"ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ»
СЛАЙД 2 Авторами технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» являются В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И.Балацкая). Наиболее известны следующие игры: ГЕОКОНТ В народе ее называют "дощечкой с гвоздиками", Квадрат Воскобовича (Игровой квадрат), цифроцирк, чудокрестики, игровизор, ларчик, лабиринты букв, цифр и многие другие
СЛАЙД 3 Целевыми ориентациями технологии является формирование интеллектуально-игровой деятельности детей дошкольного возраста, направленной на решение проблемных и творческих задач, цель - развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
СЛАЙД 4 идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который достигается при решении проблемных и творческих задач.
Основную идею можно охарактеризовать также тремя словами - интерес - познание - творчество – она максимально действенна, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки
СЛАЙД 5 Принципы построения педагогического процесса
1.Игра плюс сказка.
- Игровое обучение
- В игре выстраивается процесс обучения ребенка.
- это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию сюжета
- образовательные задачи включены в содержание игры.
2.Интеллект.
- построение детской игровой деятельности, в которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
- Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») поддерживает детскую деятельность в зоне оптимальной трудности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
3. Творчество. Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Развивающая среда - Фиолетовый лес. - это развивающая сенсомоторная зона, в которой Ребенок действует самостоятельно.
СЛАЙД 6 Особенности игровой технологии В.В. Воскобовича
Широкий возрастной диапазон участников игр - от 2-3 лет до средней школы. Дидактическая мультимодульность. Игры несут в себе способы обучения чтению, развитие математических навыков, конструирование, развитие творческих способностей.
Дидактическая мультимодальность. - предполагает использование нескольких способов осуществления
Образность и универсальность. Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других. Построенные на возрастных акцентах деятельности - интересе, образности, доступности, нестандартности, новизны восприятия, разнообразности - игры интригуют, мобилизуют внимание, интерес, и постепенно втягивают ребенка в процесс решения, «думания» над задачей.
Эмоциональная культура игры
- легкость в отношении, юмор и иронию ребенок воспринимает как язык равенства, поддержки, когда становится нелегко.
Различные возможности использования. Возможность использования данной технологии как в условиях Дошкольного образовательного учреждения, так и в дома.
Полифункциональность и высокая вариантивность позволяют помощью одной игры решать большое количество образовательных задач.
СЛАЙД 7 Реализация технологии требует следующих принципов:
- принцип обучения
- принцип пошаговости
- принцип качественного различия стадий обучения
- принцип наглядности
- принцип доступности
- принцип продуктивности
- принцип игрового обучения
- принцип раннего творческого развития детей
СЛАЙД 8 Особенностями технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей являются:
• Связь образного восприятия с логическим - переход от наглядно – образного мышления к логическому
• Система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длительного времени.
СЛАЙД 9 Алгоритм реализации технологии интенсивного развития
интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
/по Воскобовичу В.В./
Этап Деятельность ребенка
Первый этап Дошкольник при помощи обследовательских действий знакомится с цветом (формой), усваивает некоторые представления
Второй этап Ребенок с помощью образа запоминает понятия, символы.
Третий этап Дошкольник знакомится с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, сложение, трансформация), планирует свои действия. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Таким образом, реализуется принцип потенциального развития ребенка.
1.В каждую игру включены задания на развитие мелкой моторики
2. Сначала педагог объясняет ребенку КАК выполнить и они вместе начинают работу. А заканчивает ребенок уже самостоятельно.
3.Каждое последующее занятие начинается с обсуждения предыдущего.
4. Обязательна веселая переменка
СЛАЙД10 Последовательность усвоения определенного опыта
- предварительное знакомство с действием, ориентировка, мотивация к деятельности;
- материальное (материализованное) действие;
- этап внешней речи, озвучивание действий, формулировка выводов;
-этап внутренней речи, осмысление проблемы;
-этап автоматизированного действия (навык).
Мы видим путь от первоначального знакомства ребенка с символом или действием к формированию у него автоматизированного навыка , переход от внешней речи к внутренней.
СЛАЙД 11 Основные методы технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей
• В соответствии с основной идеей технологии выделены проблемно-поисковые методы: проблемные вопросы, проблемные ситуации, эксперименты, игровые задачи.
• Творческие: создание моделей словоформ, продолжение сказки.
Единственные трудности, с которыми сталкивается педагог – это стереотипы собственного поведения. Игра не предполагает в отношениях «взрослый-ребенок» доминирования взрослого над ребенком; она диктует партнерские отношения.
ВЫВОД !!!
• Скучный и утомительный процесс обучения в необычный и нестандартный для ребенка, познавательная мотивация идет от него самого, а не навязываться педагогом, сохраняется на длительное время
• Внутри каждой игры:
• скрытые образовательные задачи и возможности, доступные для каждого конкретного возраста: от простого манипулирования игровыми элементами, доступного для трехлеток, до поиска сложных, многоступенчатых алгоритмов решения поставленных задач, с которыми способны справиться лишь дети постарше.
СЛАЙД 12 ЛИТЕРАТУРА
1. Воскобович, В.В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая. - СПб. : НИИ «Гириконд», 2000.