«Формирование математических представлений у детей 2 младшей группы»
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему

Войнова Наталья Александровна

«Формирование математических представлений у детей 2 младшей группы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_po_matematike.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Формирование математических представлений у детей

2 младшей группы»

                                                                                                    Воспитатель МБДОУ №128

                                                                                                    Войнова Н.А.

        На мой взгляд математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется  качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлении понятий, как счет, число, измерения, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направленно на формирование у детей этих основных математических представлений и понятии и  вооружение их  приемами  математического мышления - сравнением, анализом, рассуждением, обобщением. умозаключением.

        В младшем дошкольном возрасте формирование элементарных математических представлений начинается с дочисловой деятельности. На данном этапе работы решаются следующие задачи:  выделять величину предмета и определять её словом

( длинный- короткий, большой – маленький, тяжелый – легкий и т.д. ); сравнивать величину, пользуюсь приемами наложении и приложения, и результаты сравнения определять словами ( выше- ниже, больше- меньше, равные по количеству и т.д. ); раскладывать по возрастающей и убывающей величине; группировать

 ( классифицировать)  по величине предметы.

     В процессе работы по разделу « Геометрические фигуры» использую разные приемы обучения (практические, наглядные, словесные). Приоритетное место отвожу практическим методам ( игра, упражнения, моделирование, элементарные опыты).

     В работе с детьми использую дидактические игры с народными игрушками- вкладышами ( матрешки, кубы), пирамидки, в конструкция в которых заложен принцип учета величины.

     На этот принцип обращаю особое внимание детей : в большую матрешку можно поставить маленькую; чтобы сделать пирамидку, надо вначале поставит большое кольцо, затем поменьше и самое маленькое.  С помощью этих игр дети упражнялись в нанизывание, вкладывание, собирание целого из частей.; приобретали практический, чувственный опыт различения величины, цвета, формы предмета, учились обозначать эти качества словом. Дидактические игры использовались как для закрепления так и для сообщения новых знаний ( « Одевание кукол», « Пока. что больше, а что меньше»,

 « Чудесный мешочек» и др. ).

    Кроме этого с детьми проводились сюжетно- дидактические игры математического содержания. отражающие бытовые явления ( « Магазин», « Путешествие» и др.), общественные события и традиции ( « Встреча гостей», Праздник пришел» и др.)

   Игровые задачи решались не посредственно – на основе усвоения математических знаний – и предлагались детям в виде несложных игровых ситуаций. На занятиях и в самостоятельной деятельности детей проводились подвижные игры математического содержания ( « У медведя во бору», « Воробушки и автомобиль» и др.)

    При отработке предметных действий с величинами ( Сравнения путем наложения и приложения, раскладывание по возрастающей и убывающей величине, и т.д.) широко использовались разнообразные упражнения. На начальных этапах обучении чаще практиковались репродуктивные упражнения, благодаря которым дети действовали по образцу воспитателя, что предупреждало возможные ошибки. Несколько позже применялись репродуктивные упражнения, в которых дети сами находили способ действия для решения поставленной задачи, использую имеющиеся знания.

        В ходе работы проводились элементарные опыты. Детям предлагалось перелить воду из бутылочек разной величины ( высока- узкая, низкая- широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков;.

    Надо отметить, что дети затрудняются в использовании слов, отражающих количественную сторону предметов и их величин. Поэтому в ходе обучения я стремилась обогатить их речь математическим понятиями.

    В процессе с новым содержанием и новыми действиями ( сравнение предметов по величине, уравнивание количества,) использовались развернутые объяснения с показом действий и последовательности их выполнения. При этом объяснения были всегда предельно четкими, ясными, конкретными.

    Давая указания педагог должен  побуждать детей следить за действиями, разъяснять содержание действий и последовательность их выполнения, знакомить с их словесным обозначением.

    Варьируя вопросы и задания,  мы обеспечиваем включение новых слов в активный словарь детей. Так им предлагалось рассказать по вопросам, что они сделали, как выполнили задание, для чего.

     При необходимости педагог дает образцы ответов, ставит дополнительные вопросы, иногда воспитатель начинает фразу, а ребёнок заканчивает.

     При выполнение знакомого способа действий используются словесные инструкции.

     Обеспечению принципа наглядности способствует дидактический материал. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используется предметная и иллюстративная наглядность. В средне и старшей группе наряду с предметной и иллюстративной наглядностью используются геометрические фигуры, схемы, таблицы.

    Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. Обучение должно осуществлять как на занятиях, так в самостоятельной деятельности детей.

     Таким образом активное использование в свое работе приемов активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с наглядным дидактическим материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций помогает формирование у детей математических знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений Во второй младшей группе «В гости Зайчик нас зовет».

Непосредственно образовательная деятельность по формированию математических представлений во второй младшей группе в игровой форме....

НОД формирование математических представлений во второй младшей группе "Один-много"

Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделением из нее одного предмета, учить понимать слова много, один....

Дидактическая игра на формирование математических представлений во второй младшей группе

Цель. Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов, устанавливать отношения между понятиями «один», «много», «мало»; употреблять слова много, один, по о...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию математических представлений в первой младшей группе. Тема: «Сварим вкусный компот»

Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе...

Конспект занятия по формированию математических представлений во второй младшей группе « Веселое путешествие».

- Формировать представления о свойствах величины ( высокий- низкий, большой- маленький, самая короткая, длинная и самая длинная.)-Различать и находить много предметов и один;-...

Конспект занятия по формированию математических представлений в первой младшей группе «В гостях у Зайки и Белочки»

Конспект занятия по формированию математических представлений в первой младшей группе «В гостях у Зайки и Белочки» Цель: Развивать представления у детей о геометрических фигурах ...