Проект "Город математики".
проект по математике (подготовительная группа) по теме

Бирюкова Елена Евгеньевна

В настоящее время одним из важнейших направлений в развитии математических способностей детей дошкольного возраста, а так же для успешного освоения  начальной программы предматематического образования, ребёнок должен логически мыслить, уметь зрительно соотносить один предмет с другим, сравнивать предметы между собой, ориентироваться в пространстве, во времени. Для этого создан проект в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_matematike.docx46.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 комбинированного вида» г. Пикалёво

Проект «Город математики».

Автор проекта: воспитатель высшей квалификационной категории Бирюкова Елена Евгеньевна (2016-2017 год).

Актуальность проекта.

В настоящее время одним из важнейших направлений в развитии математических способностей детей дошкольного возраста, а так же для успешного освоения  начальной программы предматематического образования, ребёнок должен логически мыслить, уметь зрительно соотносить один предмет с другим, сравнивать предметы между собой, ориентироваться в пространстве, во времени.

Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.

Дети шестого года жизни продолжают овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
  Одной из задач педагога является — обучить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенка необходимо научить выполнять задания : «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади — стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади — Коля». Кроме этого, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы — пирамидка, впереди Тани — окно, над головой Тани — лампа».
Формирование пространственных ориентировок проходит успешно, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями. Ситуации, в которые включаются дети, должны быть занимательны для дошкольников.

В настоящее время активно используются счётные палочки — это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки.

Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Работа с палочками и другими материалами позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчётливое представление о понятии, отработать навык счёта, измерения, вычисления.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Цель проекта: На основе требований ФГОС разработать полноценную программу, направленную на создание условий развития ребёнка, открывающих его личностное развитие и творческие способности для его позитивной социализации на основе сотрудничества со взрослыми.

Создать условия для освоения воспитанниками детского сада начальных математических представлений и образов в игровой форме и в жизненных ситуациях.

Задачи:

1.Создать игровую мотивацию, на основе игрового интереса детей и их  

эмоций. Творческий подход.

2.Заинтересовать детей изучением математики.

3.Использовать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

4.Создать вместе с ребёнком атмосферу сотворчества.

5.Ненавязчивое вовлечение родителей воспитанников в работу по

проекту.

6.Развить познавательные способности у детей.

7.Войти в игровую проблемную ситуацию (ведущая роль воспитателя).

8.Начальное формирование поисковой деятельности.

9.Через игровую проблемную ситуацию должны быть достигнуты и

закреплены возрастные нормы развития детей по математике.

Механизмы реализации проекта:

  1. Реализация программы и плана мероприятий по развитию математических представлений.
  2. Внедрение в непосредственно образовательную деятельность с детьми интегрированного обучения.
  3. Применение игровых технологий.
  4. Обогащение предметно-развивающей среды групп.
  5. Реализовать план по взаимодействию с родителями.

Ожидаемые результаты:

  1. Воспитанники повысят уровень развития элементарных математических способностей.
  2. Предполагается рост интереса к математике .
  3. Приобретения опыта игровой деятельности, развитие сенсорных и интеллектуальных процессов.
  4. Успешность воспитанников в освоении приемов умственной деятельности.
  5. Положительная динамика в развитии творческих способностей и речевого развития.
  6. Повышение педагогической грамотности родителей.
  7.  Развитие у детей творческого мышления, конструктивных способностей.

Критерии результативности:

- вовлечение родителей в совместную деятельность;

- повышение мотивации родителей.

Гипотеза: На основе технологий интегрированного обучения, развивается интерес к математическим знаниям.
 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие(ФЭМП,ФЦКМ, исследовательская деятельность), речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие(игровая деятельность), физическое развитие.
Участники проекта:  дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный (учебный год : сентябрь-май).

Требования к использованию технологии проектного обучения:
1.Наличие познавательной проблемы.
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3.Самостоятельная деятельность детей.
4.Использование исследовательских методов (эксперименты, опыты, наблюдения и др.).

План реализации проекта:
1.Выбор темы проекта.
2.Выбор целей и задач.
3.Определение форм и методов работы.

