Акалькулия и дискалькулия
статья по математике на тему

Паршенкова Светлана Юрьевна

Неспособность правильно производить расчеты может серьезно осложнить жизнь человека и препятствовать его карьере.  Умение считать – это фундаментальный навык, без которого невозможно в полной мере получать образование и в дальнейшем – овладевать профессией. Понятия «акалькулия» и «дискалькулия» подразумевают нарушения счетных операций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akalkuliya_i_diskalkuliya.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Неспособность правильно производить расчеты может серьезно осложнить жизнь человека и препятствовать его карьере. Умение считать – это фундаментальный навык, без которого невозможно в полной мере получать образование и в дальнейшем – овладевать профессией. Анализ мирового опыта позволяет выделить важнейшие тенденции – понимание необходимости математического образования для всех школьников, стремление включить общеобразовательные курсы математики в учебные планы на всех ступенях обучения и глубокая дифференциация математической подготовки. Трудности в овладении математикой на начальном уровне обучения в школе наблюдаются как у детей с сохранным психическим развитием, так и у детей с различными видами нарушений развития. Понятия «акалькулия» и «дискалькулия» подразумевают нарушения счетных операций. По имеющимся на сегодняшний день оценкам, дискалькулией страдают примерно 5–8 % детей (Рональд Д. Дейвис).       Существенная роль в организации процесса счета принадлежит теменным и теменно-затылочным отделам коры левого полушария. При поражении этих зон мозга возникают нарушения восприятия пространственных отношений и ориентировки в пространстве .

1. Понятие акалькулии и дискалькулии.

Нарушение счетных операций определяется терминами

«акалькулия» и «дискалькулия». При этом расстройства счета у детей с

локальными поражениями мозга – акалькулия, а нарушения в овладении

счетными операциями у детей – дискалькулия .

Понятие «дискалькулия» является составной частью понятия

«акалькулия». А.Р. Лурия указывает на то, что большинство людей,

страдающих акалькулией – владеют простым порядковым счетом,

операцией пересчитывания и соотнесением предметных множеств, но они

не понимают принципа разрядности, не оперируют обобщенными

количествами. Основными нарушениями при акалькулии являются: распад

понятия о числе, нарушения в осознании разрядного строения числа, в

осознании значения арифметических знаков, «выпадение» числа из

сложной системы десятичного счисления. Исследования А.Р. Лурия,

С.С. Мнухина, Л.С. Цветковой и других ученых свидетельствуют о том,

что результаты не сличаются акалькуликами с исходными данными,

ошибки не замечаются и не исправляются, и вся деятельность при решении

арифметической задачи приобретает бесконтрольный хаотический

характер .

Дискалькулия у детей представляет собой специфическое, сложное и

стойкое нарушение в овладении счетными операциями, которое

отрицательно влияет на школьную адаптацию ребенка, формирование его

личности, а в целом на формировании культуры познания математики .

Изучение дискалькулии позволило выделить симптоматические

признаки данного нарушения. К ним относятся: недостаточное овладение

математическим словарем; неправильное называние чисел; неточное

представление о графической структуре цифр; механическое

воспроизведение порядка следования чисел; недостаточное знание состава

числа; трудности усвоения правил образования числа; трудности

установления отношения числа к его соседям; несформированность

количественных отношений чисел; элементарный способ выполнения

арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние

действия, используют «ручной» способ выполнения); мыслительные

операции носят преимущественно конкретный характер .

2. Классификация дискалькулии.

Существуют различные классификации дискалькулии.

Л. Косч выделяет следующие виды дискалькулии .

Вербальная  дискалькулия  проявляется в нарушении словесного

обозначения математических понятий. При вербальной дискалькулии

вычислительные операции могут успешно выполняться, но при этом

ребенок неспособен называть числа, символы, количества, понятия. При

вербальной  дискалькулии  простая задача пересчета недоступна. Для

профилактики вербальной дискалькулии  значимыми являются:

формирование математических представлений и их закрепление в речи;

формирование понимания слов, обозначающих математические понятия;

умение пользоваться математической терминологией.

