Конспект ООД "Путешествие в сказку"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Шулятьева Лариса Николаевна

Конспект ООД "Путешествие в сказку"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по математическому развитию с использованием технологии ТРИЗ

Задачи:

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе;
  • воспитывать коммуникативные навыки;
  • развивать умение сравнивать числа в пределах 7. 
  • развивать внимание, память, мышление;
  • учить считать в пределах 7 и соотносить цифру 7 с числом 7;
  • формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел.

Оборудование занятия:

Демонстрационный материал:
- полоски разноцветные для состава числа 7;
- Поговорка  «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»;
- дни недели красного и чёрного цвета.
Раздаточный материал:
- карточки для заданий «Сравниваем числа», «Засели домик»;
- наборы палочек Кюизенера;
- карточки с названием дней недели;
- дуги для радуги.

Ход занятия
1.Организационный этап
Педагог:

Вы проснуться все успели?

А теперь вперед, за дело.

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Математика нас ждет.


2 Введение в тему. Постановка целей.

Актуализация опорных знаний. Устный счёт.

  • Сейчас на доске я буду выставлять цифры, а вы хором их называйте (выставляю на доске числа от 0-7)
  • Что можете сказать о числах? (однозначные)

Игра «Убираем цифры»

Педагог задаёт задачу про цифры, которые выставлены на доске, а каждый вызванный ребенок убирает с доски ту цифру, о которой идёт речь.
Убрать цифру:

• которая стоит сразу после цифры 0 (1);

• которая стоит непосредственно перед цифрой 4 (3);

• которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 4 раза);

• которая показывает, сколько глаз у человека (2);

• решить пример 5+1 и вычеркнуть ответ (6);

• которая показывает самую хорошую отметку в школе (5);

• которая является ответом задачи: у мальчика была 1 конфета, он её съел. Сколько конфет осталось у мальчика? (0)

После этого на доске должна остаться цифра 7.

Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.

Педагог: Какая цифра осталась на доске?

Дети: 7

Педагог: Сформулируйте тему нашего занятия.

Дети: Цифра и число 7.

Педагог: Какую задачу поставим перед собой? (Узнать подробнее все о числе 7, научиться писать цифру 7, выполнить различные задания, узнаем состав числа 7 и т.д.). Мотивация деятельности детей.

Педагог: Вам хотелось бы получить новые знания? Вы хотите познакомиться с новыми числами? Тогда вперед за новыми знаниями!!!!

3. Основной этап
1. Открытие нового. Исторические сведения.

Педагог: Число 7 было окружено в древности большим почетом и считалось магическим. В Древней Греции – 7 чудес света, Киев и Рим построены на 7 холмах, а в Индии на счастье дарят 7 слоников. И в нашем современном мире существует много предметов, в которых всегда присутствует число 7. Назовите их. (7 дней недели, 7 нот)
2. Постановка проблемы.

Педагог: Отгадайте загадку:

Над лесами, над рекой

Семицветный мост дугой.

Если б мог я встать на мост,

Я б рукой достал до звезд. 
Дети: Радуга.
Педагог: А сколько цветов в радуге?
Дети: 7.
Педагог: В радуге действительно 7 цветов
Педагог: Но в нашей радуге все цвета пропали. Нравится ли вам бесцветная радуга? 
Педагог: Давайте тогда все побыстрее исправим, если мы правильно и дружно выполним все задания, то радуга снова станет разноцветной и яркой. И ещё, после выполнения каждого задания, каждый из вас будет оценивать свою работу, ставя «+», если справился с работой, и «-», если нет на дугах радуги, которые лежат у вас на столах. В конце занятия посмотрим, кто успешнее поработал.

3. Знакомство с цифрой 7. Письмо цифры 7.
Педагог: Чтобы восстановить первый цвет необходимо познакомится с цифрой 7.
- Где находится 7 в числовом ряду?
Дети: После 6 и перед 8.
Педагог: Как обозначить число 7?
Дети: С помощью цифры 7.
Педагог: На что похожа цифра 7?
Дети: ……
Педагог: 
Цифра 7, цифра 7, 
Цифра легкая совсем.
Как представлю я косу –
Цифру 7 легко пишу.
Давайте посмотрим, как правильно писать цифру 7. 
Педагог: Начинаем писать левее и чуть ниже верхней границы клетки, ведем плавную линию в правый угол клетки, далее ведем наклонную линию до центра нижней границы клетки, остановка. Посередине наклонной палочки пишем горизонтальную палочку. («Письмо» в воздухе за педагогом). Затем письмо цифры 7 на листе по образцу и самостоятельно).

Педагог: А теперь обведите зелёным цветом цифры, которые у вас получились отлично, а красным цветом цифры, над которыми требуется ещё поработать.

Педагог: Смотрите, первый цвет появился на радуге.

Оцените свою работу на красной дуге радуги.
4. Логическое задание. Работа в парах.

Педагог: Чтобы получить второй цвет радуги, поработайте с предложением. Каждому слову соответствует определённая цифра. Восстановите числовой ряд от 1 до 7. И прочитайте предложение. Что в нём зашифровано?

