Главные вкладки

    Число 10 и его состав.
    план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

    Луконина Ольга Сергеевна

    Закреплять знания о составе числа 10 из двух меньших чисел.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_po_matematike.docx22.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе

    Тема занятия: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.

    Программное содержание.

    1.Обучающие задачи: 

    упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете;

    - закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;

    - продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;

    - записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;

    - совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20;

    - упражнять в счете в пределах 20;

    - продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетке.

    2. Развивающие задачи:

    - создать условия для развития логического мышления, сообразительности,                  внимания;

    - развивать смекалку, воображение;

    - способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

    - воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.

    3. Методические приемы:

    - игровой (использование сюрпризных моментов);

    - наглядный (использование иллюстрации);

    - словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

    - поощрение, анализ занятия.

    4. Дидактический наглядный материал.

    Демонстрационный материал: мяч, карточки с цифрами; две карточки с изображением моделей для составления задач, модель многоэтажного дома под №10 (состав числа 10), карточка образец для сравнения второго десятка, письмо от Незнайки.

    Раздаточный материал: простые карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, карточки с зайчиками и морковками, тетради в клетку, карточки для сравнения чисел второго десятка, счетные палочки.

    Ход учебного занятия.

    Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

    Собрались все дети в круг,

    Я твой друг, и ты мой друг,

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Воспитатель: - Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!

    Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Его написал Незнайка. Он уже ходит в школу. Вот, что он пишет: «Дорогие ребята! Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот и мне задали такие  задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите, мне, пожалуйста».

    Воспитатель: - Поможем Незнайке?

    Дети: Да!

    Игра «Круглый год».

    - Какое сейчас время года? (Весна)

    - Назови соседей весны. (Зима, лето)

    - Назови весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май)

    - Назови пропущенный месяц: декабрь, …, февраль.    (Январь)                                     

    - Назови пропущенный месяц: октябрь, …, декабрь. (Ноябрь)                                           

    - Назови соседей зимы. (Осень, весна)

    - Назови осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

    - Назови зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль).

    - Назови соседей лета.  (Весна, осень).

    - Назови летние месяцы по порядку. (Июнь, июль, август).

    - Назови все месяцы по порядку: сентябрь...

    - Скажите, с какого месяца начинается календарный год?  (С января).

    - А каким месяцем год заканчивается? (Декабрём).

    - Сколько всего месяцев в году?      (12)

    - Сколько всего времён года?           (4)

    - Молодцы, вспомнили последовательно времена и месяцы года.

    Воспитатель: - Ребята, а сейчас тихонечко займите свои рабочие места.

    Работа с раздаточным материалом.

    Воспитатель:- Выложите в ряд столько зайчиков, сколько показывает цифра на моей карточке.

    (У воспитателя карточка с цифрой 5).

    - Сколько взяли зайчиков? (5)

    - Какую цифру поставим рядом с числом 5? (Цифру 5)

    - Что любят кушать зайчики? (Морковку).

    - Сколько надо взять морковок, чтобы хватило каждому зайчику? (5 морковок).

    - Поставьте цифру, которая показывает 5 морковок. (Цифра 5).

    - Сколько всего мы взяли зайчиков и морковок? (10).

    - Как получили число 10?

    Дети: - Из двух меньших чисел: 5 и 5.

    Воспитатель: - Запишите у себя на столе равенство.

    (5+5=10).

    - Что можно сказать про количество зайчиков и морковок?

    Дети: - Их поровну, одинаково, по пять.

    Воспитатель: - Молодцы.

    - Ребята, сейчас мы с вами узнаем из каких еще двух меньших чисел можно составить число 10.

    - Обратите внимание на дом.

    - Скажите, как он называется? (многоэтажный).

    - Молодцы. Правильно. А какие еще есть дома? (одноэтажные). Молодцы.

    - Назовите № дома. (№10).

    - Ребята, помогите мне заселить цифры в квартиры так, чтобы вместе они составили число 10.

    - Сначала посчитаем, сколько этажей в доме? (5)

    - На каждом этаже сколько квартир? (Две).

    - Молодцы. Ребята, заселять цифры мы будем снизу вверх.

    - Вика, засели цифры в квартиры на первый этаж.

    (1 и 9, а вместе 10).

    (Дети заселяют цифры в квартиры, а в конце проверяем все варианты состава числа 10).

    1 и 9, а вместе 10

    2 и 8, а вместе 10

    3 и 7, а вместе 10

    4 и 6, а вместе 10

    5 и 5, а вместе 10

    - Ребята, а какие еще варианты состава числа 10 существуют? (называют наоборот 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4).

    - Молодцы, ребята. Справились с заданием, и Незнайка благодарит Вас.

    Воспитатель: - А сейчас, ребята, проявите находчивость, смекалку и юмор. Послушайте задачи-шутки:

    1. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).
    2. У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? (4).
    3. Сколько лап и двух медвежат? (8).

    Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь немножко отдохнем. (Тихо встают возле столов).

    Физкультминутка.

    Раз – согнуться, разогнуться.

    Два – нагнуться, потянуться.

    Три – в ладоши, три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире.

    Пять, шесть – тихо сесть.

    Семь, восемь – лень отбросим!

    Воспитатель: - А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи по картинкам.

    - Давайте вспомним, из чего состоит задача.

    Дети: задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.

    (На доске появляется таблица).

    УСЛОВИЕ (то, что известно в задаче).

    ВОПРОС (то, что нужно найти).

    РЕШЕНИЕ (то, что нужно сделать,

    чтобы ответить на вопрос).

    ОТВЕТ (результат от ответа

    на поставленный вопрос).

    Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? («+»).

    - А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? («-»).

    - Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? (2).

