Учимся считать.
методическая разработка по математике на тему

Обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо. Дошкольника необходимо учить так, чтобы мир, окружающий его, становился понятней. Родители призваны помочь ему в этом, показать существенные взаимозависимости, учить рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Заметим, что большинство родителей, прежде всего, учат детей считать до 10, 20 и больше. Придется огорчить их. Чаще всего такие знания детей являются бесполезными, потому что ребёнок механически запомнил названия и порядок числительных, т. е. запоминает счет как считалочку. Как правило, при этом у детей отсутствует представление о числах. Давайте разберемся как же следует учить ребёнка считать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uimsya_schitat.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся считать.

Часто слышишь, как ребёнок одобряемый взрослым заявляет, что умеет считать до 10 и даже до 20. Начиная считать, он торопиться, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а ребёнок механически повторяет всё сказанное за ними.

Встает вопрос: Действительно ли ребёнок умеет считать? Конечно, нет. Здесь на лицо механическое запоминание числительных, за которым нет главного понимания.

Обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо. Дошкольника необходимо учить так, чтобы мир, окружающий его, становился понятней.

Родители призваны помочь ему в этом, показать существенные взаимозависимости, учить рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Заметим, что большинство родителей, прежде всего, учат детей считать до 10, 20 и больше. Придется огорчить их. Чаще всего такие знания детей являются бесполезными, потому что ребёнок механически запомнил названия и порядок числительных, т. е. запоминает счет как считалочку. Как правило, при этом у детей отсутствует представление о числах.

Как же следует учить ребёнка считать?

Ещё в младшей группе ребёнок научился определять разное количество предметов словами «один» и «много». Знакомство с каждым новым числом осуществляется на основе сравнения 2-х множеств. Вы ставите два ряда предметов так, чтобы каждый из них находился строго один под другим. Ребёнок, сравнивая количество предметов, без счета определяет, где их больше, а где их меньше. После этого вы называете новое числительное. Зелёных кубиков – 1, а красных кубиков – 2. 2 больше, чем 1, 1 – меньше, чем 2. Таким же способом познакомите ребёнка с числами 3, 4, 5.

Не забывайте: наша цель сформировать у ребёнка к началу школьного обучения понятие о числительных, о натуральном ряде чисел, а не просто научить считать. Для счёта надо брать предметы без отвлекающих деталей, предметы должны быть взаимосвязаны (ёлочки - грибы, (бабочки – цветы). Предметы должны быть знакомы детям: пуговицы, палочки и т. д., (без украшений). Покажите детям, что считать предметы удобнее правой рукой в направлении слева – направо, во время счёта каждое слово – числительное надо соотносить только к одному предмету. Очень важно научить ребёнка понимать, что «три» в данном случае не к названию последнего предмета, а ко всей сосчитанной группе предметов.

Нужно называть предметы, согласуя их наименование с числительным в роде, числе и падеже«Здесь 2 кубика»«Всего 3 яблока»«На карточке 5 грибов». С начало называют числительное потом существительное. Когда ребёнок учиться считать предметы, он может их передвигать рукой. Затем можно перейти к счету без движения рукой – зрительно.

Главное внимание уделяйте действиям детей, тому, как они отвечают на поставленные вами вопросы. Не торопите ребёнка и сами не спешите подсказывать. Пусть ребёнок развивает своё мышление, приучается к самостоятельности.

Покажите детям, что число не зависит от величины предметов (2 взрослых стула и 2 детских стула, 3 больших и 3 маленьких кукол). Дети нередко связывают количество предметов с их пространственным расположением, думают, что если какие – то вещи занимают много места, то их по количеству больше, чем тех, которые занимают мало места. Нужны такие упражнения, когда вы предлагаете ребёнку считать 2 группы предметов, по-разному их расставляйте.

Например: в верхнем ряду 3 ёлочки, далеко расположены друг от друга, а в нижнем ряду 4 грибка – близко расположены. Чего больше грибов или ёлочек? Как это можно узнать? Сосчитать, а можно и по-другому: поставить под каждую ёлочку один грибок и т. д. учите ребёнка отсчитывать или приносить указанное вами количество предметов: отсчитай 3 пуговицы, принести столько же кубиков, сколько я поставила на стол? Принеси столько же пирамидок, сколько ёлок я нарисовала? С удовольствием дети будут считать и звуки: Сколько раз хлопнула в ладоши? Сколько раз стукнула палочкой в барабан? Положи столько кубиков, сколько звуков услышишь? Надо считать вслух – 1, 2, 3.

Игра «Муха». Суть: какой-то предмет, например, муха, ходит по сетке. Сетка – это поле из 9 квадратиков, как в игре «Крестики-нолики». Поместите муху в центр. Пусть она ползёт вниз, вверх, влево, вправо на 1, 2 клетки. Играйте в эту игру столько, пока ребёнок не наиграется. Когда он наигрался, переходите ко второму этапу. Пусть ребёнок смотрит на сетку, но не двигает муху. Действия с мухой он должен производить в уме. Третий этап – поле игры закрывается, и ребёнок должен представлять себе и поле, и муху. Эту игру можно впоследствии усложнять: увеличивать поле, усложнять вариации хода (конём, по диагонали). Играть в «Муху» можно до самой школы.

Игра «Повороты». Начинать играть в эту игру рекомендуется с 4 лет. Осваиваем поворот на 90 градусов. Берём предмет и поворачиваем его 4 раза на 90 градусов. Сначала ребёнок пробует руками, потом – в уме, потом предмет накрываете, и ребёнок представляет в уме и предмет, и повороты.

