Открытое занятие по математике "Путешествие в страну Геометрия"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Данилова Юлия Николаевна

На занятии были представлены дидактические игры на развитие наглядно -образного и словесно-логического мышления с использованием геометрического материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  открытого занятия по методике ФЭМП в подготовительной группе"Путешествие в страну Геометрия"

Цель: Обобщать математические представления, развивать  наглядно-образное и словесно-логическое мышление посредством дидактических игр и упражнений с использованием геометрического материала.

Задачи:

Образовательные: Уточнять представление детей о геометрических фигурах и их основных признаках.  Продолжать  учить ориентироваться  на листе бумаги ,закрепить понятия: правый верхний угол, левый нижний угол , вверху в середине  ,  внизу в середине, в центре и т.д                                                                                                                                                         Развивающие:                                                                                                                                                                   Наглядно -образное мышление. Продолжать учить детей мыслить образами и представлениями. Учить выделять существенные признаки в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей).Научить ребенка пользоваться различными планами, схемами.

Словесно-логическое мышление. Продолжать детей развивать умение логически мыслить, получать, анализировать, синтезировать  иформацию , сравнивать предметы ,делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать классифицировать представления и понятия, используя математический материал.

 Воспитательные: Воспитывать личностные качества у каждого ребенка: устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремленность и сосредоточенность, любознательность.

Материалы и оборудование:

1)Муз сопровождение:"Чему учат в школе","Фиксики"

2)Пособия к дидактическим играм:"Магазин ковров","Четвертый лишний",Угадай фигуру","Танграм","Разноцветные цепочки","Посели фигуры в домик"

3)Иллюстрации с изображением геометрических фигур.

4)Цветные карандаши.

Дети заходят в группу под музыку: "Чему учат в школе"(В.Шаинского) и встают полукругом.

Воспитатель(В) -Приглашаю всех детей

        в путь отправиться скорей,

        ждут вас испытания-

        сложные задания

        Путь не в Антарктиду ,не в Африку-

        В страну-Математику.

Но чтобы начать путешествие, необходимо послушать занимательные задачки:

1.У бабушки Маши-внучка Даша, кот - Петушок, собачка- Дружок. Сколько внуков у бабушки?

2.В лесу росла береза. На ней росли яблоки:1 зеленое,2 красных,1 желтое. Сколько всего яблок на дереве?

3.Над озером летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего?

4.Какое сейчас время года?

5.Перечислите все зимние месяцы?

6.Сейчас утро или вечер?

7.Какие части суток вы еще знаете?

8.Сегодня четверг ,а завтра?

9.Назови дни недели, начиная с понедельника.

10.Чем измеряют время?

11.Чем измеряют температуру?

12.Чем измеряют вес?

Дети отвечают на вопросы.

В- Теперь будем занимать свои места.

На стульчики заранее кладутся квадратики-рисунки с изображением геометрических фигур.

В-Ребята, у меня в конвертике лежат билетики, сейчас я вам раздам их. Нужно внимательно посмотреть на узор и найти соответствующее место на стульчике(такой же узор).

Ребята находят и рассаживаются на свои места.

В- Отправляемся в путешествие -в страну -Геометрия! Геометрия -Очень древняя наука ( Гео- земля, метрия- измеряю).Придумал эту науку древнегреческий ученый-Евклид. Геометрия давно уже занимается не обмерами полей, а многим другим, например геометрическими фигурами.

-Первая остановка-"Познавай-ка ! Послушайте ребята загадки.

1).Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

все четыре стороны-

одинаковой длины.

Вам его представить рад-

Как зовут его?(квадрат)

2).Что необходимо взять ,чтобы начертить прямую линию?(линейку)

3).Узнает очень просто                                                                                                                                                   меня любой дошкольник

я тупо, прямо, остро

угольный (треугольник).

4).У колечка, у кольца

нет начала и конца,

знают все друзья вокруг

у колечка форма-(круг).    

 Встал квадрат на уголок-

Ткнулся носом в потолок.

Вверх он рос еще дней пять.

Как теперь его назвать?  (Ромб)                                                                                                                                        

В-Молодцы, ребята, отгадали все  загадки. А кто нам может рассказать о геометрических фигурах?

Дети читают стихи:

Угол(иллюстрация)

Мама мой взяла листок ,

И загнула уголок.

Угол вот такой у взрослых

называется- "прямым"

Если угол уже-"острым",

если шире ,то -"тупым".

***

Линия(иллюстрация)

Пусть точек будет очень много,

Я через них веду дорогу.

Соединяя точку с точкой

Я начертил дорожку-строчку.

Дорожка, изгибаясь вьется,

 Дорожка линией зовется.

***

Прямая линия(иллюстрация)

Мне посоветовала мама,                                                                                                                                                    вести свою дорогу прямо.

Как сделать линию прямой-

Никак не получается,

Фломастер у меня хромой,

или рука сбивается?

А вот с линейкой по листу

Так просто провести черту

Смотрите ,ровная какая,

Эта линия-прямая.

***

Трапеция(Иллюстация)

Трапеция, трапеция

Фигура есть такая,

А я ее не знаю.

Ты где живешь ,трапеция?

В Америке? В Китае?

Может за трапецией поехать надо в Грецию?

Мама говорит:- не надо,

Развею я твою тоску,

Ты подожди минутку.

 И на гладильную доску

Укладывает юбку,

По ней проводит утюжком

Чтоб не топорщилась мешком.

Точка(иллюстрация)

Пуст сегодня дворик наш,

за окошком хмуро

Я взял фломастер, карандаш,

Решил чертить фигуры.

