Проект «Познаем, исследуем, творим»
проект по математике (средняя группа) на тему

Фокина Анна Михайловна

Проект по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_fokina.docx28.57 КБ
PDF icon fokina.pdf2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Познаем, исследуем, творим».

Тип проекта: исследовательско – творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Проблема, решаемая при реализации проекта: дети  затрудняются логическими задачами, путаются в объяснении сходства и различия объектов,  вызывала трудности ориентировка в пространстве, не умение комментировать свои действия.

Создание условий, сред и ситуаций, содействующих развитию логико – математических способностей у дошкольников через нетрадиционные приемы и методы работы.

Цель проекта:

 Раскрытие способностей и задатков,  математического мышления  детей дошкольного возраста. Создание условий для логико-математического развития.

Повышение у детей дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.

Задачи:

 1.Учить детей абстрагировать, выделять главное.

 2.Развивать интерес к математике у детей дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость, используя  дидактические игры математического содержания. Способствовать развитию мыслительных операций и логического мышления.

3.Воспитывать умение строить догадки, рассуждения, экспериментировать, искать способы решения различных ситуаций.

4. Развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.

5. Формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и математические представления.

6. Развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

7. Показать значимость геометрических фигур в повседневной жизни людей.

8. Развивать коммуникативные способности детей.

Актуальность: основная цель познавательного развития, в соответствии с ФГОС – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей.

Отсутствие интереса к математике у некоторых детей, из-за недостаточного развития мышления и внимания.

И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению

Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» - игру. Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры они вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть.

Роль воспитателя в этом процессе – поддерживать интересы детей. Обучая малышей в игре, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Практика показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток, уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми и находчивыми. Проект «Занимательная математика» разработан для детей второй младшей группы. Тема проекта была выбрана не случайно. Во время проведения непосредственной образовательной деятельности, во время прогулок, занятий, режимных моментов, мы стали замечать, что некоторые дети затрудняются назвать геометрические фигуры, с которыми мы уже знакомили, не могут сказать, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет. Так возникла проблема. Было принято совместное решение помочь детям, дети самым интересным образом получат ответы на вопросы, а также расширят и закрепят уже ранее полученные знания о таком

увлекательном и разнообразном мире – мире геометрических фигур. Проект направлен на формирование представлений о геометрических фигурах, развитие математических способностей, что способствует дальнейшему развитию детей в детском саду

Таким образом, актуальность данного вопроса и натолкнула на мысль создать проект «Познаем, исследуем, творим».

Ожидаемый результат.

Развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей. Формирование операций логического мышления. Применение математических знаний и умений в самостоятельной деятельности. Осознание родителями важности формирования элементарных,  математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

Пояснительная записка

 Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу мышлению и воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Этапы. Содержание работы

1-организационно-подготовительный.

Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.

Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.

 - подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий и оборудования;

 - подбор материала для подготовки к проведению   непосредственной образовательной

деятельности (физкультминутки, подвижные игры, дидактические игры и др.);

 - беседы с родителями о проведении познавательного проекта (домашнее задание:

изготовление шапочек «геометрические фигуры»);

 - беседы с детьми, совместное составление плана реализации проекта;

 2–рефлексивно-диагностический. Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.

Составления вопросника для детей на тему «Зачем нужна математика? »

Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Консультация для родителей «Учим детей логически мыслить»

3 – практический.

 Конструирование из геометрических фигур.

 Во время основного этапа проводились следующие  мероприятия:

- работа с детьми: организация совместной деятельности, проведение познавательных

занятий по соответствующим темам, продуктивная деятельность детей (аппликация,

конструирование, рисование, лепка), проведение разнообразных игр, разучивание

физкультминуток, проведение игр-драматизаций, показ настольных театров;

- оснащение предметно-развивающей среды, организация выставки творческих работ.

 4 –заключительный.

Анализ достижения целей и полученных результатов

 Обработка и оформление материалов проекта.

 Оценка результатов работы всех участников проекта.

 Развлечение для детей, родителей и педагогов   «Путешествие в страну волшебных фигур».

При усвоении математических знаний дети быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету – математике. Зная, что успех зависит во многом от желания ребенка учиться, познавать, его необходимо заинтересовать. Самое интересное – это познавательно-исследовательская деятельность посредством использования игрового занимательного материала. Игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре, к учению совершенно естествен. Игра-творчество, игра-труд. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Логические задачи и головоломки помогают детям освоить логическую операцию «сериации», лучше ориентироваться в пространстве. Загадки и упражнения позволят овладеть такими логическими операциями мышления, как анализ и синтез, способность рассуждать, делать выводы. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы геометрических фигур. Головоломки развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения. Детям очень нравятся упражнения на составление фигур из счетных палочек. Данные упражнения учат дошкольников искать путь решения, умению планировать ход, высказывать предварительные суждения или действовать и рассуждать одновременно, объясняя способ и путь решения. Упражнения со счетными палочками помогают овладевать мыслительными операциями.