Дети: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Первая буква обозначает определённый цвет в радуге.
Педагог: Молодцы, восстановили 2 цвета. Оцените свою работу на оранжевой дуге радуги.
5. Физкультминутка «Самолёт»

Педагог: Давайте развеселим радугу, полетаем на самолёте, между облаков. Может быть тогда восстановится 3 цвет в радуге.
Проводится видеофизминутка.
Педагог: Восстановили третий цвет.
Оцените свою работу на жёлтой дуге радуги.
6. Состав числа 7.
Отработка состава числа 7 с помощью палочек Кьюзенера. Работа индивидуально.
Педагог: Чтобы восстановить четвёртый цвет, нужно поработать с составом числа 7.
Педагог: Выстройте числовой ряд с помощью наших палочек от 1 до 6. 
Педагог: А какой палочкой мы будем обозначать число 7?
Дети: С помощью чёрной палочки.
Педагог: Выложите черную палочку после палочки, обозначающей цифру 6.
Давайте подумаем, как можно получить число 7?

(Дети предлагают свои варианты: 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4, 7 и 0 и выкладывают, соответствующие по цвету, палочки. Педагог корректирует и направляет деятельность обучающихся). Один ребёнок работает у доски, используя цветные полоски.

Педагог: Молодцы, восстановили 4 цвет. Оцените свою работу на зелёной дуге радуги.

4 Этап первичного закрепление изученного материала.
Педагог: Для получения 5 цвета мы должны сделать следующее задание.
1. Соотнесение числа, количества предметов и сравнение.
Педагог: Ребята, посчитайте количество точек, посмотрите на цифру, которая стоит справа и сравните, т. е. поставьте знак: больше, меньше или равно. Самостоятельная работа на листочках. Выполнение заданий разного уровня и объёма.
А теперь обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения. Взаимопроверка.
Педагог: Восстановили пятый цвет у радуги. Оцените свою работу на голубой дуге радуги. 
2. Игра «Неделька, стройся!». Закрепление порядкового счёта в пределах 7.
Педагог: Ребята, чтобы получить следующий цвет, давайте поиграем в игру «Неделька, стройся».
Дети получают вагончики с названиями дней недели. 
По команде: «Неделька, стройся!» обучающиеся строятся по порядку.
Педагог: 
А проверим правильность с помощью стихотворения М. Погарского:
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам,
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА.
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень
Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой,
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.
Педагог: Молодцы, а теперь я называю день, а вы говорите, какой он по порядку при счёте идёт.
Понедельник….
Дети: Первый.
Педагог: Вторник …
Дети: Второй. И т. д.
Педагог: А теперь садятся на места те дети, у кого 3 день недели (садятся дети с карточкой среда); садятся на места те дети, у кого 1 день недели (садятся дети с карточкой понедельник) и так далее.
Педагог: Восстановили 6 цвет. 
Оцените свою работу на синей дуге радуги.
3. «Заселим домик». Повторение состава числа 7. 
Педагог: Для получения 7 цвета мы должны сделать следующее задание.
Педагог: Заселите домик №7. Вспомните, как можно получить число 7.
Самостоятельная работа на карточках. 
Фронтальная проверка (ответы дети ставят в домике, расположенном на доске). Слайд 22 Оцените свою работу на фиолетовой дуге радуги.
5 Этап подведения итогов
Педагог: Вот и раскрасили мы нашу радугу в семь цветов. 
Посчитайте, сколько у вас получилось «+» и «-».
Если 6-7 плюсов – вы молодцы, отлично справились с работой.
Если 4-5 плюсов тоже хорошо, но стоит ещё потренироваться.
Давайте перечислим все цвета по порядку. 
Дети: Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Педагог: Кто запомнил волшебную фразу?
Дети: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Педагог:
- С какой цифрой и числом мы познакомились?
- Где можно применить полученные знания?
- Какое задание труднее всего было выполнить?
6. Рефлексия деятельности
Педагог:
- Ребята, а сейчас давайте оценим всё занятие с помощью магнитов и нашей радуги. Детям предлагается поставить магнит определённого цвета на дугу радуги, который соответствует итогу всего занятия:
Зелёный магнит - всё было понятно, интересно;
Красный магнит - занятие было интересно, но испытывал некоторые трудности.
Педагог: - Сегодня это было первое занятие по теме «Число и цифра 7», на следующих занятиях мы с вами поработаем над составом числа 7, научимся решать примеры на сложение и вычитание в пределах 7.

Педагог: 

Вот и всё, занятие к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане.»

Учить детей вычленять звуки Р,  РЬ в речевом потоке;в слоговых сочетаниях,словах,предложениях, стихах.Произносить звуки р, рь на слух. Закрепить умение детей делить слова на части со звукам...

Конспект НОД по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

На данном занятии воспитатель рассказывает детям биографию А. С. Пушкина, читает стихотворение "Няне", "Сказку о рыбаке и рыбке", беседуют по сказке, рисуют разное море. После этого занятия мы с ...

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Сказка в гости к нам пришла» (по сказке «Колобок»)

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ«Сказка в гости к нам пришла»(по сказке «Колобок») Задачи:Коррекционно-обучающая: учить внимательно слушать и пересказывать сказку...

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Конспект театрализованной деятельности «Сказка в гости к нам пришла» по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Цель: развивать художественно-исполнительские навыки, активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое...

Конспект занятия пересказ сказки в младшей группе. «Русская народная сказка « Теремок».

Конспект занятия  пересказ сказки  в  младшей группе. «Русская народная сказка « Теремок». Цель: обучение детей эмоциональному восприятию  сказки, запом...