Статья "Использование математических сказок в развитие познавательный способностей дошкольника в условиях ДОУ"
статья по математике (младшая, средняя группа) на тему

Прокаева Татьяна Николаевна

Одним из эффективных средств математического развития, представляющим собой интерес для дошкольника является математическая сказка. Она представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovamatematicheskah_skazok_v_dou-1.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование математических сказок в развитии познавательных способностей дошкольников в условиях ДОУ

        Математическое развитие предполагает ознакомление детей с количественными, пространственными, временными и другими отношениями с помощью разнообразных средств. Одним из эффективных средств математического развития, представляющим особый интерес для дошкольников является математическая сказка. Она представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление.

           Работа по развитию логического мышления старших дошкольников с помощью математической сказки осуществляется по следующей схеме.

          Проводится предварительная работа с детьми, в ходе подготовки к образовательной деятельности перечитываются сказки детям или они слушаются в записи, инсценируется вся сказка или часть её в каком – либо виде театра. Когда у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении, сказка наполняется математическим содержанием. Желательно, чтобы задания, задачи, загадки, стихи и весь занимательный материал соответствовали сюжету сказки, логически следовали из неё.

        В своей педагогической деятельности сделала следующие выводы: процесс математического развития важно построить так, чтобы сложные, абстрактные математические понятия детьми осваивались в практической игре, а не бессмысленно заучивались. Использую совместное придумывание математических сказок. А для этого знакомлю детей со структурой математической сказки.

        Математическая сказка, как и любая сказка, имеет зачин, основное действие и концовку. Зачин - это начало математической сказки. Он предполагает введение в сказочную страну, в которой живут математические герои; настраивает слушателя на особый лад. Цель зачина - привлечь внимание детей, настроить на занятие.         Пример: «В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь с царицей…» или «Жили – были…», «Поспорили однажды Треугольник, Квадрат и Круг, кто из них самый главный...»  или «Жил-был маленький Козленок, который научился считать до десяти. Как-то раз подошел он к озерцу и вдруг увидел свое отражение в воде. Он остановился как вкопанный и долго разглядывал самого себя. А теперь послушайте, что было дальше...».

         А в некоторых сказках математическое начало находится на самой поверхности: «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Цветик – семицветик», «Белоснежка и семь гномов». По ходу сказки можно изучать математику.    

      Пример: чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» даёт возможность поговорить о размере, через сказку «Про козленка, который умел считать до десяти» - идет закрепление количества и счета и т. д. Используя сказки, можно учить детей составлять интересные задачки, выдумывать считалки, загадки и, самое главное, идет закрепление о понятиях таких как «длинный» и «короткий», а сказка «Три медведя» помогает усвоить понятие счета.

         При закреплении пространственных и временных представлений можно использовать сказку «Теремок», после чтения этой сказки прошу детей ответить на вопросы: Кто прибежал первый? Кто прибежал за лягушкой?  Кто прибежал за лисичкой-сестричкой и т. д.

        А прочитав сказку «Волк и семеро козлят». Задаю детям вопрос: сколько козлят в сказке?

Потом можно загадать загадку:

Семь братьев по кругу

Ходят друг за другом,

Никогда не встречаются,

Не путаются и не теряются:

Шестеро черных, один красный. (Дни недели)

          И мы с детьми приходим к выводу, что козлят можно назвать днями недели. Детям такие задания нравятся, они с удовольствием перечисляют имена козлят, и в тоже время идет закрепление дней недели.        

        Персонажами математической сказки могут быть цифры, линии, прямые, углы, точки, квадраты, треугольники и пр. Например, королева Время, придворные Квадраты, Треугольники, Точки, охранники Линии, Прямые, слуги Углы и т.д. Присутствие сказочного героя в образовательной деятельности по математике придает процессу обучения яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.

        В педагогической работе мною было отмечено, что сказка легче воспринимается детьми, если в ней есть традиционные положительные и отрицательные сказочные герои (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Иван-царевич, богатыри и т.д.).

        Место действия может быть различным, но главное – оно должно быть необычным: королевство Математика, княжество Величина, город Циферка и пр. Как и в волшебной сказке, в математической допустимо многократное использование сказочных формул следующего характера: «давным-давно», «было все это в давнее время» и т.д.

        Как мною было установлено в педагогической работе, основная часть не должна быть громоздкой, сказку не следует перегружать фактами, событиями, математическими понятиями.

        В процессе организованного экспериментирования дети обнаруживают и выделяют как особую размерность понятие высоты. Сказка позволяет также осуществить мысленный эксперимент с опорой на наглядные или идеальные модели. Например, дети попадают на заколдованный злым волшебником остров, где время течет в обратную сторону.

        В концовке математической сказки происходит восстановление математических связей и отношений, и он должен быть ярким, жизнеутверждающим и запоминающимся, при этом необходимо повторить пройденный материал.

       Ценность сказок заключается еще и в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитания. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Дети становятся добрее друг к другу, учатся уступать, сочувствуют и переживают друг другу.

         Работа, проведенная по познавательному развитию средствами математической сказки с дошкольниками, выявляет свою эффективность: повышается уровень математического развития детей и развития математической речи. Дети овладевают большим количеством математической терминологии и улучшают связную речь, у них повышается уровень развития логического и понятийного мышления.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр математического содержания в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Поэтому именно математические игры...

Развитие познавательных способностей дошкольников через организацию опытно - экспериментальной деятельности в условия ДОУ

Развитие познавательных способностей дошкольников через организацию опытно - экспериментальной деятельности в условия ДОУ...

Развитие познавательных способностей дошкольников на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях ДОО с применением компьютерной программы

Развитие познавательных способностей дошкольников на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях ДОО с применением  компьютерной программы...

Мастер - класс для педагогов «Игровые пособия Б.П. Никитина как условие развития познавательных способностей дошкольников»

Главная особенность развивающих игр Б. П. Никитина – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием...