ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ИГРЫ -ГОЛОВОЛОМКИ ПО ФЭМП КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ».
материал по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Белогривцева Ольга Ивановна

Логическое мышление — это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_po_samoobrazovaniyu.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы № 11 Белогривцевой О.И.

по теме:

«Игры – головоломки по ФЭМП как средство интеллектуального развития».

Многие педагоги и родители знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос. Проанализировав свой опыт работы пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.

Логическое мышление — это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.

Цели:

Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.

Способствовать развитию познавательной активности детей.

Задачи:

1. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

2. Развивать воображение детей.

3. Развивать логическое мышление детей.

4. Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)

5. Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.

6. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.

Сентябрь

Работа с детьми:

- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе» (анализ и обсуждение сказки с детьми).

- Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала «Головоломки из счетных палочек» (карточки-схемы)

Выход темы: Карточки-схемы для головоломок из счетных палочек способствуют более продуктивному запоминанию материала.

Работа с родителями:

Консультация и наглядный материал в родительский уголок «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников».

Октябрь

Работа с детьми:

- Обучение модулированию ( учить составлять из нескольких треугольников один, из трёх частей круга круг, четырёх отрезков четырёхугольник, из двух коротких один длинный и т.д.)

- Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием блоков Дьенеша:

д/и «Угощение для медвежат» (блоки + карточки символы)

-д/и «Украсим дерево листочками» (блоки + карточки символы)

д/и «Логический поезд» (блоки + карточки символы)

Работа с родителями:                                                                   Памятка для родителей : «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте»

Ноябрь

Работа с детьми:

-Использование в индивидуальной деятельности и в НОД математических загадок;

-Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера: «Построение лестницы»)

- Обучение конструированию фигурок по словесному описанию и перечислению их характерных слов.

- Изготовление шаблонов контуров фигур

Работа с родителями:                                                                   

Консультации по вопросам организации игр головоломок с детьми в домашних условиях. Участие родителей в изготовлении шаблонов и контуров фигур.

Декабрь

Работа с детьми                                                                    -Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности «Загадки-шутки»;

- Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности упражнений «Графический диктант».

-Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью головоломок «Доберись до домика», «Поймай рыбку».

- Формировать умение детей ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, тетрадь), располагать предметы в указанном направлении.

Работа с родителями:                                                                   

 Памятка для родителей «Приобретение навыков работы с играми головоломками».

Наглядный материал в родительский уголок.

Январь

Работа с детьми:

-Игры на развитие внимание и логического мышления: «Вставь пропущенное число», «Я загадала», «Выбери нужное», «Я беру с собой в дорогу» и т.д..

- Математическое развлечение «Путешествие в математическую страну на остров арифметической задачи».

- Игры -соревнования «Кто быстрее соберёт фигурку», «Чья команда быстрее соберёт фигуру».

Работа с родителями:                                                                   Материал в родительский уголок:- Консультация для родителей «Важность обучения детей развивающим играм», Памятка «Загадки на сообразительность и развитие воображения»

Февраль

Работа с детьми:

-Игры на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Танграм», «Колумбово Яйцо, «Монгольская игра», «Листик»;

- Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр: «Расселили птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение».

- Использование в индивидуальной деятельности и в НОД игр на развитие логического мышления.

- Использование в индивидуальной деятельности и в НОД упражнений «мозговой штурм»

- Создание копилки игр лабиринтов «Волшебная шкатулка».

Работа с родителями: Включение родителей в создание копилки игр лабиринтов «Волшебная шкатулка».

Март

Работа с детьми:

-Игры на развитие внимание и логического мышления: «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори»

-Игра на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Колумбово яйцо», «Монгольская игра».

Консультация для воспитателей «Игра как средство развития логического мышления».

Работа с родителями:

Памятка для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

Апрель

Работа с детьми:

- Игры на развитие познавательных интересов: «Запоминайка», «Рассыпанные цифры», «Выложи по памяти», «Игра-головоломка».

- Закрепить умение детей ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, тетрадь), располагать предметы в указанном направлении.

- Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности упражнений «Графический диктант», «Раскраски-лабиринты».

- Фотовыставка «Маленький гений».

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Как научить ребёнка ориентироваться на листе бумаги».

 Май

Работа с детьми:

- д/и с обручами (от 1 до 10, «Спасатели спешат на помощь» (блоки Дьенеша + схемы)

- математическая викторина «Игра в КВН».

- Создание мини-центра «Наш мини-центр головоломок»

Работа с родителями:

Включение родителей в создание мини-центра головоломок.

Отчет о работе в форме презентации. Предоставление материалов самообразования в методический кабинет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование воспитателя подготовительной группы по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Самообразование воспитателя подготовительной группы по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"...

Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Роль загадки в воспитании дошкольника"...

«ИГРЫ - ГОЛОВОЛОМКИ ПО ФЭМП КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Игры-головоломки по ФЭМП имеют важнейшее значение для  интеллектуального развития ребёнка . Игра для дошкольника – способ познания  окружающего мира. Она является средством воспитания,...

План по самообразованию воспитателя старшей группы «Ромашки» Тема: «Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность...

Статья «Игры-головоломки по ФЭМП как средство интеллектуального развития детей»

Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.Некоторые головоломки известны с глубокой древности. О...

План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"

План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"...