План самообразования воспитателя подготовительной группы на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 6-7 лет»
материал (подготовительная группа)

Коробкова Татьяна Дмитриевна

Цель: повысить свой профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.

Задачи: - активизировать работу по речевому; развитию воспитанников

- изучить современные подходы к использованию устного народного творчества для развития речи дошкольников;

- внедрить эффективные методы и приёмы в собственную систему работы по развитию речи, распространить положительный опыт;

- продолжить знакомить детей с произведениями русского фольклора;

- развивать коммуникативные и творческие способности детей на основе устного народного творчества;

- вызвать у родителей интерес к совместной работе в данном направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность темы

Русское народное творчество не перестаёт удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, которые получает ребенок отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество пробуждает в детях доброе начало. Поэтому использование в работе с детьми устного народного творчества создает условия для развития речи детей, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного опыта в межличностных отношениях.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

При целенаправленной работе с детьми старшие дошкольники способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными.

Что касается других малых форм фольклора, что некоторые дети знают и с удовольствием повторяют потешки, прибаутки, песенки, байки.

Я выбрала эту тему для того, чтобы повысить свой профессиональный уровень по этой теме, более глубоко внедрять в своей работе использование фольклора, что понятно и доступно для детей логопедической группы.

Месяц

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение статьи на тему: «Роль фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Разучивание фольклорных произведений об осени.

Рассматривание иллюстраций к произведениям УНТ

 

Консультация в родительском уголке «Малые фольклорные произведения»

Октябрь

Создание картотеки игр на основе детского фольклора

Разгадывание загадок, самостоятельное их сочинение.

 

Консультация «Использование загадок для формирования выразительности речи»

Ноябрь

Ознакомление с опытом работ коллег по данному направлению.

Изучение статей в интернете.

Разучивание подвижных игр на основе детского фольклора «Платочек», «Ворон», «Ай                                                                                                        гугу», «У Маланьи у старушки» и т.д.

 

Беседы с родителями на тему «Ваше отношение к фольклору».                                               

Декабрь

Создание картотеки обрядовых песенок

Творческие работы с детьми «Нарисуем сказку».

Инсценировка р.н.с. «Заяц хваста».

 

Привлечение родителей к пополнению библиотеки группы книгами с русскими народными сказками.

Январь

Консультации для воспитателей на тему: «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников».

 

Рассказ «Зимние народные праздники

 

Разучивание обрядовых песенок.

Папка передвижка «Зимний календарь».

Февраль

Изучение темы «Использование фольклора в работе с детьми.

Пальчиковые игры по мотивам русских народных потешек.

Дидактические игры «Угадай потешку», «Угадай из какой потешки отрывок».

 

Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы».

Март

Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей»

Изготовление настольно – печатных игр по русским народным сказкам.

Чтение детям р.н.с.

 

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка».

Апрель

Изучение темы «Театрализованные игры как средство развития речи детей».

Пополнение театрализованного уголка группы.

Инсценировка любимых сказок.

Знакомство детей со старинной русской одеждой.

 

Совместное пополнение уголка ряжения.

Май

 

Отчёт о проделанной работе, самоанализ

Просмотр мультфильмов на основе русского фольклора

 

Организация семейной выставки рисунков «Русский народный фольклор.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры»: Учеб. – метод. Пособие 2е изд., перераб. И доп. СПб, 2008г.
  2. Козырева Л.М. «Говорю красиво и правильно» Развитие речи у детей от рождения до 5и лет. М., 2005г.
  3. Бабурина Т.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника». М.,1993г.
  4. Аникин В.П. «Русское народное творчество» / В.П. Аникин – М.: Высш. Шк., 2004г.
  5. Бабынина Т.Ф. «Традиции национальных культур»: учебно – методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений \ Т.Ф. Бабынина – Казань: РИЦ «Школа», 2003г.
  6. Галанина Н.А. «Использование у.н.т. в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» \ Н.А. Галанина \\Дошкольная педагогика-2008. -№5 – с. 32.
  7. Зуева Т.В. «Русский фольклор» Хрестоматия / Т.В. Зуева Б.П. Кирдан. –М., 1998г.
  8. Капица Ф.С. «Русский детский фольклор» / Ф.С. Капица Т.М. Колядич –М, 2002г.
  9. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры» / М.Ф. Литвинова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002г.
  10. Метлов Н. «Русская народная песня в ДОУ» /Н. Метлов// Дошкольное воспитание - 2008г.№10 с. 3-11.
  11. Фролова А. «Прикоснуться к истокам русской культуры предков». / А Фролова // Дошкольное воспитание – 2006.- №5. С.127-128.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: повысить свой профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.