Содержание этапов проекта:
Проект, включает три этапа:

-организационно-подготовительный: сентябрь

- основной: октябрь-апрель

-заключительный (обобщающий): май 

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

1. Совместное планирование деятельности.

2. Подбор методической литературы.

3. Составление планов работы.

Основная,практическая деятельность детей:

1.Обеспечение условий для реализации проекта.

2. Разработка образовательных маршрутов для участников проекта.

3.Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методик формирования математическим представлений.

4.Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ.

5. Внедрение в практику работы с детьми серии интегрированных занятий «В стане чисел и фигур».

6. Педагогический тренинг для родителей по вопросам развития математических  представлений.

7. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.

8. Организация работы по следующим направлениям:

- Организованные мероприятия

- Досуговые мероприятия

- Круглые столы

- Мастер-классы

- Открытые мероприятия.

9.Осуществление контроля над реализацией проекта.

Заключительный этап:

-Презентация проекта на заседании педагогического совета МБДОУ.

-Обработка результатов по реализации проекта.

-Выводы, самооценка.

-Демонстрация этапов и итогов проекта родителям и педагогам через слайдовую презентацию.

План взаимодействия с родителями:

  1. Анкетирование родителей по выявлению знаний о развитие математических  представлений у старших дошкольников.
  2. Оформление стендов для родителей по теме проекта.
  3. Проведение работы с родителями на тему: «Обучение дошкольников математике ».
  4.  Консультации, беседы, совместные игры, творческие мероприятия, домашние задания, оформление уголка для родителей.
  5. Создание с помощью родителей дидактических пособий .

Подготовительный этап.
 Проводились беседы, познавательно-математические опыты.

Через формирование элементарных математических представлений знакомили детей с геометрическими фигурами и формами, учили работать со счётными палочками, ориентироваться в пространстве (лево, право, вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол), во времени.

 Через исследовательскую деятельность находили геометрические фигуры и ориентировались в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе.

Через физическое воспитание закрепляли в подвижных играх математические термины, ориентировались в пространстве.

1. С детьми был проведен мониторинг, с помощью которого выявили уровень знаний по формированию элементарных математических представлений. Для этого использовались следующие дидактические игры и упражнения "Домино", "Чем похожи домики", "Из каких фигур сложены предметы", "Закрась лишнюю фигуру", "Какая геометрическая фигура лишняя?» и другие.

Д/у "Домино"

Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал: логические фигуры.

Ход игры: Фигуры делятся между игроками поровну. В правилах игры указываются три свойства: ходить фигурами такого же цвета, но другими по размеру и форме, или фигурами такого же размера, но другими по форме и цвету; фигурами другого цвета, размера и формы.

Д/у "Чем похожи домики?"

Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп фигур, сопоставления обобщенных признаков одной и другой групп.

Материал: геометрические фигуры.

Ход игры: Ребята, рассмотрите домики и ответьте, из каких фигур они построены. Чем они похожи?

Д/у "Из каких фигур сложены предметы?"

Цель: Учить различать геометрические фигуры по форме, путем сопоставления элементарных фигур; узнавание знакомых форм в рисунке.

Ход игры: Рассмотрите рисунок и назовите все фигуры, из которых сложены дом, машина, ракета, качель.

Д/у "Закрась лишнюю фигуру"

Цель: учить решать логическую задачу на сходства и различие.

Ход игры: Закрасьте лишнюю фигуру. Почему закрасили именно ее? Как называется геометрическая фигура, которую вы закрасили? А как называются остальные фигуры?

 Д/у "Какая геометрическая фигура лишняя".

Цель: Учить решать логическую задачу на сходства и различие, на нахождение пропущенной фигуры.

Ход игры: Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?

2.Выявлен  уровень умений ориентироваться в пространстве при помощи дидактических игр:

Игра «Отгадай, кто где стоит». Перед детьми — несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т. д.

