Конспект НОД "Задания царя Елисея"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Тихонова Алена Петровна

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_femp.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  №25  «РОМАШКА»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности  по ФЭМП                                           Тема «Задания царя Елисея»

                                                            в старшей группе

                                                                                   Составила: Тихонова Алена Петровна,

                                                                                   воспитатель дошкольных групп

                                                  г. Нефтеюганск 2017 г.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

Тема: «Задания царя Елисея».

Цель: развитие математических способностей воспитанников.

Задачи:

развивающие

- развивать слуховое внимание;

- развивать пространственную ориентацию;

- развивать логическое мышление; тренировать мыслительные операции   сравнение и синтез;

образовательные

- учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8;

- упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 7 по образцу и на слух;

- упражнять в составлении предметов из 5-8  частей;

- совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперёд, назад, направо, налево;

– формировать умение анализировать и адекватно оценивать свои действия;  

воспитательные

- воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам, желание им помочь.

- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая,  коммуникативная, двигательная.
Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы: игровой – игровая мотивация, дидактические игры; наглядный – презентация, демонстрация способа действия (образование числа 8); словесный – беседа, вопросы к детям, объяснение, указание, инструкция, художественное слово (авторское стихотворение), рассказ воспитателя, поощрение, рефлексия; практический  – физминутка, работа в парах, упражнения.

Материал и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация; демонстрационный материал: бубен, фланелеграф, наборы кругов и квадратов (по 8 фигур); свиток с указом царя;

раздаточный материал: двухполостные полоски, наборы кругов и квадратов на каждого ребёнка, конверты с разрезными фигурами на каждого ребёнка.
 

Предварительная работа:                                                                                                                            

- дидактические игры «Разрезные картинки», «Кто где стоит»

- счет и отсчёт предметов в пределах 7,

- дидактическое упражнение «Что где?»

Ход НОД:

1.Вводная часть

Организационный момент

Воспитатель: - Ребята, вы любите чудеса?

Дети: - Да.

Воспитатель: - И я люблю. Беритесь за руки, мы отправляемся навстречу чудесам.

Вот так  чудо-чудеса:

Ходит по лесу изба,

Злату счёт Кощей ведёт,

Ну а царь-то Елисей

Дочку замуж выдаёт.

Во время стихотворения воспитатель и дети змейкой идут по группе, останавливаются перед интерактивной доской.

Игровая мотивация. Постановка проблемы.

Презентация. Слайд 1

Воспитатель:

-Услышал Иванушка, что в сказочном царстве-государстве царь Елисей выдаёт свою дочь Василису Прекрасную замуж. Да не просто так отдаёт, а только тому, кто выполнит его сложные задания. Подумал-подумал Иванушка и решил счастья попытать.

Презентация. Слайд 2

Приоделся-принарядился, собрался в путь-дорогу, да только друг его верный Серый волк куда-то пропал-сгинул. А дорога впереди нелёгкая, испытания ожидают серьёзные. Запечалился Иванушка: как одному в путь отправиться? Ребята, что делать, как быть?

Дети: - Помочь Иванушке.  Вместе с ним пойти.

Воспитатель: - Вы хотите? А вы сможете?

Дети: - Да.

2. Основная часть

Актуализация знаний  

Презентация. Слайд 3

Воспитатель: - Идёт Иван через лес, а навстречу ему волшебный куб катится. Это и есть первое задание царя Елисея. Готовы его выполнить?

Дети: - Готовы.

Воспитатель: - Тогда рассаживайтесь за столы. А задание царя такое: отсчитать на карточке столько фигур, сколько кругов выпадет на волшебном кубе. Вспомните,  в каком направлении мы выкладываем предметы.

Дети: - Слева направо.

Игровое упражнение «Отсчитай столько же»

Воспитатель предлагает одному из детей нажать на куб на экране. (Презентация. Слайд 4) По щелчку воспитателя кубик начинает катиться и останавливается на числе 3. (Презентация. Слайд 5)

Воспитатель предлагает детям отсчитать столько же кругов на карточке.

Работа с раздаточным материалом

Воспитатель: - Сколько кругов вы отсчитали? Даша, сколько кругов ты отсчитала? Кирилл, сколько кругов ты отсчитал?

Дети: - Три.

Воспитатель: - Почему вы отсчитали столько кругов?

Дети: - Потому что на кубике выпало 3 круга.

 Воспитатель предлагает ещё  одному воспитаннику нажать на куб на экране. (Презентация. Слайд 6) По щелчку воспитателя кубик начинает катиться и останавливается на числе 5. (Презентация. Слайд 7)

Воспитатель предлагает детям отсчитать столько же квадратов  на карточке. Дети выполняют задание. Воспитатель обращает внимание на осанку детей, следит за правильностью выполнения задания, проводит индивидуальную работу.

Воспитатель: - Сколько квадратов вы отсчитали? Маша, сколько квадратов ты отсчитала? Лёня, сколько кругов ты отсчитал?

Дети: - Пять.

Воспитатель: - Почему вы отсчитали столько квадратов?

Дети: - Потому что на кубике выпало 5 кругов.

Воспитатель: - Отправился Иван дальше, а навстречу ему – волшебный бубен, второе задание царя Елисея. (Презентация. Слайд 8). Это испытание ещё труднее: отсчитать на  карточке столько фигур, сколько звуков вы услышите. Считать звуки необходимо с закрытыми глазами.

Игровое упражнение «Отсчитай столько же»

Дети закрывают глаза. Педагог бьёт в бубен 6 раз и предлагает воспитанникам на верхней полоске карточки отсчитать столько квадратов, сколько звуков бубна они услышат.

Воспитатель: - Тимофей, сколько квадратов ты отсчитал? Ляйсан, сколько квадратов ты отсчитала? Слава, сколько квадратов ты отсчитал?

Дети: - Шесть.

Воспитатель: - Почему вы отсчитали столько квадратов?

Дети: - Потому что звуков бубна было шесть.

Дети снова закрывают глаза. Педагог бьёт в бубен 7 раз и предлагает воспитанникам на нижней полоске карточки отсчитать столько кругов, сколько звуков бубна они услышат. Дети выполняют задание.

Воспитатель: - Каким числом можно обозначить количество кругов?

Дети: - Семь.

Воспитатель: - Какое число больше: семь или шесть? Илья, как ты считаешь? А ты, Лиза?

Дети: - Семь.

Воспитатель: - Какое число меньше: шесть или семь? Вика, как ты думаешь? А как думает Арсений?

Дети: - Шесть.

Воспитатель: - Как сделать так, чтобы фигур стало поровну – по семь?

Дети: - Добавить один квадрат. Убрать один круг.

Педагог предлагает уравнять фигуры любым способом. Дети устанавливают равенство и обосновывают свои действия.

3. Предъявление нового материала (открытие нового)

Воспитатель: (Презентация. Слайд 9)

- Спешит Иванушка к Василисе Прекрасной, а навстречу ему Змей Горыныч летит, следующее задание несёт.

Работа с демонстрационным материалом

Педагог выставляет  фланелеграф, обращает внимание детей на квадраты и круги, расположенные на фланелеграфе в два ряда.

Воспитатель: - Что можно сказать о количестве кругов и квадратов?

Дети: - Их поровну, по семь, одинаковое количество.

Воспитатель добавляет ещё один квадрат. Предлагает детям сосчитать фигуры хором и индивидуально.

Воспитатель: - Сколько квадратов? Какое число получили?

Дети: - Восемь.

Воспитатель: - Как получили число восемь?

Дети: - К семи квадратам добавили ещё один.

Воспитатель: - Какое число больше: восемь или семь?

Дети: - Восемь.

Воспитатель: - Какое число меньше: семь или восемь?

Дети: - Семь.

Воспитатель: - Как сделать так, чтобы фигур стало поровну – по восемь?

Дети: - Добавить ещё один круг.

Воспитатель: - Верно!

4. Включение нового знания в систему знаний.

Аналогичная работа проводится на раздаточном материале: воспитанники уравнивают группы предметов разными способами и объясняют свои действия.

Работа с раздаточным материалом

Воспитатель обращает внимание на интерактивную доску  (Презентация. Слайд 10)

Воспитатель: - Пора Ивану идти дальше, да Змей Горыныч не пускает, просит с ним поиграть.

Физминутка

Любопытный Змей Горыныч

Любопытный Змей Горыныч     (Дети поднимают и опускают плечи )

Смотрит влево,                            (Поворачивают корпус влево)

Смотрит вправо,                          (Поворачивают корпус вправо) 

Смотрит вверх,                             (Поднимают голову вверх)

Смотрит вниз,                               (Опускают голову)

Чуть присел на карниз,                (Делают полуприседания)

А с него свалился вниз.               (Резко приседают)

5. Игровая деятельность

Воспитатель: - Улетел Змей Горыныч (Презентация. Слайд 11). А Ивана ждёт последнее задание царя, которое называется «Правильно пойдёшь – клад найдёшь». ( Педагог вызывает пару детей). Арина и Лёня, вы готовы?

2 шага вперёд, 3 шага вправо, 1 шаг вперёд.

Воспитанники в паре  двигаются в указанном направлении.

Остальные дети следят за правильностью выполнения движений.

Если дети правильно выполняют задание, то находят конверт с разрезными геометрическими фигурами.

Игра «Разрезные картинки»

Дети собирают квадраты из 5-8 частей (индивидуально-дифференцированные задания). Педагог ходит между столами, следит за осанкой детей, правильностью выполнения задания, хвалит детей, проводит индивидуальную работу.

Воспитатель: - Не все спрятанные предметы мы отыскали. Кто желает принять участие в поиске клада? (Паре вызвавшихся воспитанников даёт  задание). 3 шага вперёд, 2 шага влево, 2 шага вперёд, 4 шага вправо.  

Воспитанники в паре  двигаются в указанном направлении.

Остальные дети следят за правильностью выполнения движений.

Если дети правильно выполняют задание, то находят свиток с указом царя. На экране появляется сундук с золотом и свитком. (Презентация. Слайд 11).

6. Заключительная часть

Воспитатель: (читает указ) – Царский  указ. Приказываю: дочь мою Василису Прекрасную отдать в жёны Ивану, а также полцарства в придачу. Сыграть свадьбу в 3 дня. Царь Елисей.

(Презентация. Слайд 12)

Рефлексия

Воспитатель: - Ребята, смогли мы помочь Иванушке?

Дети: - Да, смогли.

Воспитатель: - А в чем мы ему помогали?

Дети: - Выполняли сложные задания царя, чтоб Иванушка смог жениться на Василисе. Считали звуки с закрытыми глазами, выкладывали круги и квадраты на полоске. Делали, чтоб фигур стало поровну. Отсчитывали круги, сколько показывал волшебный кубик. Квадраты собирали из частей, со Змеем Горынычем играли. Клад искали.

Воспитатель: - Что нового вы сегодня узнали?

Дети: - Как число восемь получается.

Воспитатель: - Кто сегодня испытывал затруднения? И в чём? Кому сегодня было легко?

Воспитатель: - Где вам пригодятся новые знания?

Дети: - Когда мы будем считать, в школе, можно научить младших брата и сестру.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично поработали! А наша встреча с чудесами закончена, но мы ещё не раз встретимся с ними.

Список используемой литературы и интернет-ресурсов

1. Авторское стихотворение А. П. Тихоновой

2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

3. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной школе группе "В гостях у морского царя"

Закрепить знания об обитателях подводного мира.  Учить анализировать и делать выводы,  устанавливать причинно-следственные связи....

Конспект совместной деятельности "Загадки Царя - Кашевара" (лексическая тема "Продукты питания" подготовительная к школе группа)

Совместная деятельность воспитателя с детьми по лексической теме "Продукты питания". Дети вместе с воспитателем уточняют и обобщают знания  о крупяных изделиях их пользе для здоровья, уточня...

Конспект занятия по сенсорному воспитанию «В царстве царя Разноцвета»2-я младшая группа.

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ: Развитие представлений о разновидностях эталонов цвета в процессе сопоставления оттенков цвета с эталоном. Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с ...

Конспект занятия по сенсорному воспитанию «В царстве царя Разноцвета»

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ: Развитие представлений о разновидностях эталонов цвета в процессе сопоставления оттенков цвета с эталоном. Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с ...

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане.»

Учить детей вычленять звуки Р,  РЬ в речевом потоке;в слоговых сочетаниях,словах,предложениях, стихах.Произносить звуки р, рь на слух. Закрепить умение детей делить слова на части со звукам...

Презентация: Герои ВОВ Елисеев Иван Афанасьевич

В этой презентации выложены воспоминания о военных действиях и боевой путь прадеда моего сына. Все воспоминания были написаны собственноручно Иваном Афанасьевичем. А я создала презентацию, чтобы подел...

Открытое интегрированное занятие «Прогулка с котом Елисеем» в старшей группе детского сада

Технологическая карта, презентация, задания к открытому интегрированному занятию «Прогулка с котом Елисеем» в старшей группе детского сада...