Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Играем с логическими блоками Дьенеша" для детей 4 - 5 лет
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему

Курданова Анжела Геннадьевна

Программа содержит систематизированный курс (от простого к сложному), направленный на развитие логико - математического мышления детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 «Радуга»

Принята

на заседании

педагогического совета

протокол

от «  »___________20__г.  №

Утверждаю

Заведующая МБДОУ «Детский сад № 40»

______________ Сиротова С.Н.

«  »________20__г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа «Играем с логическими блоками Дьенеша»

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Курданова Анжела Геннадьевна

воспитатель

г. Саров

2017г.

Целевой раздел

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей четырех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению. Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами

  • Законом «Об образовании в Российской Федерации», № 273 от 29.12.2012г ;
  • Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;
  •  Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;
  •  Приказом Министерства образования и науки Р.Ф. от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
  •  СанПиНом 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации) ;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей, утв. Распоряжением Правительства Р.Ф. от 4 сентября 2014 года № 1726-р.    

Особенности сенсорного развития детей 5-го года жизни

Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.

Совершенствовать восприятие детей путём активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зелёный, жёлтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).

Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путём прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жёсткое, колючее др.).

Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.

Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т.п.)

Цель программы: обогащение чувственного опыта детей среднего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.

Задачи программы

Образовательные:

  • способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (форме, цвете, размере и толщине);
  • развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать;
  • развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;
  • развивать умения работать с карточками;
  • развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • развивать речь детей;
  • развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность и учить проявлять активность в разных играх;
  • развивать умение быть организованным, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;

Принципы построения программы

  • Принцип самоценности дошкольного возраста: игра является для детей ведущим видом деятельности.
  • Принцип научности: формирование у детей системы научных знаний,  анализа и синтеза предметов.
  • Принцип занимательности: формирование у детей желания выполнять поставленные задачи и стремление к достижению конечного результата.
  • Принцип осознанности: формирование у ребенка осмысленного отношения к играм познавательного характера.  
  • Принцип доступности: учет возрастных особенностей детей, адаптированность материала к их возрасту.
  • Принцип непрерывности, систематичности и последовательности: постепенное изменение материала от простого к сложному, частое повторение уже усвоенного.

Планируемые результаты освоения Программы

  • Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
  • Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, размер, толщина.
  • Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
  • Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.


Содержательный раздел

Программа содержит систематизированный курс (от простого к сложному), направленный на развитие логико-математического мышления детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). В работе используются логические  блоки Дьенеша, а так же карточки с условными изображениями свойств блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 28 занятий, каждое из которых содержит несколько объединённых одним игровым сюжетом задания. В процессе выполнения разнообразных действий с блоками и карточками-символами свойств дети овладевают различными мыслительными умениями, важными для общего интеллектуального развития.

Все задания с логическими блоками Дьенеша можно разбить на четыре постепенно усложняющиеся группы.

  1. Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.
  2. Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.
  3. Задания для развития действий классификации и обобщения.
  4. Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.

В течение года занятия постепенно усложняются.

Планирование работы

Месяц

№ занятия, тема

Задачи

Материалы

Ноябрь

Занятие 1

«Магазин игрушек»

1.Осваивать использование условных обозначений отдельных свойств (цвет, форма, величина) при анализе различных предметов.

2.Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть форму, цвет, размер (одно свойство).

Логические блоки Дьенеша – 24 шт. одной толщины.

Карточки-символы свойств

Картинки для игры в магазин ( большого и маленького размера): жёлтый треугольный флаг, сундук, яблоко; синяя пирамидка, мяч, квадратная книга; красный помидор, прямоугольный флажок.

Занятие 2

«Прогулка в лес»

1.Формировать пространственные отношения «слева», «справа», «над», «под», «выше», «ниже».

2. Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть  свойство (размер) предметов.

3.Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (размер).

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств

«Волшебный клубочек»

Картинки: домики – 2 шт., банки – 2 шт., пчёлка.

Набор картинок «Рисуем осенний лес»; большой жёлтый, красный квадрат, треугольник; большой синий прямоугольник, круг, квадрат, треугольник; маленький жёлтый прямоугольник, круг, треугольник; маленький красный круг, прямоугольник; маленький синий квадрат, круг.

Занятие 3

«Путешествие на поезде»

1. Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть  свойство (цвет) предметов.

2. Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (цвет).

3.Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (размер).

4.Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают.

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств

Картинки: вагончики – 3 шт., зонтики – 3 шт., лодочки – 6 шт., поезд, солнышко, тучка, ёлки, мяч.

Занятие 4

«День рождение Мишки»

1. Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть  свойство (форму) предметов.

2. Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (форма).

3. Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (цвет).

4.Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (форма).

