Кружок «Развивай-ка по формированию элементарных математических представлений у детей 5-7 лет»
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему

Петрова И.

Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx40.75 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Развивай-ка по формированию элементарных математических представлений у детей 5-7 лет»


1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Работа кружка   «Развивай - ка»  осуществляется под руководством педагога.   Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года.    Работа проводится 1 раз в неделю 20-25 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.

Программа математического кружка «Развивай-ка» разработана на основе образовательной программы «ДЕТСТВО» Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, а также на основе парциальной  программы «Путешествие в мир математики» Е.М.Фадеева, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• Устав ДОУ.

• ФГОС ДО.

2. Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ

Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

Задачи:

  • развитие логического мышления и творческих способностей.
  • развитие математических способностей .
  • развитие личностных качеств
  • развитие навыков самоконтроля и самооценки.
  • обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору  приемов и средств, проверке правильности решения.
  • овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)

Основными принципами программы математического кружка являются:

  • умственного развития дошкольника.
  • индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления             индивидуальности как ребенка, так и педагога;
  • индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные   математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
  • гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

 

Формы организации кружка:

  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Игры, конкурсы

Методы:

  • Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
  • Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
  • Показ мультимедийных материалов

В организации работы использовалась   программа «Путешествие в мир математики» Е.М.Фадеева. Особое внимание уделялось развитию логического мышления.

Работа распределяется по разделам:

  • Количество и счет,
  • Ознакомление с геометрическими фигурами,
  • Определение величины.
  • Ориентировка во времени и в пространстве.
  • Решение логических задач.

День проведения кружка - четверг

Время- 15.20

Продолжительность -25-30 мин.

4.Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В этой фазе, т.е. в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.

5.Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 2 года.

6.Преемственность.

Программа кружка предполагает:

  • Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.
  • Формирование личности ребёнка.
  • Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.

КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА: В качестве контроля в конце каждого месяца работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа   строится исходя из основных задач каждого этапа.

Первый год обучения (старшая группа).

Особенности детей.

Интенсивно начинают развиваться память, воображение, мышление, речь, восприятие и т.д. К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению. Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация. В данном возрасте активно развиваются все психические процессы, свойства и состояния (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления  (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной  ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.  

Перспективный  план кружковой работы:

Наименование темы

Количество часов

1.

Количество и счет.

2.

Ознакомление с геометрическими фигурами,

3.

Определение величины.

4.

Ориентировка во времени и в пространстве.

5.

Решение логических задач.

Год обучения

Кол-во занятий

в неделю

Кол-во занятий

в месяц

Кол-во занятий

в год

Продолжи

тельность

занятия

2018-2019

1

4

36

20-25 мин

2019-2020

1

4

36

25-30 мин

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности

взрослых и детей 5-6 лет.

Дата занятия

Тема занятия

Программное содержание

07.09

Мониторинг

14.09

Мониторинг

21.09

«Продолжи закономерность»

Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над.

28.09

«Продолжи закономерность»

Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над.

05.10

«Считай не ошибись!»

Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном  счете

12.10

«Найди предмет такой же формы»,

Цель: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.

19.10

«Четвертый лишний»

Цель: закрепление пространственные отношения: справа, слева.

26.10

«Подбери обувь»

Цель: сравнение предметов по всем показаниям величины

02.11

«Третий лишний»

Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов

09.11

«Сколько геометрических фигур?»

Цель: закрепление названий геометрических фигур, знания их особенностей

16.11

«Лабиринт. Дорисуй картинку».

Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать.

23.11

«Лабиринт. Дорисуй картинку».

Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать.

30.11

«Дорисуй и раскрась»

Цель: закрепить отношение: часть - целое.

07.12

«Разложи лекарства»

Цель: закреплять  порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи

14.12

«Самый внимательный . Выложи по образцу» .                                                                          

Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление

21.12

«Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».

Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность

28.12

«Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».

Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.

18.01

«Разные дома. Забор»

Цель: развивать умение делить предметы на 4 части. Сравнение целого и части.

25.01

«Продолжи закономерность»

Цель: закрепить закономерности

01.02

«Какой домик лишний и почему?»

Цель: закрепить представление о многоугольниках

08.02

«Какой домик лишний и почему?»

Цель: закрепить представление о многоугольниках.

«Укрась коврик»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений.

15.02

«Круглый год»

Цель: закрепление названий месяцев в году.

22.02

«Математическое домино»

Цель: развивать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность.

01.03

«Выбери нужный предмет.

Найди похожие кубики».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление.

08.03

«Поменяй признак»

Цель: закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи.

15.03

«Логические цепочки»

Цель: закрепить представление о числовом отрезке

22.03

«Найди лишний предмет. Закончи рисунок».

Цель: развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

29.03

«Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней»?

Цель: развивать  наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения.

05.04

«Обведи дорожки»

Цель: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.

12.04

«Найди нужную деталь. Построй домик».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание.

19.04

«Составь задачу и запиши»

Цель: развивать умение решать задачи. Закрепить порядковый счет. Повторить изученного материала.

26.04

«Опыты с кольцом и листом Мебиуса»

Цель: познакомить с понятием бесконечность, со свойствами полученных в результате опытов фигур.