В ходе проекта было сделано много интересного, а именно:

  1. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей.
  2. Проведены познавательные беседы и мероприятия.
  3. Разучены и освоены новые физкультминутки, дидактические игры, пальчиковые гимнастики.
  4.  В совместной работе дети активно и дружно работали, развивали в себе коммуникативные и познавательные способности;
  5. - систематизированы и расширены знания детей о геометрических фигурах увлекательным способом- методом проектирования.
  6. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях.
  7. Вместе с детьми украсили окна в группе на тему «Зимняя сказка».

Список использованной литературы:

1.Ерофеев Т.И., Павлова Л.Н., В.П.Новикова В.П. Математика для дошкольников. –

М., 1992.

2.Калинченко А.В. Методические подходы к организации и проведению занятий по

математике. \\ «Ребёнок в детском саду», 2007, № 3.

3.Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей

дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008.

4.Репина Г.А. «Математическое развитие дошкольников» современные направления.

М.ТЦ Сфера,2008

9.Сербина Е.В. Математика для малышей. М., Просвещение, 1992.

10.Щербакова Е.И., Методика обучения математике в детском саду. – М., 1998.
Материал, используемый при проведении проекта:

Приложение №1

Стихи

Посмотрите-ка вокруг!

Пальчиком рисуем круг.

Куклы были вместе в ряд,

А теперь в кругу сидят.

Наше солнышко в окне -

Золотой круг в вышине.

Круглый мячик здесь лежит,

В ручки к вам он поспешит.

Треугольник - три угла,

Посмотрите детвора:

Три вершины очень острых -

Треугольник – «остроносый».

Стороны в нем тоже три:

Раз, два, три – ты посмотри.

Треугольник мы рисуем,

Знать теперь его мы будем.

Познакомьтесь, вот квадрат!

Он знакомству очень рад!

В нём угла уже четыре,

Нет его ровнее в мире:

Стороны четыре в нём,

Две скрепляются углом.

Круг в нем может разместиться,

В куб он сможет превратиться.

Вот овальный огуречик,

Из него и человечек

Получиться может ловко:

Ручки, ножки и головка.

Наш овал нам сделать просто:

Круг растянем – больше роста.

Нет углов и нет сторон,

Очень вытянутый он.

Загадки

Нет углов у меня

И похож на блюдце я

На тарелку и на крышку

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья? (круг)

Три угла, три стороны

Могут разной быть длины (треугольник)

Он давно знаком со мной

Каждый угол в ней прямой

Все четыре сторон

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его (квадрат)

Физкультминутки

« Веселый счет»

Раз, два, три, четыре, пять,

Отправляемся гулять.

По новеньким дорожкам

Мы пройдем совсем немножко.

Влево, вправо посмотрели

И на корточки присели.

Встали дружно, потянулись

И, как кошечки погнулись.

А теперь прыжки на месте

И похлопаем все вместе.

«Раз согнуться, разогнуться»

Раз согнуться, разогнуться,

Два нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Пальчиковая гимнастика

«Сделай фигуру из пальчиков»

Предложить детям сделать геометрические фигуры из пальчиков.

«Жили были гномики»

Жили были гномики в расчудесном домике

Папа- гном дрова рубил,

Гном сынок их в дом носил,

Мама-гномик суп варила,

Тетя гном его солила,

Гномик- тетушка стирала,

Гномик- бабушка вязала,

Дед окошко открывал

всех гостей он в гости звал.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по математическому развитию дошкольников на тему «Познаем, исследуем, творим.»

Проект «Познаем, исследуем, творим» предназначен для развития элементарных математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Он представляет собой начальное звено непрерывного процесс...

Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим»

Я работаю по технологии математической деятельности....

Педагогический проект по познавательному развитию младших дошкольников «Познаем, исследуем, творим» на тему: «Математика для самых маленьких»

Пояснительная запискаДанный проект является авторской разработкой по познавательному развитию в ДОУТема проекта «Математика для самых маленьких»В раннее развитие ребенка обязательно должна...

Проект "Познаем, исследуем, творим"

Проект по интеллектуальному развитию в подготовительной группе ДОУ....

Проект: «Познаем, исследуем, творим»

Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Очень важно иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой ф...

Проект «Познаем, исследуем, творим»

-создание условий для логико-математического развития;-повышение у детей дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометри...

Проект «Познаем, исследуем, творим»

-создание условий для логико-математического развития;-повышение у детей дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометри...