Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Письмо от Незнайки" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Сенецкая Валентина Анатольевна

Цель: продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание

Задачи:

1. Обучающие: - развивать умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к меньшему числу прибавляется большее) и вычитание (вычитаемое больше остатка): при решении задач пользоваться знаками действий плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

- продолжать формировать умение сравнивать предметы по величине

- совершенствовать навыки измерения высоты предметов с помощью условной меры.

2. Развивающие: - развивать элементарные представления о времени; различать длительность отдельных временных интервалов (1 час).

3. Воспитывающие: - воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, радоваться результатам коллективного труда.

- формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Предварительная работа: чтение романа-сказки Николая Носова "Приключения Незнайки и его друзей" и "Незнайка в Солнечном городе";

- рассматривание иллюстраций к этим книгам.

Методы и приёмы:

- игровой

- наглядный

- практическая деятельность детей.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал.  Картинки с изображением машин (на одной картине 2 машины, на другой - 4 машины едут по направлению к 2 машинам); Две картинки: на одной - 7 самолётов на аэродроме, на другой - 5 взлетающих самолётов, ватман с изображением дома, макет часов, карточки с цифрами и арифметическими знаками, контурное изображение ели, равной по высоте одной из трёх елей у детей, конверт, задания на карточках из письма.

Раздаточный материал. Листы бумаги с моделями для решения задач (2 вида), 10 фишек одного цвета на каждого ребёнка, цветные карандаши, 4 макета часов (на 4 подгруппы детей), контурные изображения елей разной высоты (по 3 штуки для каждого ребёнка; одна из елей равна образцу), карточки с цифрами и арифметическими знаками, счётные палочки; кисточка, клей, тканевая салфетка.

 

 

Ход НОД

1. Вводная часть.

-Ребята, вчера к нам в группу пришло письмо. Давайте его откроем и прочитаем.

 

Дорогие ребята! Скоро в Цветочном городе будет праздник!

Меня попросили сходить на концерт, встретить гостей и

посадить ёлочки, но я не справился.

Помогите мне, пожалуйста!

- Ох, уж этот Незнайка! Не смог справится с заданием. Что же делать?

Ответы детей (Помочь).

- Как бы мы могли помочь? (решить задания)

 

II. Основная часть.

- Давайте решим все задания и поможем Незнайке.

- Вот эти задания, с которыми не справился Незнайка.

1. Игровое упражнение "Определим время".

Праздничный концерт начинается в 10 часов. А посадка ёлочек будет в 11 часов. Что нужно сделать раньше, сходить на концерт или посадить ёлочки?     

-Давайте определим, во сколько начинается концерт? (В 10 часов).

(один ребёнок устанавливает нужное время на макете с часами).

- Короткую часовую стрелку ставим на цифру 10, длинную минутную - на двенадцать. Часы показывают десять часов утра.                

- Поделитесь на пары и установите на своих макетах нужное время.

 А посадка ёлочек будет в 11 часов.

- Покажите это время на макете. (Короткую часовую стрелку ставим на цифру 11, длинную минутную - на двенадцать. Часы показывают одиннадцать часов утра).        

- Что начинается раньше: концерт или посадка ёлочек? (концерт)

На сколько часов посадка ёлочек начинается позже, чем концерт? (на один час).

На сколько концерт начинается раньше посадки ёлочек? (на один час).  

- Хорошо, это задание решили. Отправим Незнайке ответ.

2. Игровое упражнение "Составим задачу".

А. На доске 2 картинки: на одной картине 2 машины, на другой - 4 машины едут по направлению к 2 машинам.

- Незнайке нужно встречать гостей. Но он не может сосчитать, сколько в гараже нужно оставить мест для машин.

-Сколько частей в задаче? (две).

-Как называется каждая часть в задаче? (условие, вопрос).

- Сколько чисел должно быть в задаче? (три).

- Посмотрит на картинку и определите, с помощью какого арифметического действия нужно решать задачу. ( с помощью сложения).

-Сначала надо составить условие задачи, потом поставить вопрос к задаче.

(На праздник приехало 2 машины с гостями. Потом - ещё 4 машины. Сколько всего машин приехало?)

- Какое условие в задаче? (На праздник приехало 2 машины с гостями. Потом - ещё 4 машины.  ).

- Какой вопрос в задаче? (Сколько всего машин приехало?)

- Давайте решим эту задачу с помощью модели, заполните круги соответствующим количеством фишек.