Игра «Что изменилось?». На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

Игра «Найди похожую». Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, за ним — мартышка, последним — мишка» или «В середине — большой чайник, справа от него — голубая чашка, слева — розовая чашка».
        Игра «Расскажи про свой узор». У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу — круг, в левом верхнем углу — квадрат, в левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — треугольник.

http://www.i-gnom.ru/img/math/figs01.GIF

Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине — большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу — цветы, вверху и внизу — волнистые линии, справа и слева — по одной волнистой линии с листочками и т. д.

Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.
Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым), вверху, на крыше дома,— трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т.д.
В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры.

Игра «Найди игрушку». «Ночью, когда в группе никого не было,— говорит воспитатель,— к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, при за шторой находит матрешку.
        Игра «Путешествие по комнате». Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то Ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений не должно быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить.

3. Выявлен  уровень умений выкладывать рисунок из счётных палочек и других материалов ( творческая деятельность).

Основной этап.

План работы.

Содержание работы воспитателя

Содержание работы с детьми

Взаимодействия с родителями

1 этап

Изучение соответствующей методической литературы, ознакомление в сети интернет с документацией и новых поправках по ФГОС.

Оформление и подготовка дидактического материала.

Организация дружественной, творческой и увлекательной атмосферы.

Ежедневно учимся  считать любые предметы, разделять их по форме, количеству и цвету.

Счёт до десяти на пальцах руки, со счётными палочками, соотношение количества предметов и соответствующей цифры.

Заучивание небольших четверостиший про цифры.

Знакомство родителей с требованиями ФГОС на групповых родительских собраниях. Мотивирование родителей к совместной работе и деятельности с детьми.

Знакомство родителей с нормами развития ребёнка по математике в возрасте 6-7 лет.

Анкетирование «Математика для развития вашего ребёнка».

2 этап

Вовлечение детей в игру. Развитие творческих и познавательных способностей у детей.

Объяснение целей и задач.

Обучение математике во время игры.

Викторина «Самый, самый, самый….в мире животных».

Творческая мастерская «Геометрия для малышей» (книжка-самоделка).

Схема-маршрута «Я иду в школу» (совместно с родителями: ориентировка в пространстве).

Изготовление поделок с родителями на тему «Увлекательная математика».

3 этап

Закрепление изученного материала.

Учим небольшие четверостишия про цифры.

Создание фотоальбомов, видеороликов и презентаций.

Публикация материалов на сайте ДОУ.

Создание методической базы по обучению математике детей дошкольного возраста.

Проведение открытого итогового занятия по математике «На числовой полянке» (познавательно-тематическое мероприятие).

Презентация результатов проведённого проекта. Просмотр презентации и видеоролика по проведённому проекту.

Реализуемые мероприятия.

НОД и ОД

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

ОД

 ● Логические задачи математического содержания в стихах по теме: "Количество и счет"

 ● Игры и задания с логическими блоками.

 ● Веселый счет - дошкольникам.

 Дидактические игры экологического содержания: «День и ночь кружатся», «Лети, жёлтый лепесток», «Четвёртый лишний».

Развивающие занятия с дошкольниками - веселый счет.

Презентация - игры ИКТ: «Устный счёт», «Белочка», «Счёт в пределах 10. Буратино», «Счёт в пределах 20. Весёлый ёжик», «Форма», «Геометрические фигуры», «Неравенства», «Решаем задачи» и др.

Заучивание стихов: С. Маршак "Веселый счет", заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.

Игры-аттракционы ИКТ: «Логическая математика», «Дидактические игры по математике», «Найди 10 отличий», «Когда это бывает?» и др.

Консультации для воспитателей.

 ● Виды дидактических игр для ФЭМП.

 ● Загадки, задачи - шутки, занимательные вопросы в обучении детей.

 ● Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике .

 ● «Музыка и математика».

Работа с одарёнными детьми: «Игры для ума», «Игры головоломки», Компьютерные игры». Технологии развития интеллекта.

Творческая мастерская «Танграм»(вырезание деталей для игры).

Слушание музыкальных произведений: П.И.Чайковский «Ноябрь», «Апрель» и сопоставление их содержания с содержанием произведений живописи.

Образные упражнения «Двенадцать месяцев в году» по стих. М.Погарского.

