конспект НОД по познавательному развитию "Сказочное путешествие по стране Времени»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Зайкова Жанна Львовна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе общеразвивающей направленности на тему:  «Сказочное путешествие по  стране Времени» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_pozn.razv_._st.gr_.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26 «Теремок»

662200 г. Назарово Красноярского края

Конспект

непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию

(формирование элементарных математических представлений) в старшей группе общеразвивающей направленности на тему:

 «Сказочное путешествие по  стране Времени»

Разработала: Зайкова Жанна Львовна  

                                                             воспитатель  первой квалификационной        

                                                             категории

                                                             

         

Назарово 2018 г.

Цель: формирование у детей представления о времени: его периодичности, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с часами жителей страны Времени: Старика годовика; Сестер Времен года, Братьев Месяцев, Дней недели, Частей Суток;

- закрепить представление детей о времени: его периодичности, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;

- закрепить знания детей о составных частях суток.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к математике;

- развивать интерес к временным представлениям;

- формировать представления о целостном восприятии календарного года, времен года;

- развивать внимание, память, умение анализировать;

- развивать устную речь, обогащать словарный запас;

- развивать  способности к самоанализу, умения делать умозаключения.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающему миру, желание познавать его;

- воспитывать дисциплинированность, организованность, коллективизм.

Предполагаемые  результаты:

Дети получат четкое представление о такой величине, как время (о часах года, временах года, месяцах, о днях недели, сутках).

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» - развивать умение договариваться между собой, слушать и слышать друг друга, уступать; «Речевое развитие» - учить говорить грамматически правильными предложениями; «Познавательное развитие» - закрепить умение детей наблюдать за изменениями в природе, замечать природные явления, присущие тому или иному времени года, «Художественно-эстетическое» - учить рисовать, правильно подбирая цвета.

Предварительная работа:

  • Чтение детям сказки «Старик-годовик».
  • Обыгрывание ситуаций о временах года, частях суток, месяцах для более легкого восприятия детьми данного материала.
  • Чтение сказок, стихотворений, загадывание  загадок  о природе.
  • Наблюдения на прогулке за изменениями в природе.
  • Рисование, аппликация, лепка по результатам наблюдений.  
  •   Дидактические и настольные игры по математике.

Материалы и оборудование:

  • Модели разных часов: старика Годовика, Сестер Времен года, Братьев Месяцев, Дней недели, Частей Суток.
  • Изображения: Старика-годовика, гномика Тик-Так, Братьев Месяцев, Времен года, дней Недели.
  • Колпачки на каждого ребенка.
  • Альбомные листы, краски, кисточки, баночки с водой.
  • Большие мягкие модули для создания ворот в Волшебную страну Времени.
  • Большие часы с циферблатом и двумя стрелками на воротах в Волшебную страну Времени; маленькие часы гномика Тик-Так.
  • Красный дворец Старика-годовика; сияющий белый в серебряных блестках дворец Зимы; изумрудный дворец Весны; сияющий красный дворец Лета; золотой дворец Осени; Дом гномика Тик-Так; домик Дней недели.

Методические приемы:

  • Наглядные: модели часов; пример действий взрослого.
  • Словесные: художественное слово; загадки; объяснение педагога; вопросы  к детям.
  • Практические: физминутка «Гномики», пальчиковая гимнастика «Дни недели», рисование радуги.

Использованные технологии:

  • Познавательно – исследовательская.
  • Игровая: дидактическая познавательная игра лото «Времена года».
  • Социо-игровые подходы.
  • Здоровьесберегающая: физминутка «Гномики», пальчиковая гимнастика «Дни недели».

Взаимодействие с родителями:

Консультация для родителей «Зачем детям математика?», изготовление дидактических игр по математике своими руками.

Ход  занятия:

Раздается стук в дверь.

         Воспитатель:

      - Кто там? Ребята, кто это?  Как тебя зовут. А зачем ты к нам пришел?

        - Гномик Тик-Так приглашает нас в страну Времени. На приглашении он указал число, месяц и день недели. Какое сегодня число? День? Месяц?

