«ИГРАЕМ - РАЗВИВАЕМСЯ» Познавательно-игровой проект по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе.
проект по математике (младшая группа) на тему

Коренева Елена Павловна

Разработка  проекта по формированию элементарных математических представлений  направлена на создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Формировать элементарные математические представления у детей.

Отобрать наиболее эффективные приемы и методы активизации познавательной деятельности с детьми второй младшей группы.

Создать максимально благоприятные условия для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребенка.

Систематизировать подобранный материал для использования в виде практического материала и рекомендаций по их использованию.

Актуальность проекта:

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний. Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, кратность, расчлененность, точность и логичность мысли.

В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и т.д.

Для детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра, через игру намного легче и доступней объяснить ребенку основы математики. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Только в игре ребенок радостно и легко, раскрывает свои способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Для формирования этих навыков я решила реализовать в нашей группе проект «Играем – развиваемся», основанный на применении дидактических игр по формированию элементарных математических способностей в свободной деятельности детей.

          Объект проекта:

Формирование элементарных математических представлений

Предмет проекта:

Дидактическая игра

Цель проекта:

Формирование элементарных математических представлений, по средствам дидактических игр.

Задачи проекта:

Образовательные: 

Развивать умение детей сравнивать совокупности на основе взаимно однозначного соответствия, различать «много», «мало», «один».

Упражнять детей в составлении групп отдельных предметов, учить находить сходство между ними, сравнивать предметы путем наложения и приложения, различать равенство и неравенство (без счета) по количеству предметов.

Развивать умение детей сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.                    

Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами, научить различать и называть: круг, квадрат, треугольник, овал; обследовать фигуры осязательно-зрительным путем, классифицировать по цвету и названию, закреплять умение распознавать изученные геометрические фигуры и находить в их в предметах окружающей обстановки, классифицировать предметы по признаку формы.

Знакомить детей с цифрами 1, 2, 3, учить считать в пределах трех.

Научить ориентироваться в пространстве, развивать умение различать правую и левую стороны.

Закреплять знание цветов и оттенков.

Развивающие:

Развитие сенсорных навыков, зрительного и слухового восприятия, внимания, логического и образного мышления, пространственного представления, произвольного самоконтроля.

Воспитательные:

Формировать любознательность;

Воспитывать интерес к дидактическим играм.

Методы проекта:

Наглядные;

Словесные;

Познавательно-игровые.

Формы организации проекта:

Дидактические игры.

Принципы реализации проекта:

Систематическое и целенаправленное ознакомление детей с дидактическими играми.

Индивидуальный и дифференцированный подход – доступность знаний, учет личностных, возрастных особенностей детей дошкольного возраста, уровень из развития;

Взаимодействие «дети - математика», чем меньше возраст, тем легче развивать социальную компетентность, сформировать устойчивые привычки к математике;

Срок реализации проекта: Среднесрочный, три месяца.

Участники проекта: Воспитатель, дети, родители.

Необходимые материалы: Подборка дидактических игр.

Предполагаемый продукт проекта: Освоение детьми знаний в соответствии с возрастом.

Список литературы:  

Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста»; Детство-Пресс - Москва, 2011.

Ерофеева, Т. И., Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. / Т.И. Ерофеева и др. - М.: Просвещение, 1992.

Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. .

Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред.Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982.

Козлова, В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. / В.А. Козлова. - М.: ТЦ Сфера, 1996.

Водопьянов, Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3.

Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. / А. М. Леушина. - М.: Центрполиграф, 1994.

Интернет источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad

http://www.maam.ru/detskijsad

http://ped-kopilka.ru

http://apruo.ru/doshkolnoe-obrazovanie

План схема по реализации проекта

Этапы и сроки

Основные направления реализации проекта

(мероприятие)

Материалы и средства реализации проекта

I этап - подготовительный

(март)

Изучение методической литературы и интернет источников.

Разработка дидактических игр.

Оформление консультаций, памяток для родителей.

приложение № 1

приложение № 2

II этап - основной

(апрель, май)

Обучение детей дидактическим играм

Организация игровой деятельности детей.

Привлечение родителей к реализации проекта

Подборка дидактических игр.

III этап - заключительный

 (май)

Досуг совместно с родителями

сценарий досуга

Выводы: Особая педагогическая значимость проекта «Играем – развиваемся заключается в следующем: он открывает возможности формирования элементарных математических представлений через дидактическую игру. В ходе проекта дети познакомились с дидактическими играми по формированию элементарных математических представлений, приобрели новые знания, умения, навыки, научились играть в игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.  В период работы над проектом дети обогатили и пополнили словарный запас. В ходе познавательно-игровой деятельности у детей развилось воображение, мышление, появилось желание играть самостоятельно. Родители стали более активно участвовать в создании условий для реализации познавательных способностей у детей, в организации и проведении мероприятий по формированию элементарных математических представлений. Постоянное сотрудничество с родителями поможет полноценно развивать умственные способности детей. Кроме того, проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром.

Проект был интересен всем субъектам сотрудничества: воспитателю, детям и их родителям. Поэтому, в перспективе планируется продолжить проектную деятельность.

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе на тему: «Цирковое представление».

Программное содержание:   • Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).   • Упражнять в ум...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе на тему «Шары на осеннем празднике» с использованием технологии игры

Цели: познакомить с геометрической фигурой круг. Задачи: Образовательные: - развивать память, внимание, моторику, ориентировку в пространстве, чувство формы, пропорций, умение выделять характерные дет...

Конспект по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе по ФГОС по теме: «Мы играем с Неваляшкой»

Цель: закрепить умения детей различать и называть геометрические фигуры и основные признаки предметов: цвет, форму, величину.Программное содержание:Образовательные задачи: 1) закрепить умение раз...

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений во второй младшей  группе...

Познавательно-игровой проект по формированию элементарных математических представлений во вторых младших группах «Три веселых друга»

У детей младшего дошкольного возраста недостаточно сформировано математическое развитие с их возрастными особенностями (знание геометрических фигур, умение сравнивать их и располагать, находить их в о...