03.05

«Что сначала, что потом»

Цель: закрепить временные отношения: раньше - позже

10.05

«Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе».

Цель: упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение  сопоставлять, наблюдательность, внимание.

17.05

«Раскрась так же»

Цель: закрепить сравнение групп предметов по количеству.

24.05

«Путешествие по комнате»

Цель: закрепление понятий вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д.

31.05

Мониторинг

 Планируемые результаты освоения программы.

При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей

5-6 лет:

  • Считает (отсчитывает) в пределах 10.
  •  Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
  • Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
  • Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.
  • Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
  •  Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
  • Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.

.

Второй год обучения 

(подготовительная к школе группа).

Особенности детей 6-7 лет.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми: развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности

взрослых и детей 6-7 лет.

Дата занятия

Тема занятия

Программное содержание

05.09

Мониторинг

12.09

Мониторинг

26.09

«Где находится предмет?»

Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве

03.10

«Посчитай и обозначь цифрой»

Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

10.10

«Раздели на группы»

Цель: развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части.

17.10

«Засели домики»

Цель: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10.

24.10

«Какой по счету?»

Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.

31.10

«Какой по счету?»

Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.

07.11

«Какое число больше?»

Цель: развивать умение сравнивать смежные числа.

14.11

«Найди нужный предмет»

Цель: упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму.

21.11

«Раздели на части»

Цель: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части.

28.11

«Чего больше?»

Цель: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры

05.12

«Больше или меньше?»

Цель: закреплять знания о знаках: “<”, “>”, развивать умение обозначать количество предметов знаками.

12.12

«Мы исследователи»

Цель: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры.

19.12

«Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек».

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.  Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек.

26.12

«Магазин»

Цель: продолжать знакомить с монетами различного достоинства.

09.01

«Создай картину »

Цель: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д.

16.01

«Который час?»

Цель: развивать умение определять время по часам.

23.01

«Двигаемся по команде»

Цель: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога.

Упражнять в воспроизведении движений по названному числу.

30.01

«Что за чем следует?»

Цель: развивать  умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой.

06.02

«Займи свое место»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты.

13.02

«Угадай сколько, если в правой руке… то в левой …»

Цель: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда.

20.02

«Назови слова с противоположным значением»

Цель: закрепление понятий : широко- узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т.д.

27.02

«Измерь»

Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток).

06.03

«Сравни»

Цель: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки< >.

13.03

«Сколько нас без одного?»

Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче.

20.03

«Реши задачу»

Цель: закрепление знания структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки.

27.03

«Найди спрятанную игрушку »

Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. находить спрятанную игрушку.

03.04

«Что за чем следует»

Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели

10.04

«Составь задачу и запиши»

Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =).

17.04

«Опыты с кольцом и листом Мебиуса»

Цель: познакомить со свойствами геометрических фигур полученных в результате их деформации.

24.04

«Разделите на 2 равные группы».

Цель: развивать  умение работать в парах, следить за выполнением задания.

01.05

«Заблудившиеся  цифры» (модель логического древа (две ветки).

Цель: продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа.

08.05

«Запиши при помощи цифр»

Цель: развивать умение составлять числовое  выражение при помощи цифр и знаков.

15.05

Развлечение «Юные математики»

Цель: закрепление изученного материала.

22.05

Мониторинг

Планируемые результаты освоения программы.

При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей 6-7 лет:


- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

  • Знать
    -
    Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
    - Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
    - Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
    - Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
  • Иметь представление
    -
     О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
    - О временных интервалах: временем суток, года.
    - Об определении времени по часам
    - О количественной характеристике числа.


                               Источники:

  • Е.М.Фадеева  «Путешествие в мир математики»
  • Е.В. Колесникова «Программа математические ступеньки»
  • Носова Е.А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002
  • Михайлова З.А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. СПб.: Детство-    ПРЕСС, 2001.
  • Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.
  • Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
  • Помораева  И.А., Позина  В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
  • Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.
  • Новикова В.П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.
  • Зайцев В.В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.
  • Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М.: ГНОМ и Д, 2001.
  • Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. М., 2005.
  • Новикова В.П. « Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М.: Мозаика – Синтез,2006.
  • Помораева  И.А., Позина  В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".Опубликовано 01.12.2012 - 19:53 - Федичкина Ольга Ю...

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

Кружок «Развивай - ка» по формированию элементарных математических представлений у детей 5-7 лет на 2018- 2020 учебный год

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика «Кр...

Дополнительная программа для групповой и индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста "Развивай-ка"

Цель и задачи основной образовательной программы ДОУЦелью программы  является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышле...

Кружок дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений.

- Закреплять представления о величине (длинный-короткий, широкий-низкий, большой-маленький.)-Развитие способности группировать предметы по цвету и величине-Освоение способов измерения с помощью условн...

Рабочая программа кружка «Развивай - ка» по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет

Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными...

ДОПОЛЬНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИВАЙ-КА» по формированию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет на 2022- 2023 учебный год

ДОПОЛЬНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «РАЗВИВАЙ-КА»по формированию элементарных математических представленийу детей 6-7 лет на 2022- 2023 учебный год...