Конспект НОД (познавательное развитие)
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Петрова Римма Кяримовна
Познакомить детей с овалом; уметь различать круг и овал. Закрепить умение распознавать геометрические фигуры. Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах десяти. Умение образовывать число десять на основе сравнения двух групп предметов. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. Закреплять умение делить круг на две и четыре равные части, уметь называть части и сравнивать целое и часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_remp.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

по познавательному развитию (РЭМП)

(старшая группа)

                                                                                 Воспитатель: Петрова Р.К.


Программное содержание:

Ведущая образовательная область: познавательная.

Образовательная задача:

Познакомить детей с овалом; уметь различать круг и овал. Закрепить умение распознавать геометрические фигуры. Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах десяти. Умение образовывать число десять на основе сравнения двух групп предметов. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. Закреплять умение делить круг на две и четыре равные части, уметь называть части и сравнивать целое и часть.

Речевая задача:

Закрепить навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (красный квадрат). Упражнять в согласовании существительных «Этаж», «квартира» с числительными в роде, числе, падеже.

Воспитательная задача:

Воспитывать познавательный интерес к математике. Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность.

Оборудование

Демонстрационный материал. Модели круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала. Картинку с «домиком».

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, овалы и круги (по 12 штук для каждого ребенка), конверты, в которых лежат части геометрических фигур ( одна вторая или одна четвертая круга, овала), коробки с остальными частями фигур (одна на двоих детей), карточки с цифрами от 0 до 9, листы бумаги, карандаши.

ХОД

Организационный момент.

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста в круг, возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбку.

Собрались все дети в круг,

я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Справа друг и слева друг

Сделали большой мы круг.

Ира! Кто стоит у тебя справа?

Кирилл! Кто у тебя стоит слева?...

Отлично.

Iчасть  Игра: « В стране геометрических фигур»

На столе у воспитателя геометрические фигуры разного цвета. Он рассказывает детям историю:        

- В некотором царстве, некотором  государстве жили - были геометрические фигуры. Было их много: вот сколько! Они вам знакомы? Назовите их (цвет и форму). Геометрические фигуры живут в этом доме.                                        -Сосчитайте число этажей в доме (один этаж, два этажа, три этажа, пять этажей)

-А вы хотите узнать, сколько квартир на каждом этаже? Какие фигуры живут на первом этаже?

- Пришёл домой красный круг. Где его квартира? Таким образом, распределяются все фигуры.

Пальчиковая гимнастика

« Раз, два, три, четыре, пять,

В доме кто живёт у нас

Мама, папа, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щенок, сверчок и я.

Вот и вся моя семья!»

-Ребята, а вы хотите узнать, какие фигуры живут на пятом этаже?

Тогда пройдите и сядьте за столы.

Воспитатель рассказывает сказку об овале.

В царстве – государстве геометрических фигур жил – был овал.  Он все время завидовал кругу. Жаловался он:

- Я такой неуклюжий, хоть у меня и нет углов, и мы с тобой похожи друг на друга, но я не умею так хорошо катиться. А ты такой ровненький, кругленький, так ловко и быстро катишься.

- Да уж, у меня нет углов, и я могу быстро катиться, - отвечал с гордостью круг.

Однажды случилось вот что. Один человек заблудился в лесу. Он шел наугад и встретил круга и овала. Поскольку  у круга был очень важный вид, человек обратился к нему:

Уважаемый круг! - взмолился человек, - чтобы попасть домой, мне нужно перебраться на другой берег реки. Помогите мне, пожалуйста.

Круг подошел к речке и попытался дотянуться до другого берега, но … плюх, и упал в воду!

- Может быть, я смогу помочь Вам? – спросил человека скромный овал.

Овал дотянулся до другого берега и стал мостиком. Человек прошел по мостику и увидел свой дом.

  • А вы оказывается полезная фигура! – с удивлением сказал круг овалу.
  • Ну что Вы! – скромно ответил овал, - просто хоть у меня и нет углов, но я как бы удлинен, вытянут.

Физминутка

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс,

Одной, другой — это кроль.

Вышли на берег -

И отправились домой!

IIчастьРабота с раздаточным материалом

Воспитатель размещает два круга и два овала разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Чем овалы похожи на круги? Есть ли углы у овалов? Правильно, у овалов, так же как и у кругов, нет углов. Этим они похожи друг на друга». Далее одному ребенку предлагает катить круг, а затем овал, выясняет, что круг катиться лучше. Спрашивает  почему. Затем выясняет, чем отличается овал от круга.

Воспитатель предлагает кому - либо из детей наложить круг на овал, и обращает внимание детей на то, что овал как бы удлинен, вытянут. Этим он и отличается от круга.

Дидактическая игра «Отсчитай — ка».

Воспитатель предлагает детям выполнить задания:

  • отсчитайте на верхней полоске карточки на один овал больше чем число 9. Сколько овалов вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько овалов?
  • отсчитайте на нижней полоске карточки на один круг меньше, чем число 10. (Вопросы те же.)

Каждый раз дети обозначают числа цифрами и называют их. Затем воспитатель уточняет: «Какими числами можно обозначить это количество овалов (кругов)»? Какое число больше десять или девять? Какое число меньше девять или десять? На сколько число десять больше числа девять? На сколько число девять меньше числа десять? Как можно уровнять эти числа?

Дети уравнивают числа выбранным способом и объясняют свои действия.

Дидактическая игра «Найди соседей».

Воспитатель объясняет детям правила игры: «У каждого числа есть два соседа. Мы должны их найти. Например у числа два старший сосед число три, оно на один больше, а младший сосед число один, оно на один меньше. (По мере называния чисел воспитатель демонстрирует соответствующие числовые карточки)»

IIIчасть Дидактическая игра «Составь целое по его части».

В конверте каждого ребенка находиться по одной второй (одной четвертой) части какой — либо геометрической фигуры.

Воспитатель предлагает составить целую геометрическую фигуру по ее части, выбрав недостающие из коробки.

После выполнения задания дети определяют, какие фигуры у них получились и из скольких частей они состоят. Затем воспитатель уточняет у детей: «Как можно назвать каждую часть вашей фигуры? Что больше целое или одна вторая (одна четвертая) часть? Что меньше: одна вторая (одна четвертая) часть или целое?»

IV часть: Дидактическая игра «Запомни и повтори»

        

У детей листы бумаги и цветные карандаши. Воспитатель предлагает им выполнить задания:

- вдоль верхней стороны листа проведите прямую линию красным карандашом, (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом);

- в верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом, в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом углу – желтым карандашом, в нижнем правом – зеленым карандашом;

- в середине листа нарисуйте овал.

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Что и где вы нарисовали? (Дети называют фигуру, ее цвет, место расположения и сверяют свои работы с образцом воспитателя).

Итог:

С какой геометрической фигурой мы сегодня познакомились?

Теперь вы знаете, какие геометрические фигуры живут на пятом этаже, распределяют овалы по квартирам.

Используемая литература:

  1. Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
  2. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
  3. Комплексное перспективное планирование. Старшая группа: Методическое пособие/Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.

Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но  и родителям, а также работникам  групп дополнительного образования....

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП  НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...

Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.

Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия  жилищ животных (бер...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность.  Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...