- Этот день уже наступил и мы с вами отправляемся в гости.

«Тик-так, тик-так, в гости мы шагаем так».

- Вот мы и подошли к воротам страны Времени. На воротах висят знакомые вам часы с циферблатом, расположенными по кругу и двумя стрелками.

- Что обозначают стрелки на этих часах? (Большая стрелка показывает минуты, маленькая часы). Вот по этим часам определяют время все жители этой страны.

- Кто может сказать, какое время показывают часы? (Ответы детей).

- Вот по таким часам и мы с вами живём. Но у жителей страны Времени есть свои особенные часы.

- Что это за жители? Какие у них часы? Вот мы сейчас и познакомимся.

«Стрелки – стрелки, покружитесь и ворота отворитесь».

Воспитатель подводит детей к первому дворцу.

- А вот и первый житель. В красном модном доме живёт старик – Годовик (Показывает). На кого он похож? (Ответы детей). Да его ещё называют Дед Мороз. На стене его дворца висят большие часы с одной стрелкой. Весь год он собирает подарки детям и когда стрелка пройдёт полный круг (Показывает детям движение стрелки) и остановится на ёлочке, он кладёт свои подарки в сани и отправляется к детям на праздник – встречать новый год.

- Что же обозначают часы Старика Годовика - Деда Мороза? (Что прошёл целый год. Часы – годовики).

- Неподалёку от дома Старика Годовика стоят ещё четыре сияющих дворца.

Здесь живут сёстры.

Догадались, как их зовут?

Белый, весь в алмазных и серебряных блесках дворец волшебницы Зимы.

В изумрудном дворце, расписанном цветами, живёт красавица Весна.

В красном дворце живёт доброе, тёплое Лето.

А дворец сверкающий золотом – это дом Осени.

В каждом дворце есть часы, разделённые на четыре части.

И когда стрелка показывает белый цвет – наступает что? (Зима). Стрелка движется дальше и показывает на зелёный цвет – наступает что? (Весна). Дальше стрелка движется и наступает – Что? (Лето). А после лета наступает Осень. Какое у нас сейчас время года?

- Сестрицы приготовили для вас задание: с помощью игры лото, вы должны правильно определить признаки, которые характеризуют то или иное время года.

Дидактическая познавательная игра лото «Времена года».

- Дети, каких вы знаете помощников времён года? (Это месяцы)

- Какие вы знаете месяца осени? (Сентябрь, октябрь, ноябрь). А какие месяца у зимы? (Декабрь, январь, февраль) и т. д.

- Дети, кто это нам машет рукой? Да, это гномик Тик-Так. Давайте пройдём в гости к его дворцу.

- А у него в домике висят вот такие маленькие часики.

По ним он узнаёт, когда наступило утро, день, вечер, ночь.

- Посмотрите на эти часы, (Воспитатель передвигает стрелку на утро) что наступает? (Утро). – Что мы делаем утром? (Ответы детей). А если мы передвинем стрелку сюда, что наступает? (День). Что мы делаем днём. И т. д.

- Дети пройдёт и утро, и день, и вечер, и ночь. Как это можно назвать одним словом? (Прошли сутки).

- Что быстрее пройдут сутки или зима? (СуткиПочему?).

- Год или весна? (Ответы детей).

Гномик приготовил нам колпачки, давайте наденем их и тоже превратимся в гномиков. 

Физминутка «Гномики»:

- Вставайте в круг.

«Колокольчики звенят

Гномики играть хотят

Хлопают в ладошки,

Поднимают ножки.

Солнышко поймать хотим

И соседям раздадим.

И на травку мы посмотрим

Всё увидеть норовим

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли гномики гулять

И попрыгали немножко,

А потом собрались спать.

Станем вместе в хоровод.

Пляшет маленький народ.

Танцевать, танцевать, мы готовы целый год (Дети выполняют движения согласно тексту).

(Переходим к другому дому).

Воспитатель:

Вот стоит красивый дом

И живёт неделя в нём,

Дней в неделе ровно семь –

Знать об этом надо всем!