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств

Картинки: мишка, бабочка, лягушонок, цыплёнок, утёнок, обезьянка, зайчонок, тарелочки для печенья – 4 шт., вазочки – 6 шт..

Салфеточки – 4 шт.

Цветные карандаши.

Картинки с изображением подарков: шляпа, мячик, книга, флажок, сундук, воздушный шарик.

Декабрь

Занятие 5

«Новая сказка про Колобка»

1. Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть  свойства (форму, цвет, размер) предметов.

2. Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (цвет).

3. Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (форма).

4.Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий.

Логические блоки Дьенеша

Картинки: Колобок, цветочек, домик, ёлки, облака, лейка, зелёные прямоугольники 2*10 см – 15 шт.

Схемы «Выращиваем волшебный цветок» - 3 шт.

Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы, тарелочки.

Занятие 6

«Кладоискатели»

1. Развивать умение выделять, абстрагировать и называть  свойства (толщину, цвет, размер) предметов (два свойства).

2. Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (форма).

3. Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (толщина).

4. Развивать умение сравнивать предметы по высоте.

5. Познакомить детей с новыми карточками – символами свойств (толстый, тонкий).

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств

«Волшебный клубочек»

Картинки: грибы, различающиеся по высоте на 2 см – 4 шт., 2 дерева, соединённые верёвочкой, зайчик, бельчонок, солнышко, ель, домик.

Для игры «Найди клад»: 12 квадратных логических блоков.

Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы, тарелочки.

Кружок из бумаги – «клад»

Занятие 7

«Гномики»

1. Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по заданными свойствам.

2. Развивать умение сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

3. Развивать умение следовать определённым правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств

Картинки: гномики – 2, домики – 2, лужи – 4, рыбки – 6, пруд (овал голубого цвета), стрелки – 3.

Карточки для игры «Починим домино» - 9 шт.

Логические фигуры Дьенеша (плоские) для игры «Починим домино».

Занятие 8

«По дороге к Красной шапочке»

1.Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы (цветы) по заданным свойствам.

2.Развивать умение подбирать предметы (цветы) по самостоятельно выделенным свойствам.

3. Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (цвет).

4. Познакомить с карточками-символами отрицания свойств (цвет, форма, размер, толщина).

5. Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы «не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (не толстый и др.)

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств

Прямоугольники коричневого цвета («клумбы») – 8 шт.

Картинки: Красная Шапочка, домик, цветы(отличаются цветом, формой, количеством листочков.

Атласная ленточка для бус.

Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы, цветные карандаши.

Январь

Занятие 9

«Цирк»

1. Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определённым правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.

2.Развивать умение подбирать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

3. Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (размер).

4.Осваивать идею видоизменения, трансформации.

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств

Логические плоские фигуры Дьенеша.

Картинки: котёнок, лисёнок, лягушонок, медвежонок, зайчонок, тюлень, фокусник, два стола, киоск, воздушные шарики, которые отличаются формой, размером, цветом.

Цифры от 1 до 5, стрелки – 4 шт.

Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы.

Занятие 10

«Спортивные соревнования»

1. Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы самостоятельно выделенным свойствам.

2.Развивать умение классифицировать.

3. Развивать умение декодировать информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям (форма, отрицание формы).

4. Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы «не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (не толстый и др.)

5. Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают.

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств

Картинки: паровоз, вагончики паровоза – 3 шт., качели – 7 шт., 2 флажка, деревья, коричневые прямоугольники – «дорожки».

Таблицы («игровое поле») – 2 шт.

Занятие 11

«Золушка»

1. Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определённым правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.

2. Развивать умение выделять, абстрагировать и называть  свойства (толщину, цвет, размер) предметов (два свойства).

3. Развивать умение декодировать информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям (толщина, отрицание толщины).

4. Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы «не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (не толстый).

Логические блоки Дьенеша

«Волшебный клубочек».

Карточки-символы свойств.

Картинки: Золушка, домик, ёлки, стрелки – 14 шт.

12 треугольных логических блоков для д/и «Найди клад».

Кружок из бумаги – «клад»

Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы, тарелочки.

Занятие 12

«Карнавал»

1. Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы самостоятельно выделенным свойствам.

2.Развивать способность к анализу.

3. Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческое мышление, воображение.

4. Развивать умение декодировать информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям (цвет, отрицание цвета).

Логические блоки Дьенеша.

Карточки-символы свойств.

Картинки: вагончики – 6 шт., поезд, ёлки – 5 шт., Карточки для игры «Волшебные зеркала» - 6 шт.

Раздаточный материал: карточки-схемы разветвлённого алгоритма –  «Выращивание дерева».

Таблицы для самостоятельной работы.

Февраль

Занятие 13

«Город геометрических фигур»

1.Развивать классификационные умения.

2.Развивать умение подбирать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств (толщина – 1шт., цвет и размер – по 2 шт.).

Картинки: прямоугольники коричневого цвета (дорожки), светло-коричневого цвета (клумбы), цветы разного цвета, размера, формы.

Таблицы-«домики» - 2 шт.

Занятие 14

«Красная шапочка»

1.Развивать умение декодировать информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям (размер, отрицание размера).

2. Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы «не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (размер – не большой, не маленький).

3. Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы самостоятельно выделенным свойствам, следовать определённым правилам при решении практических задач.

4.Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (форма, размер, толщина) предметов.

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств (цвет, размер, отрицание размера).

«Волшебный клубочек».

Две атласные ленточки жёлтого цвета.

Материалы для игры «Найди клад».

Фишки для фиксации правильных ответов. Картинки: Красная Шапочка, волк, домик, бабушка, цветы – 16 шт., пчёлка – 3 шт., божья коровка - 3 шт., бабочки – 3 шт.

Таблицы для самостоятельной работы.

Занятие 15

«Праздник самолётов»

1. Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы самостоятельно выделенным свойствам.

2. Развивать умение декодировать информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов (размер, толщина).

3.Развивать умение классифицировать.

4.Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств (цвет).

Картинки: самолётики – 16 шт., поезд, вагончики, прямоугольники коричневого цвета (дорожки), воздушные шары – 6 шт.

Атласная ленточка. Таблицы – «домики» - 3 шт.

Занятие 16

«Путешествие Пятачка»

1.Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать.

2. Развивать умение декодировать информацию о свойствах  предметов (размер, форма).

3. Развивать умение выявлять,  абстрагировать и называть свойства предметов; обозначать словом (с помощью частицы «не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства.

Логические блоки Дьенеша

Картинки: геометрические фигуры чёрного цвета для логических таблиц, изображение поросёнка.

Логические таблицы – 2 шт.

Материалы для игры «Найди клад».

Фишки для фиксации правильных ответов.

Март

Занятие 17

«Мы строители»

1.Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать.

2. Развивать умение выявлять,  абстрагировать и называть свойства предметов; обозначать словом (с помощью частицы «не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства.

3.Развивать умение подбирать предметы по их контурному изображению на листе бумаги.

Логические блоки Дьенеша

Логические таблицы – 2 шт.

Таблицы – «домики» - 4 шт.

Карточки – «накладные» - 4 шт. для игры «Строим город».

Схемы для строительства игровой площадки.

Занятие 18

«Праздничная гирлянда»

1. Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать.

2.Развивать внимание.

3.Развивать классификационные умения.

4.Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств

Домики, логические таблицы – 12 шт., атласные ленточки – 4 шт.

Занятие 19

«Животные в гостях у фигур»

1. Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать.

2.Развивать внимание.

3.Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств

Домики, логические таблицы – 12 шт., атласные ленточки – 4 шт.

Картинки: пингвинёнок, львёнок, слонёнок, лисёнок.

Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы.

Занятие 20

«Машинки»

1. Развивать классификационные умения.

2. Развивать умение декодировать информацию о свойствах  предметов (толщина, форма).

3.Развивать способность к анализу, абстрагированию, умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий; творческое мышление, воображение.

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств

Карточки-символы свойств

Машинок.

Картинки: гаражи – 4 шт., мальчики, прямоугольники коричневого цвета; машинки – 24 шт., стрелки – 4 шт.

Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы, карточки-схемы разветвлённого алгоритма.

Апрель

Занятие 21

«Машинки» (продолжение)

1. Развивать классификационные умения.

2. Развивать умение декодировать информацию о свойствах  предметов (толщина, форма).

3.Развивать способность к анализу, абстрагированию, умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий; творческое мышление, воображение.

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств

Карточки-символы свойств

Машинок.

Картинки: гаражи – 4 шт., мальчики, прямоугольники коричневого цвета; машинки – 24 шт., стрелки – 4 шт.

Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы, карточки-схемы разветвлённого алгоритма.

Занятие 22

«Три друга»

1. Развивать умение декодировать информацию о свойствах  предметов (толщина, цвет).

2. Развивать умение подбирать предметы по их контурному изображению на листе бумаги.

3. Развивать умение выявлять,  абстрагировать и называть свойства предметов, следовать определённым правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств

«Волшебный клубочек».

Картинки: ёж, мышонок, избушка, ёлки – 4 шт., сова, цветочная клумба, стрелки, цветы.

Схемы домов, схема «этаж» - 3 шт.

Атласная ленточка.

Занятие 23

«Дорожка к домику»

1. Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

2. Развивать умение выявлять,  абстрагировать и называть свойства предметов, следовать определённым правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств

Картинки: ёж, мышонок, избушка, ёлки – 4 шт., сова, цветочная клумба, стрелки, цветы.

Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы.

Занятие 24

«Путешествие на другую планету»

1. Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать.

2.Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческое мышление, воображение.

3.Познакомить детей с карточками-символами видоизменения свойств.

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы видоизменения свойств.

Логические таблицы на поиск недостающей фигуры - 6 шт.

«Волшебный клубочек».

Конверт из плотной бумаги.

Картинки: роботы, камни, волшебные бутылочки, звездолёт, планета, злой колдун, стрелки.

Раздаточный материал: карточки-схемы разветвлённого алгоритма.

Материалы для игры «Расколдуем зеркала».

Май

Занятие 25

«Кондитерская фабрика»

1. Развивать классификационные умения.

2. Развивать умение кодировать информацию о свойствах  предметов.

3.Развивать умение рассуждать логически.

4. Развивать умение выявлять,  абстрагировать и называть свойства предметов; обозначать словом (с помощью частицы «не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства.

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств

Коробка для игры «Угадайка».

Прямоугольники коричневого цвета.

Картинки: утёнок, цыплёнок, лягушонок, бабочка, медвежонок, обезьянка, домики, фрукты, ягоды.

Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы.

Занятие 26

«Прогулка в лес»

1. Развивать умение декодировать информацию о свойствах  предметов (цвет, размер).

2. Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

3.Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображённой на карточке.

4.Развивать умение сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы видоизменения свойств.

Атласная ленточка.

Материалы для игры «Сломанное домино».

Картинки: ёлки, поезд, вагоны.

Таблицы – 3 шт.

Занятие 27

«По-щучьему веленью»

1. Развивать умение декодировать информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.

2. Познакомить детей с новой карточкой-символом видоизменения свойств.

3. Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображённой на карточке.

4. Развивать классификационные умения.

5. Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческое мышление, воображение.

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств

Карточки-символы свойств цветов.

Картинки: царевна, Емеля, стрелки, цветы.

Карточки с изображениями значков в разном наборе.

Схема «дворец», карточки для игры «Починим дворец».

Раздаточный материал: карточки-схемы разветвлённого алгоритма.

Занятие 28

«Швейная фабрика»

1. Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображённой на карточке.

2.Развивать умение решать логические задачи.

3. Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации; обозначать основания классификации с помощью карточек-символов свойств.

4. Развивать умение кодировать информацию о свойствах  предметов.

Логические блоки Дьенеша

Карточки-символы свойств

Карточки-символы свойств пуговиц.

Коробка для игры «Угадайка».

Карточки-инструкции – 12 шт.

Раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы.

Картинки: платья – 12 шт., домики – 3 шт., пуговицы.


Организационный раздел

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Играем с логическими блоками Дьенеша» предусмотрена для детей   4 - 5 лет.  

Срок реализации программы: 7 месяцев.

Место проведения: малый музыкальный зал.

  Форма проведение: игровые, сюжетно-игровые занятия.

Форма организации: подгрупповая.

Количество детей в подгруппе: 10-12 человек.

Режим занятий: 1 раз в неделю.                                                                                                                Продолжительность занятий: не более 20 минут.    

Отбор учащихся проводится по запросам родителей.                                                                                                                                    

Форма подведения итогов реализации Программы

Подведением итогов реализации Программы является совместное развлечение с родителями воспитанников (законных представителей).  

Условия реализации программы

Материально- технические условия:

  • Столы и стулья по количеству детей в группе
  • Демонстрационный материал
  • Наборы блоков Дьенеша по количеству детей в группе
  • Карточки-символы свойств блоков
  • Мольберт
  • Наборы цветных карандашей по количеству детей
  • Раздаточный материал для самостоятельной работы детей

Методическое обеспечение

  1. Демонстрационный материал к счётным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша / Б. Б. Финкельштейн. – СПб.:  ООО «Корвет», 2015.
  2. Захарова Н. И. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 4 – 5 лет. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  3. Лелявина Н. О., Б. Б. Финкельштейн  Давайте вместе поиграем: Комплект игры с блоками Дьенеша. – СПб.: ООО «Корвет», 2001.
  4. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: Методические рекомендации. – М.: Баланс, 1998.
  5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост. Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа по шахматам для детей 5-6 лет

Цель программы – привлечения к шахматной игре детей с раннего возраста, как средству интеллектуального  развития ребенка....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста

Программа адресована детям  6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление   речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...

Перспективный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей деятельности по развитию речи для детей 3-4 лет

Перспективное планирование дополнительной общеобразовательной деятельности по развитию речи для детей 3-4 лет "Раз, словечко, два словечко". Пальчиковые игры....

Дополнительная общеобразовательная - общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Бумажные фантазии»

Цель программы – ознакомление детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как...