Игра «Устный счёт». Считаем в уме: плюс один, плюс два и т. д. Её нужно практиковать постоянно, как только ребёнок освоил действие «плюс один».

Совет: не подключайте много игр сразу! Возьмите одну игру и играйте в неё ежедневно в течение недели, потом смените.

• Много счёта, цифр, чисел и мало наглядных задач. Хорошо начинать знакомить ребёнка с математикой не с текстовых задач, а с наглядных, с минимальным количеством текста. Их много разновидностей, каждый день Вы можете пробовать новую, пока не найдёте ту, которая будет интересна Вашему ребёнку. Когда задача его увлечёт, он почувствует интерес и уверенность в себе. Вот несколько примеров таких игр.

Игра «Отражение». Нарисуйте линию. Это «зеркало». В нём нужно «отразить»какую-то фигуру. Сперва зеркало должно быть горизонтальным или вертикальным, потом – диагональным.

Игра «Многоугольники». Нарисуйте несколько точек. Предложите ребёнку соединить их разными способами. Например, 4 точки (вершины квадрата) могут стать квадратом или треугольником.

Игра «Обход графа». Граф – это набор вершин, соединённых рёбрами. Не отрывая руки, надо обвести конверт, домик (есть много разных графов, обойдя все точки только один раз.

• Игры лучше тетрадей! В магазинах продаются развивающие тетради по математике для детей 3-4 лет, но ребёнок таким образом усаживается за парту. Заниматься по тетрадям можно в 6 лет, не раньше, хотя некоторые задания (идеи) из таких тетрадей с малышами можно просто проделывать в игре. Например, взять фигурки из лего. Это дети из детского сада. Нужно поставить «детей» в круг, чередуя по цветам. Можно чередовать по принципу: высокий – низкий. Также можно давать ребёнку картинку или лист и просить разрезать его пополам, на 4 части и т. д. В 3-4 года малышу нужны такие задания, где можно трогать, переставлять, а не сидеть за тетрадкой.

• Мало занятий-исследований. С 4-5 лет у ребёнка должно быть 1-2 таких занятия в неделю. Здесь также важно найти то, что интересно именно Вашему малышу. Можно рисовать орнаменты, узоры, складывать «паркет» (площадь, которую образовывают подобные фигуры, измерять предметы сантиметровой лентой, проверять, сколько мишек поместится в коробку.

• Во многих задачах отсутствует озарение. Озарение – это щелчок: понял, как сделать. Задачи в развивающих тетрадях и в школе однообразны, это механическая практика накопления знаний. А в наглядных задачах есть этот щелчок, благодаря которому ребёнок учится получать удовлетворение от интеллектуального труда, проявляет познавательную активность. К таким задачам относятся простые головоломки, над которыми ребёнок может подумать 5-10 минут и решить.

Теперь, когда в общем стало понятно, как правильно развивать у ребёнка математическое мышление, Ксения предлагает несколько разновидностей математических игр для детей разных возрастов.

Математические игры в 1-3 года:

1. Сюжетно-ролевые и постановочные игры. В рамках игры можно показывать ребёнку различные способы взаимодействия с предметами: вплетать обучение счёту, включать задания на чередование (например, построить заборчик с чередованием цветов) и задание на построение башенки, домика по образцу (мама строит первая, а ребёнок должен сделать такую же башенку по высоте, форме и цветам).

2. Игры с пластилином. Катать его в шарики, лепить разные фигуры, разрезать и смотреть, что получилось в разрезе – это также разновидность математической игры.

3. Игры с красками и карандашами. Пробуем нарисовать разные линии: короткие — длинные, толстые – тонкие.

4. Сочинение сказок. Берёте спички, ключи, кубики, ленточки и начинаете про них придумывать сказки (например, про короткую и длинную ленточку).

5. Обучение азам математики в быту. Например, считайте ступеньки, когда поднимаетесь по лестнице. На парковке можно задать, например, такие вопросы: правда или нет, что все машины красные? Правда или нет, что на парковке нет синей машины? Вопросы можно со временем усложнять. Играть можно не только с машинами и ступеньками, но и с цветами на клумбе, пассажирами в автобусе.

6. Игры с ножницами. Например, ребёнок должен разрезать предмет так, чтобы он был симметричен.

Совет: игры должны быть регулярными. Занимайтесь «математикой» хотя бы 3-4 раза в неделю по 15 минут в день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям "Мы учимся считать"

       Дорогие наши мамы, мне хочется рассказать, Вам сегодня какие требования предъявляются к математическим понятиям. Чему и как учить ребенка, развивая в нем математические умения и навыки. Ведь ра...

Учимся считать

Обучение детей дошкольного возраста счету...

Наглядно - игровое пособие "Учимся считать....слоги!?"

Одна  из проблем дошкольников с ОНР - трудности формирования слоговой структуры слова. В данной работе предложен ряд пособий, игр по формированию слоговой структуры , идеи для создания  анал...

конспект занятия "Один, два, три, четыре , пять учимся считать"

Конспект занятия по математике (раздел "Математика - это интересно", программма "Детство")Старший дошкольный возрастТема:Один, два, три, четыре, пять – учимся считать.Задачи: 1....

учим считать

куб.шар...

Как котёнок учился считать

Формировать звуковую выразительность речи, логическое мышление, умение выстраивать простейшие умозаключения па основе причинно-следственной связи. Развивать координацию движении и мелкую моторику....