Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Иванова Виктория Эрдыниевна

Тема: Путешествие на «Ковре-самолёте»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 «Туяна»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Автор: воспитатель

Иванова В.Э.

Дата проведения: 6 марта 2017г.

Время проведения: 9.00

Место проведения: группа

Количество детей: 13 детей

п. Усть – Ордынский

2016 - 2017 год

Тема: Путешествие на «Ковре-самолёте»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.

Цель: 

Создание условий для формирования элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира; форме, цвете, размере, количестве.

Задачи:

Образовательные:

  • Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа 4, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который, по счету?».
  • Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
  • Совершенствовать умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже.

Развивающие:

  • Развитие любознательности и познавательной мотивации.
  • Развитие мышления, внимания, памяти;

Воспитательные:

  • Воспитание любви и бережного отношения к животным.

Методы и приемы:

Отгадывание загадок, беседа, рассматривание иллюстраций диких животных на слайдах, дидактические игры, игровые упражнения «Подбери заплатку», «Помоги животным», сюрпризный момент, психогимнастика, упражнение на координацию речи с движением.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, магнитная доска, карточки, раздаточный материал, демонстрационный материал.

Образовательные технологии:

Игровые технологии, здоровьесберегающие технологии (физкультминутка, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения (элементы психогимнастики). иформационно-коммуникационные технологии (презентация Microsoft Office (PowerPoint).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций транспорта, игра «Поле чудес по сказкам», беседы, игровые ситуации, игровые упражнения характеризующие предметы по длине, ширине, высоте, игра «Чудесный мешочек» (упражнение в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры).

                                           ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Воспитатель: - Посмотрите дети у нас сегодня гости! Поприветствуем их. Какие вы сегодня красивые и счастливые! Предлагаем дети встать в круг, взявшись за руки и подарить частичку своего тепла друг другу, улыбнувшись. (Дети стоят в кругу)

  1. Мотивация.

Воспитатель: – Дети, вы любите сказки? А какие сказки вы можете назвать? Я предлагаю вам отправиться в сказку!  Кто предложит, как можно попасть в сказку? (ответы детей)

В: Ребята, есть у меня волшебный «ковер-самолет» хотите мы на нем, и отправимся путешествовать. (Воспитатель разворачивает «ковер-самолет», а там дырки в виде геометрических фигур.)

В: Ковер у нас оказался в дырках, мы не сможем отправиться на нем, путешествовать. Это мышка прогрызла наш «ковер-самолет», давайте отремонтируем, поставим заплатки. Но дырки необычной формы, их мышка прогрызла в форме геометрических фигур, вот нам и придётся ставить заплатки.  (На подносе лежат геометрические фигуры).

В: Вот и заплатки, (дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для дырки на ковре.)

В: Тая, в виде какой геометрической фигуры твоя заплатка, какого цвета? Что есть у квадрата? Покажите стороны квадрата. Сколько сторон? Покажите углы квадрата. Сколько углов? (заострить внимание на геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).

В: Наш «Ковер-самолет» готов к полету теперь мы можем отправиться в сказку. Присаживайтесь на «Ковер-самолет», закрывайте глаза и повторяйте волшебные слова, начинаем полёт.

 С вами мы уже в полёте. На ковре, на самолёте.

Он по небу быстро мчится, что же с нами приключиться?

 Сядем мы вот в этом месте - будет очень интересно! (под музыку)

В: Вот мы и прилетели в сказку. (на экране (cлайд 1) сказочный лес, тропинка и домик). Сейчас я загадаю вам загадку, а вы её отгадайте и узнаете, что это за сказка:

Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке.

Д: Колобок! (слайд 2) появляется колобок на тропинке)

В: Молодцы! Кого повстречал колобок на своем пути?

Д: Зайца, волка, медведя, лису. (животные постепенно выставляю на магнитную доску и на экране (слайд 3,4,5,6)

В: Заяц, волк, медведь, лиса, как их можно назвать одним словом?

Д: Животные.

В: Правильно, животные! Как узнать, сколько животных повстречал Колобок? (напомнить правила счета: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов).  Побуждаю детей называть итоговое число вместе с предметом, затем уточняю: «Сколько всего животных?» (предлагаю посчитать нескольким детям)

Д: Всего четверо животных.

-Когда мы хотим узнать, которое по счету животное, то должны считать по-другому: первый, второй, третий, четвертый. Дети считают вместе с воспитателем, называя порядковое числительное и предмет: «Первый заяц, второй волк, третий медведь, четвертая лиса».

Молодцы! Скажите, который по счету заяц? (первый)

Который по счету волк? (второй) проверить правильность ответа

Который по счету медведь? (третий) проверить правильность ответа, пересчитать предметы по порядку (первый, второй…)

Которая по счету лиса? (четвертая) проверить.

В: А что случилось в конце сказки?

Д: Лиса съела колобка.

В: А, хотите мы с вами познакомимся с новой сказкой о колобке, который любит математику.

Д: Да!

В: Колобок — румяный бок: Он от бабушки ушел

И от дедушки ушел. По тропинке покатился,

В лесу густом он очутился. Навстречу колобку идет заяц и плачет.

Колобок: «Зайчик, почему ты плачешь?»