Работа по предупреждению вербальной дискалькулии включает также формирование пространственного восприятия: развитие зрительной и слуховой памяти; овладение лексико-грамматическим строем речи; развитие слухового восприятия; формирование восприятия цвета, формы, величины,

количественных представлений .

Практогностическая (или апраксическая) дискалькулия проявляется

в расстройствах системы счисления конкретных и наглядных предметов

или их символов. При практоностической  дискалькулии дети неспособны

пересчитать объекты или разделить их на группы по форме, размеру,

пространственным характеристикам. Для профилактики и коррекции

практоностической  дискалькулии  значимыми являются: формирование

представлений об образе предмета и его символическом изображении;

формирование счетных навыков; словесное обозначение системы

счисления; понимание последовательности счета; называние итога счета и

соотнесение его с количеством пальцев; развитие зрительно-

пространственного восприятия, развитие моторики и зрительно-

двигательной координации; развитие зрительной и слуховой памяти и

лексико-грамматического строя речи .

Дислексическая  дискалькулия  проявляется в нарушении чтения

математических знаков, словесном обозначении математических понятий,

в нарушении восприятия цвета, формы, величины, количества,

пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти. Для

профилактики дислексической  дискалькулии значимым является:

формирование зрительного образа математических знаков, геометрических

фигур; развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных

представлений, представлений об образе цифр и математических знаков;

развитие зрительной и слуховой памяти; развитие аналитико-

синтетической деятельности, понимание математической терминологии.

Одним из основных методов по профилактике дислексической

дискалькулии является моделирование, представляющее собой

конструирование модели и использование ее для формирования

представлений и свойств объектов в структуре их взаимоотношений. Для

этого детям  предлагаются предметные модели (конструирование из

реальных предметов), предметно-схематические модели (конструкции из

предметов-заместителей),  графические модели (рисунки, знаки и т.д.).

основной задачей является формирование и развитие зрительного  гнозиса.

К рекомендуемым заданиям относятся: узнавание перечеркнутых

изображений предметов, выделение и узнавание контурных изображений,

наложенных друг на друга, узнавание недорисованных контурных

изображений .

Графическая  дискалькулия проявляется в нарушении записи

математических знаков или символов и правильного воспроизведения

геометрических фигур. Также для графической дискалькулии характерна

неспособность ребенка соотнести предъявляемую цифру с ее графическим

символом. Для профилактики графической дискалькулии  значимым

является: развитие ручной моторики; ориентировка в пространстве на

плоскости; развитие слухо-зрительно-двигательной координации;

формирование представлений об образе предмета и его символического

изображения; развитие зрительного восприятия; понимание

математической терминологии; формирование аналитико-синтетической

деятельности; развитие зрительной и слуховой памяти .

Операциональная  дискалькулия связана с неумением выполнять

математические операции. При операциональной  дискалькулии  найденные

решения математических задач являются ошибочными либо, если решения

правильны, являются случайными. Логика выполнения задач при

операциональной  дискалькулии труднодоступна. Для профилактики

операциональной  дискалькулии  значимым является: формирование

счетной деятельности, умения выполнять действия сложения и вычитания;

понимание математической терминологии; развитие слухового и

зрительного восприятия; умение пользоваться символикой, развитие

аналитико-синтетической деятельности; развитие лексико-

грамматического строя речи; развитие зрительной и слуховой памяти.

Выделение тех или иных видов дискалькулии относительно, так как

в большинстве случаев ее механизмы и симптоматика носят сложный

характер и обусловлены не одним, а несколькими патогенетическими

факторами. У детей чаще всего проявляются симптомы различных видов

дискалькулии.

Для выбора наиболее эффективной коррекционной работы по

профилактике и коррекции дискалькулии необходимо выявление и

понимание механизмов, симптомов дискалькулии, вызывающих у детей

трудности в овладении математическими умениями, знаниями и навыками.