Братья Гномы здесь живут,

Дружно песенки поют –

И рассказывая сказки

Каждый день меняют краски.

Что это за братья? (Дни недели).

Воспитатель:

- А теперь найдите себе дружочка и покажите ему свои пальчики (работа в парах).

Пальчиковая гимнастика «Дни  недели»:

- Изучаем дни недели (Хлопаем в ладоши),

Их известно ровно семь (Демонстрируем 5 пальцев одной руки и 2 - другой),

Пять рабочих, два других (5 пальцев одной руки сжимаем-разжимаем, затем 2 пальца другой руки),

Начинаем называть (Пальцы обоих рук разгибаются и загибаются),

Станем пальцы разгибать (Пальчики обеих рук в кулачках),

Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница (На каждый день недели, разгибаем пальцы одной руки),

Суббота, Воскресенье дни для отдыха веселья (Разгибаем 2 пальца другой руки).

- Давайте еще раз назовем все дни недели по порядку (Понедельник, вторник, среда, четверг, и т. д.)

- Часы гномиков разделены на семь частей и стрелка на них движется быстрее, чем у времени года и медленнее, чем у гномов Тик – так.

- А какие же краски они меняют?

- Говорить мы не будем, а нарисуем радугу – дугу по дням недели.

Воспитатель:

- А теперь поделитесь на команды (работа в группах выбирают рисующих разными цветами, остальные - наблюдатели).

(Рисуют в сопровождении чтения стихов и движения стрелки по часам недели).

- Вот стоит красивый дом,

И живёт неделя в нём.

Дней в неделе ровно семь

Знать об этом надо всем!

Братья гномы здесь живут,

Дружно песенки поют

И рассказывая сказки,

Каждый день меняют краски.

Понедельник первый гном

В красный цвет покрасил дом.

А во вторник стало вдруг

Всё оранжевым вокруг.

Жёлтым всё покрасил в среду

Самый средний крошка-гном,

Жёлтый, как цыплёнок он.

Гном Четверг – зелёный весь,

В пятницу стал дом другим –

Словно небо, голубым.

А шестой был гном – Суббота.

Синий цвет – его работа.

В воскресенье гномы

Отдыхали дома;

Фиолетовая краска

Им рассказывала сказки.

Вот неделя пролетела

Свою песенку пропела

Радугу – дугу цветную

Я теперь сижу, рисую.

(Рисунки каждой команды  рассматриваем  все вместе и оставляем гному Тик - Так)

- Дети для чего нам нужны часы? (Ответы детей)

- Для чего нам необходимо знать точное время? (Ответы детей)

- Все жители страны очень ценят и берегут время, всегда идут друг за другом и никогда не опаздывают и не забегают вперёд. И нам с вами нужно беречь время и делать всё по времени, не опаздывать.

- Наше путешествие закончилось. Давайте подойдём к воротам.

«Стрелки, стрелки покружитесь

И ворота затворитесь».

Итог занятия:

- Что и кто  вам больше всего понравились на занятии?

- Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Музыкальное путешествие по временам года"

Пояснительная запискаЗанятие художественно-эстетической направленности, образовательная область «Художественно эстетическое развитие» составлено в соответствии с ПООП  «Детство» под редакцией Баб...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие во времени"

Воспитанники знакомятся с историей возникновения родного города Новокузнецка. Конкретизируют и закрепляют имеющиеся представления и знания о современном городе....

Конспект занятия для подготовительной группы. Путешествие по временам года.

Конспект занятия для подготовительной группы. Путешествие по временам года....

Конспект ООД по познавательному развитию " Путешествие в страну потерянного времени"

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию " Путешествие в страну потерянного времени"...

Конспект ООД по познавательному развитию "Путешествие Зайчонка по временам года" для детей второй группы раннего возраста

Расширять и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе, развивать словарный запас....

Познавательный проект «Путешествие по временам года» для детей 2-3 лет

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания – это начальная ступень непрерывного и всеобщего экологического образования. Результат этой деятельности обеспечивает хорошую базу для ...