Заяц: «Я, зайка маленький. Я, зайка серенький. Колобок, ты не поможешь мне морковку посчитать? У меня много братьев и сестренок зайчат, а я считать не умею.

В: Ребята, давайте поможем посчитать зайцу морковку (проходят, садятся за столы).

В: Расположите на верхней полоске карточки, все морковки. Сколько морковок у зайца? (3) (несколько детей считают на фланелеграфе.)

В: Ребята, а хватит ли морковки зайчатам? (спросить несколько детей, разные варианты ответов: да, нет, не знаем)

В: Для того чтобы нам узнать, хватит ли всем зайчатам морковки, нужно узнать сколько всего зайчат. Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько зайчат?

Д: Сосчитать.

В: Расположите на нижней полоске карточки - всех зайчат. Сколько зайчат? Сколько морковок?  Четыре зайчика и три морковки - сравните, что больше.

Д: Четыре зайчика больше, чем три морковки.

В: Три морковки и четыре зайчика – сравните, что меньше.

Д: Три морковки меньше, чем четыре зайчика.

В: Какое число больше: четыре или три? Какое число меньше: три или четыре? Ребята, а как сделать так, чтобы морковок и зайчат стало поровну? (уточнить способы уравнивания предметов и образования полученных чисел)

В: Что надо сделать, чтобы зайчат и морковок стало поровну?

Д: Надо добавить одну морковку или убрать одного зайца.

В: Если добавили одну морковку, сколько их станет?

Д: Их будет 4. Сколько зайчат, столько и морковок. Одинаково.

В: А если убрать одного зайца?

Д: Их станет 3, как и морковок.

В: Поблагодарил Заяц Колобка и Колобок покатился дальше, навстречу ему Волк идет.

Волк: Я сердитый Волк, Волк.

Я зубами щелк, щелк.

Колобок-румяный бок, мне в лесной школе задание дали, поиграть с зверятами в игру «высокий – низкий», а я не одной игры не знаю и не умею играть.

В: Дети, а вы хотите помочь Колобку, научить волка играть? Давайте покажем, как мы умеем играть.

Дети встают в круг и показывают сначала высокую елочку (поднимаются на носочки и тянут руки вверх), потом – низкую елочку (приседают на корточки).

В: Покатился Колобок дальше и встретил Медведя.

Медведь: Я, Мишка косолапый,

Неуклюжий и лохматый,

Ем малинку и медок

Здравствуй, Колобок, дружок!

М: Колобок, мне в лесной школе задание дали, помоги, пожалуйста, решить мне задачу:

Две ягодки нашел Медведь,

А потом еще одну,

Вы ответьте на вопрос,

Сколько ягод он принес?

В: Сколько ягод нашел медведь сначала, потом сколько еще? Помогаю детям сделать вывод: «К двум ягодам добавили еще одну ягодку, ягод стало три».

М: Спасибо, Колобок и ребята, что помогли решить задачу.

В: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему бежит Лиса.

Лиса: Колобочек, мой дружочек,

За тобой бежать нет мочи.

Колобок, колобок, я тебя съем!

К: Не ешь меня, Лиса, я тебя песенку спою.

Л: Не надо, Колобок мне песню петь. А лучше помогу мне с ленточками разобраться! Мои лисятки – ребятки играли и перепутали все ленточки! Помоги мне их разложить!

Нужно найти самую длинную и самую короткую полоски. Помоги мне, пожалуйста, выполнить задание. (3 цветных ленты, сравнивают способом наложения)

В: Ребята, сколько полосок? Что можно сказать, об их длине?

В: Разложите полоски перед собой от самой короткой до самой длинной.

Л: Спасибо, Колобок, что ты помог мне выполнить задание. За это я не буду, тебя есть.

В: Колобку пора возвращаться ребята к дедушке и бабушке! Он благодарит вас за помощь сказочным героям и предлагает в подарок выбрать его фотографию: Кто считает, что очень хорошо помог справиться с заданиями, выбирает вот такую фотографию, а кто считает, что ему немного что-то не удалось, выбирает вот такую (дети выбирают смайлики).

В: Ну вот, ребята и нам пора возвращаться в детский сад.

С вами мы уже в полёте. На ковре, на самолёте.

Возвращаемся домой, в детский садик свой родной!

В: Дети, вам понравилось путешествие? Где мы сегодня побывали? Кого мы повстречали? Вспомните, какие задания мы помогли выполнить зверям? Молодцы! Сегодня мне понравилось, как вы занимались!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему:  «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...

КОНСПЕКТ Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Жадные медвежата»

ЦЕЛЬ: 1. Формировать представление об измерении объема с помощью мерки, о зависимости результата измерения от величины мерки.2. Закреплять счет в пределах 9, пространственные представления, умен...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие на поезде»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе«Путешествие на поезде»...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе...

«Как лягушки болото искали». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе.

Открытое занятие по формированию математических представлений в средней группе.Задачи: образовательные – Совершенствование умений детей в количественном счете...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе на тему: «Счет в пределах трех».

Задачи:Образовательные:1.     Закреплять навыки счета в пределах 3(количественный, порядковый), учить отвечать на вопрос  «Сколько?»; учить согласовывать числитель...