Заключение

 Итак, дискалькулия (лат. dis — отделение, calculia — счёт) — недоразвитие способностей к вычислительным операциям, патологическая затрудненность при выполнении вычислительных операций. Частота встречаемости дискалькулии в школьной популяции составляет примерно 5%. Дискалькулия встречается одинаково часто среди представителей обоих полов.

Выделяется два основных типа неспособности  к вычислениям в зависимости  от степени недоразвития и возраста, в котором она проявилась: акалькулия  и  дискалькулия.

Под акалькулией обычно понимаются трудности, приобретенные во взрослом возрасте человеком, который ранее не испытывал никаких трудностей при выполнении вычислительных операций и который сохраняет общие умственные способности.

Под дискалькулией обычно понимается специфическая форма неспособности к обучению, а именно неспособность к математике, являющаяся характеристикой развития ребенка. В этиологии дискалькулии важная роль принадлежит нарушению функционирования систем головного мозга (преимущественно левого полушария), результатом которого является недоразвитие вычислительных способностей.

Коррекционная работа с детьми при  дискалькулии предполагает совместное участие специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога, психотерапевта и др. В комплекс диагностических  мероприятий необходимо включить обследование с применением нейропсихологического  тестирования в начале и в конце  коррекционных мероприятий. Сюда входят исследования импрессивной речи, экспрессивной  речи, гнозиса, праксиса, функций чтения, письма, счета, памяти, конструктивно- пространственной деятельности, интеллекта (по детской методике Векслера) и  др. Решающее значение в коррекции  дискалькулии у данного контингента  детей играет проведение специального комплекса занятий, направленных на устранение определенных нарушений  высших функций и зрительно- пространственного  гнозиса. Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности определенных мозговых структур.

Список литературы:

1.Архипова С.В. Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта М.,  - 2006

2.Баряева Л.Б Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью . МЦНИП, Киров, -2013.

3.Баряева Л.Б.. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития.  М., - 2005.

4.Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования.– М., 2003

5.Вид В.Д., Попов Ю.В.. Клиническая психиатрия. – СПб:Медицина, 2000.

6.Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. К вопросу формирования начальных математических понятий. – Доклады АПН РСФСР, 1960, № 1-6.

 7.Лалаева Р. И. , Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. – СПб. : «Союз» , 2005

 8.Лурия А.Р. Высшие корковые функции у человека и их нарушения

при локалных поражениях мозга. М., 1962.

 9.Степкова О. В. , Яковлев С. Б. «Дискалькулия: вопросы этиологии и механизмов» ж. Логопед в детском саду № 3(18), 2007

10.Томме Л.Е. Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2008

11.Цветкова Л.С. Нарушение и восстановление счета при локальных

поражениях мозга - М.: Издательство Московского психолого-социального

института, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискалькулия у детей с ОНР

   В сентябре каждого нового учебного года в детских садах формируются группы для детей с нарушениями речи. В настоящее время большинство воспитанников таких групп им...

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.        В работе...

Виды работ по профилактике дискалькулии

Проведение занятитий с детьми старшей группы по вырабатыванию у них точного представления о графической структуре цифр, умение определять места числа в ряду натуральных чисел. Установление отношения ч...

Дискалькулия как специфическое нарушение счета

В статье представлены теоретические сведения о дискалькулии, исторический обзор, этиология, симптоматика, классификации. Среди нарушений в овладении счетной деятельностью выделяются дискалькулии ...

Профилактика и коррекция дискалькулии у детей дошкольного возраста.

           Сейчас очень часто у детей младшего возраста наблюдаются различные заболевания психологического характера. Главное вовремя распознать недуг и оказать со...

РАЗВИВАЮЩИЙ ТРЕНАЖЁР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У ДЕТЕЙ С ОНР

Из опыта  работы учителя -логопеда по развитию лексико-грамматического  строя  языка .Пособие для  педагогов  и родителей....