Задачи: - активизировать работу по речевому; развитию воспитанников

- изучить современные подходы к использованию устного народного творчества для развития речи дошкольников;

- внедрить эффективные методы и приёмы в собственную систему работы по развитию речи, распространить положительный опыт;

- продолжить знакомить детей с произведениями русского фольклора;

- развивать коммуникативные и творческие способности детей на основе устного народного творчества;

- вызвать у родителей интерес к совместной работе в данном направлении.

Актуальность темы

Русское народное творчество не перестаёт удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, которые получает ребенок отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество пробуждает в детях доброе начало. Поэтому использование в работе с детьми устного народного творчества создает условия для развития речи детей, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного опыта в межличностных отношениях.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

При целенаправленной работе с детьми старшие дошкольники способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными.

Что касается других малых форм фольклора, что некоторые дети знают и с удовольствием повторяют потешки, прибаутки, песенки, байки.

Я выбрала эту тему для того, чтобы повысить свой профессиональный уровень по этой теме, более глубоко внедрять в своей работе использование фольклора, что понятно и доступно для детей логопедической группы.

Месяц

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение статьи на тему: «Роль фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Разучивание фольклорных произведений об осени.

Рассматривание иллюстраций к произведениям УНТ

Консультация в родительском уголке «Малые фольклорные произведения»

Октябрь

Создание картотеки игр на основе детского фольклора

Разгадывание загадок, самостоятельное их сочинение.

Консультация «Использование загадок для формирования выразительности речи»

Ноябрь

Ознакомление с опытом работ коллег по данному направлению.

Изучение статей в интернете.

Разучивание подвижных игр на основе детского фольклора «Платочек», «Ворон», «Ай                                                                                                        гугу», «У Маланьи у старушки» и т.д.

Беседы с родителями на тему «Ваше отношение к фольклору».                                              

Декабрь

Создание картотеки обрядовых песенок

Творческие работы с детьми «Нарисуем сказку».

Инсценировка р.н.с. «Заяц хваста».

Привлечение родителей к пополнению библиотеки группы книгами с русскими народными сказками.

Январь

Консультации для воспитателей на тему: «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников».

Рассказ «Зимние народные праздники

Разучивание обрядовых песенок.

Папка передвижка «Зимний календарь».

Февраль

Изучение темы «Использование фольклора в работе с детьми.

Пальчиковые игры по мотивам русских народных потешек.

Дидактические игры «Угадай потешку», «Угадай из какой потешки отрывок».

Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы».

Март

Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей»

Изготовление настольно – печатных игр по русским народным сказкам.

Чтение детям р.н.с.

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка».

Апрель

Изучение темы «Театрализованные игры как средство развития речи детей».

Пополнение театрализованного уголка группы.

Инсценировка любимых сказок.

Знакомство детей со старинной русской одеждой.

Совместное пополнение уголка ряжения.

Май

Отчёт о проделанной работе, самоанализ

Просмотр мультфильмов на основе русского фольклора

Организация семейной выставки рисунков «Русский народный фольклор.»

Литература:

  1. Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры»: Учеб. – метод. Пособие 2е изд., перераб. И доп. СПб, 2008г.
  2. Козырева Л.М. «Говорю красиво и правильно» Развитие речи у детей от рождения до 5и лет. М., 2005г.
  3. Бабурина Т.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника». М.,1993г.
  4. Аникин В.П. «Русское народное творчество» / В.П. Аникин – М.: Высш. Шк., 2004г.
  5. Бабынина Т.Ф. «Традиции национальных культур»: учебно – методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений \ Т.Ф. Бабынина – Казань: РИЦ «Школа», 2003г.
  6. Галанина Н.А. «Использование у.н.т. в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» \ Н.А. Галанина \\Дошкольная педагогика-2008. -№5 – с. 32.
  7. Зуева Т.В. «Русский фольклор» Хрестоматия / Т.В. Зуева Б.П. Кирдан. –М., 1998г.
  8. Капица Ф.С. «Русский детский фольклор» / Ф.С. Капица Т.М. Колядич –М, 2002г.
  9. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры» / М.Ф. Литвинова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002г.
  10. Метлов Н. «Русская народная песня в ДОУ» /Н. Метлов// Дошкольное воспитание - 2008г.№10 с. 3-11.
  11. Фролова А. «Прикоснуться к истокам русской культуры предков». / А Фролова // Дошкольное воспитание – 2006.- №5. С.127-128.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...

Доклад на тему: «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей»

Доклад на тему:«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей»В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жи...

Семинар-практикум для родителей на тему: "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста"

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"...

Родительское собрание на тему " Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей"

Родительское собрание на тему " Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей"...

Самообразование по теме «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.  Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной.  Речевы...