Передо мной бумаги лист

До чего ж он бел и чист

Фломастером ткнешь

посредине листочка

и на листе получается точка.

Квадрат (иллюстрация)

Пришел из школы старший брат

из спичек выложил квадрат

Дала мне мама шоколад,

И стол-квадрат и стул-квадрат,

Квадрат- четыре стороны,

все стороны его равны.

***

Треугольник(иллюстрация)

Тут мама три спички

на стол положила.

И мне треугольник из спичек сложила.

А в это время я чертил

И наблюдал за мамою,

Я три прямых соединил

И сделал тоже самое.

***

Овал(иллюстрация)

С высоты кружок упал.

Он теперь не круг -овал!

 Он овальный как жучок,

он похож на кабачок,

На глаза и на картошку,

а еще похож на ложку,

На орех и на яйцо,на овальное лицо!

***

Прямоугольник.(иллюстрация)

Как окно прямоугольник, аккуратный словно школьник.

Он похож на дверь ,на книжки, и на ранец у мальчишки.

На автобус, на тетрадку.

На большую шоколадку.

На корыто поросенка и на фантик у ребенка.

В -замечательные стихи, но нам нужно двигаться дальше, и следующая остановка называется-"Отвечай-ка!"

Проводится игра"Четвертый- лишний."Воспитатель раздает карточки с изображением геометрических фигур в количестве четырех. Ребенок должен внимательно посмотреть ,сделать вывод, почему  одна фигура лишняя.(отличием служат существенные и несущественные признаки: цвет ,форма, величина).

В- Мы "приехали "с вами ,и остановка называется :"Магазин ковров"Чтобы купить ковер, нужно правильно рассказать о расположении геометрических фигур на нем.Дети по очереди подходят и составляют рассказ используя понятия: сверху, снизу, в центре, справа, слева и т.д

В- Следующая остановка :"Сложи фигуру!"Ребята, у меня в руках- разрезная картинка-  Танграм , старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на семь частей особым образом: два больших треугольника, один средний треугольник, два маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. И я вам предлагаю сложить из разрезных  частей геометрические фигуры, а как они называются, вы узнаете ,когда соберете их.

Ребята складывают (прямоугольники, круги).

В- Мы  подъехали  к остановке по названием :"Разноцветные цепочки".Сейчас  вы разделитесь на две команды .Я раздам вам карточки, на которых изображены квадраты и круги определенных цветов. Необходимо построиться так как изображено на картинке.

Дети строятся в соответствии со схемой.(форма на карточках одна ,но меняется цвет)Друг за другом или в зеркальном отображении.

В- Мы подъехали к остановке:"Рассуждай-ка!"

Проводится  логическая игра"Определи правильно".Воспитатель раздает детям карточки с изображением геометрических фигур четырех цветов и, разной формы(круги, квадраты, прямоугольники ,овалы, треугольники) и разной величины (большие и маленькие)и дает инструкцию:

-У вас в руках геометрические фигуры. Обратите внимание какого они цвета, формы и размера.У меня есть схематические рисунки на которых будут зашифрованы геометрические фигуры. Вы должны правильно прочитать и выйти в соответствии со схемой.                                                              Предлагаются разные варианты (по одному, по двум, по трем признакам : цвету, форме и величине.

В- следующая остановка - физкультминутка! Давайте немножко отдохнем. Под музыку:"Фиксики" ребята выполняют упражнения.

В- Давайте пройдем на свои места  и поиграем в игру:"Найди свое место"

Ребята рассаживаются на свои места .Предлагается "план-схема" постановки групповых  столов и стульчиков. Указкой или магнитом обозначает любое посадочное место на  схеме. Тот ребенок, чье место показали должен поднять руку или встать. Усложнение игры: Ребята меняются местами или сами на плане показывают свое место.

В-И последняя остановка в нашем путешествии .Упражнение, которое мы должны выполнить называется "Посели фигуры в домик".

Ребятам раздаются листочки с изображением" 4-подъездного трехэтажного дома .Необходимо заселить фигуры по инструкции: в первом подъезде  будут жить круги, во втором -треугольники, в третьем -квадраты, в четвертом прямоугольники. На первом этаже фигуры синего цвета, на втором -зеленого, на третьем -красного. Каждый работает индивидуально.

В- Ну что , друзья, каждый просто молодец. Путешествию конец. С геометрией дружите, знания свои копите . Пусть помогут вам  старание, память ,логика, внимание. Наше занятие закончено.

25.01.2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие «Путешествие в сказочную страну»

Данное занятие является интегрированным и позволяет решить целый ряд задач. Занятие объединяет следующие образовательные области "Познание", "Социализация", "Труд", "Коммуникация"....

Открытое занятие в старшей группе "Страна сказок"

Это комбинированное занятие, которое объединяет работу воспитателя, физкультурного работника и преподавателя татарского языка....

Открытое занятие по музыке "В стране цветов и дивных звуков"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной к школет группе "В стране цветов и дивных звуков"...

Конспект тематического открытого занятия «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРНУЮ СТРАНУ» для подготовительной группы

Цель:  Формирование основ музыкальной культуры у детей                      подготовительной...

Конспект открытого занятия "Мой город - моя страна"

Открытое занятие проводилось с подготовительной логопедической группой по городу Гуково...

Открытое занятие - Игра путешествие в страну цифр

Игра -путешествие:В стране цифр. занятие представляет собой повторительно-обобщающее занятие по пройденным темам  в средней группе(4-5 лет) с сентября месяца. Игра построена так ,что как таковых ...