    - Обратите внимание на картинку. Посчитайте, сколько птичек сидит на ветке? (8), а сколько летит птичек? (2). Попробуйте составить задачу по этой картинке.

    Дети: На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек на ветке?

    Воспитатель: - Назовите условие задачи. (На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички).

    - Назовите вопрос. (Сколько стало птичек на ветке?).

    - Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение).

    - Нужно записать решение задачи.

    - …, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (8+2= )

    - Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.

    - …, сколько надо взять палочек? (8)

    - …, сколько надо добавить палочек к 8? (2)

    - Сколько стало палочек? (10)

    - Запишите ответ и прочитайте решение задачи.

    (8+2=10)

    - Какой же ответ? (На ветке стало 10 птичек).

    - Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.

    Дети: У девочки было 9 шаров. Один шар улетел. Сколько шаров осталось у девочки?

    Воспитатель: - Назовите условие задачи. (У девочки было 9 шаров, один шар улетел).

    - Назовите вопрос. (Сколько шаров осталось у девочки?).

    - Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).

    - Нужно записать решение задачи.

    - Максим, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (9-1=  )

    - Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.

    - Света, сколько надо взять палочек? (9)

    - Ваня, сколько надо отложить палочек от 9? (1)

    - Сколько осталось палочек? (8)

    - Запишите ответ и прочитайте решение задачи.

    (9-1=8)

    - Какой же ответ? (У мальчика осталось 8 шаров).

    - Ребята, мы видим, что действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие «вычитание» - к его уменьшению.

    Работа со вторым десятком.

    Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами продолжаем учиться считать до 20.

    - Саша, выложи цифры от 11 до 20. Прочитайте эти числа по порядку.

    - Соня, посчитай обратно от 20 до 11.

    - Миша, найди число 15 и покажи сколько в нём десятков и единиц. (ребенок обводит указкой десятки и единицы).

    - Один десяток, это сколько счетных палочек? (10 палочек).

    - Даша, найди число 20 и расскажи про него.

    (2 десятка и 0 единиц).

    - 2 десятка, это сколько счетных палочек? (20 счетных палочек).

    - Молодцы.

    - А сейчас поиграем в игру «Найди ошибку».

    - Ребята, обратите внимание на счетный ряд. Все числа идут по порядку. По моей команде, вы закрываете глаза, а теперь откройте и найдите ошибку. Исправьте её.

    (Ребенок находит ошибку и исправляет ее. Теперь этот ребенок становится ведущим).

    Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием и помогли Незнайке.

    - А теперь Незнайка приготовил вам графический диктант.

    - Перед вами листок в клетку и простой карандаш. Послушайте задание. Отступи 5 клеток слева, поставь маленькую точку, 3 клетки сверху, ставь точку и начинай рисовать:

    1 – вправо

    3 – вниз

    2 – вправо

    2 – вниз

    1 – влево

    2 – вниз

    3 – вправо

    3 – вниз

    1 – влево

    1 – вверх

    1 – влево

    2 – вниз

    1 – вправо

    2 – вниз

    2 – вправо

    1 – вниз

    6 – влево

    1 – вверх

    1 – влево

    1 – вверх

    1 – вправо

    12 – вверх

    - Что получилось? Как ты догадался, что это заяц? (У зайца длинные уши и маленький хвостик.)

    - Дорисуйте зайчику глазик.

    Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в зайчиков. Наденьте шапочки. (У воспитателя на столе маски зайчат).

    Воспитатель: - Были ребятки, а стали зайчатки. Встаньте вкруг и проговаривайте вместе со мной.

    - К нам сегодня в детский сад

    Прискакали зайчики.

    Полюбили очень их

    Девочки и мальчики.

    Пригласили их плясать,

    Дружно ножки выставлять,

    Присядь вправо, присядь влево,

    А затем кружись ты смело.

    И ладошки у ребят

    Словно листики шуршат.

    Воспитатель: - Молодцы. Снимите шапочки. Были зайчатки, стали ребятки.

    Итог.

    Воспитатель: - Ребята, вот вы и выполнили все задания, и этим самым помогли Незнайке.

    - Что же мы сегодня нового узнали?

    - Какие задания с вами выполняли? (ответы детей)

    - Незнайка благодарит вас за помощь и дарит вам вот такое улыбающееся солнышко.

    - А сейчас покажите, какое у вас настроение.

    - У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тема: «Место числа среди других чисел, состав числа 4, 5 из двух меньших чисел. Решение логических задач». (подготовительная группа)

    Программное содержание: закреплять умения :·        Сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе;·        Определять мес...

    Число и цифра 4. Состав числа 4. Квадрат.

    Знакомство с числом и цифрой 4. Изучение состава числа 4. Знакомство с геометрической фигурой квадрат....

    Открытое занятия по ФЭМП "Число и цифра пять. Состав числа пять" в старшей группе

    Знакомство с числом и цифрой 5. Учить определять место того или иного числа, предмета в ряду по отношению к предыдущему или последующему числу или предмету. Закреплять колличественный счет, названия д...

    Конспект занятия по ФЭМП у детей «Число и цифра 8. Состав числа 8»

    middot;         Дать представление о числе и цифре 8, закрепить умение соотносить количество с соответствующим числом.·...

    Число 7 и цифра 7. Состав числа 7: раскладывание числа 7 на два меньших числа и получение из двух меньших одного большего числа.

    Число 7 и цифра 7. Состав числа 7: раскладывание числа 7 на два меньших числа и получение из двух меньших одного большего числа....

    Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе, тема:"Независимость числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры."

    ООД «Познавательное развитие» (ФЭМП)Тема: "Независимость числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигур...

    Конспект НОД по ФЭМП с детьми 5-6 лет "Число и цифра 8. Состав числа 8."

    НОД, в ходе которой дети знакомятся с числом и цифрой 8, составом числа 8....