                              image

 

Теперь запишите задачу с помощью цифр и арифметических знаков. ( Один ребёнок записывает на доске.)

- Сколько машин сначала приехало? (2)

- Сколько приехало потом? (4)

- Больше или меньше машин стало после того, как приехало ещё четыре машины? (больше).

- Что вы сделали, чтобы ответить на вопрос задачи? ( К двум прибавили четыре).

- Сколько всего машин с гостями приехало? (6).

 Дети читают: К двум прибавили четыре. Получилось шесть.

2+4=6

 Физминутка.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяем руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки)

Приседание с хлопками.

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

(Приседание, хлопки в ладоши над головой)

Крутим - вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

 

Б. Игровое упражнение "Составим задачу".

Две картинки: на одной- 7 самолётов на аэродроме, на другой - 5 взлетающих самолётов.

Посмотрите на картинку и определите, с помощью какого арифметического действия нужно решать задачу. (с помощью вычитания).

-Сначала надо составить условие задачи, потом поставить вопрос к задаче.

(На аэродроме было 7 самолётов, пять самолётов улетело. Сколько самолётов осталось на аэродроме?

- Какое условие в задаче? (На аэродроме было 7 самолётов, пять самолётов улетело.).

- Какой вопрос в задаче? (Сколько самолётов осталось на аэродроме?

- Давайте решим эту задачу с помощью модели.

Возьмите цветные карандаши и нарисуйте условие задачи с помощью точек.                                                             

                                                   image

Теперь запишите задачу с помощью цифр и арифметических знаков. ( Один ребёнок записывает на доске.)

- Сколько самолётов было на аэродроме? (7)

- Сколько улетело? (5)

- Больше или меньше машин стало после того, как улетело 5 самолётов? (меньше).

- Что вы сделали, чтобы ответить на вопрос задачи? ( От семи отняли два).

- Сколько самолётов осталось на аэродроме? (2).

 Дети читают: От семи отняли два. Получилось пять.

7-2=5

 

III. Игровое упражнение "Посадим ели".

Незнайке нужно выполнить ещё одно задание. Для озеленения двора возле дома нужно посадить ёлочки. Все ёлочки должны быть одной высоты. Вот такой. (Показ ёлки и "посадка" её возле дома)

- Как узнать высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной меркой).

- Как вы думаете, сколько раз уложиться счётная палочка в высоте ели? (ответы детей).

Один ребёнок измеряет высоту ели.

-Чему равна высота ели? (Двум счётным палочкам).

- Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (Высота ели должна быть равна двум счётным палочкам).

- Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так ко конца ели.

- Теперь давайте посадим ёлочки вокруг дома. (дети приклеивают ёлочки).

IV. Итоги занятия.

- Давайте вспомним, что мы делали на занятии? (Помогали Незнайке справится с заданиями. Определяли нужное время. Считали машины, самолёты. Решали задачи. Сажали ёлочки.)

- Помогли ли мы Незнайке? (да)

- Все задания выполнили? (да).

- Понравилось ли вам помогать Незнайке?

Я соберу все задания в конверт и отправлю их Незнайке.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ЗОЖ "Спешим на помощь Незнайке", для детей старшего дошкольного возраста

В помощь воспитателям, практический материал по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни...

Конспект занятия в технологии ситуация Тема: «Складываем и вычитаем вместе с Незнайкой» для детей старшего дошкольного возраста

Цели:закреплять умение прибавлять и отнимать; формировать понятия что такое «плюс», и что такое «минус»;развивать внимание, память;воспитывать желание выполнять действия, идти ...

Методическая разработка конспекта по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста "Поможем Незнайке запомнить дни недели"

Данный конспек НОД расчитан для детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект состоит из трёх этапов: организационный, основной и заключительный. Направлен конспект на работу с детьми на закреп...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Поможем Незнайке» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Поможем Незнайке»для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)....

Интерактивная игра: «Новые приключения Незнайки» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Все дети любят играть! Игра является одним из средств поддержания развития познавательного интереса у дошкольников.В этом случае, встает вопрос о том, как помочь родителям, имеющим детей раннего и дош...

Конспект игровой образовательной ситуации «Помоги Незнайке» для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности детей в процессе самостоятельного выполнения опытов....

Конспект открытого интегрированного урока «Помощники Незнайки» (Для детей старшего дошкольного возраста), автор Андрияшина Валентина Васильевна, педагог дополнительного образования

Программное содержание:Образовательная область «Познание».1. Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 20;обратный счёт в пределах 10.2. Продолжать учить решать и прид...