Слушание музыкальных произведений: П.И.Чайковский «Ноябрь», «Апрель» и сопоставление их содержания с содержанием произведений живописи.

Графические диктанты (развитие памяти, глазомера, тренировка мышц рук).

Дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания:

«Найди квадрат», «Одинаковые домики». «Мозаика», «Блоки Дьенеша», «Посчитаем, поиграем», «Прогулка по городу», «Больше-меньше», «Картотека игр на развитие восприятие цвета», «Форма и цвет», «Геометрическое лото»,

«Нарисуй треугольник ниткой»,

«Помоги кошке добраться до мышки», «Помоги мышонку»,

«Геометрические дорожки», «Подбери рукавички»,

«Поймай рыбку», «Телевизор», «Привяжи к шарам ниточку»

и др.

Подвижные игры с движением, математические логоритмики.

Турнир по шашкам «В гостях у шашечной дамы».

Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Семья» на улице и в группе.

Игра «Три обруча» (классификация по трём свойствам: цвет, размер, форма).

Игры эстафеты математического содержания.

Консультации для родителей:

«Значение логических дидактических игр в умственном развитии старшего дошкольного возраста».

«Работа с графическими диктантами».

Выпуск папок - передвижек «Весёлые цифры в стихах», «Живые геометрические фигуры» и др.

Информация в уголке «О времени», «Что должен знать ребёнок 6 лет по математике».

Рекомендации «Переутомление детей».

Составление схем для игры «Танграм».


Заключительный, обобщающий этап.
     В основе заключительного этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, итоговые открытые мероприятия по теме: «Математическое путешествие», «На числовой полянке», «Город математических задач».

Итог проекта:  
       Обобщение результатов работы. Проект позволит детям расширить математические знания о геометрических фигурах и формах, умения ориентироваться в пространстве и во времени, умение составлять изображения из счётных палочек и других материалов.  Проектная деятельность будет стимулировать у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к исследовательской деятельности, развитию зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Дети узнали, что математика очень интересная наука, её можно не только изучать и знакомиться с ней, но и использовать свои знания в практической деятельности, создавая много нового и интересного.
 Возможные последствия реализации проекта:
        При создании определённых условий, у детей сформируется стойкий интерес к исследовательской и творческой деятельности. Закрепятся знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребёнок может создать что-то новое.
        Проявляя инициативу, интерес к исследованиям, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся логически мыслить. 

Приложение.

Анкетирование для родителей «Математика для развития Вашего ребенка»

 

1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений?--------------------------------

2. Как Вы считаете, какова основная цель развития элементарных математических представлений детей в детском саду:

а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;

б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;

в) подготовить детей к обучению в школе;

г) развивать у детей психические функции мышления, внимания памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.

3. Какую оценку Вы даете уровню развития математических представлений своего ребенка? Чему он научился за прошедший год?-------------------------------------

4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?---------------------------------------------------------

5. Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?------------------------------------------------

6. Следуете ли Вы тем рекомендациям, которые дает Вам воспитатель по домашним занятиям с детьми по математике?---------------------------------------------

7. Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?-----------------------------------------

8. Считаете ли Вы необходимым для вашего ребенка посещать дополнительные занятия по математике вне детского сада? Какие?-------------------------------------------------

9. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей элементарных математических представлений? Насколько она полезна для Вас:

а) информация отсутствует;

б) информация есть, но крайне скудная;

в) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;

г) я не обращаю на нее внимание;

д) информация интересная, но не имеет для меня практической значимости;

е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;

ж) наглядная информация интересна и полезна для меня.

10. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития вашего ребенка?-------------------------------------------------

Список использованной литературы.

1.З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - ООО «Просвещение» Москва, 1990.

2.Е.В.Сербина «Математика для малышей» - «Просвещение» Москва, 1992.

3.Л.В.Минкевич «Математика в детском саду» - ООО «Издательство «Скрипторий 2003» Москва, 2013.

4.В.Волина «Занимательная математика для детей» -  «Дидактика» Санкт-Петербург, 1994.

5.Веракса Н.Е., Комарова Т.С. , М.А. Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – Москва « Мозаика-Синтез», 2014.