  33

Цели: учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

стр. 76

пропись

лист  32

стр.64-65

3 неделя

Занятие №  34

Цели: закрепить знание свойства предметов (форма, величина, цвет); закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); закрепить навыки количественного и порядкового счёта, сложения и вычитания в пределах 10.

4 неделя

Занятие №  35

Цели: обобщить знания и закрепить умения детей по всему пройденному материалу; повторить основные свойства геометрических фигур; закрепить умение ориентироваться во времени и пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»

Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...