Главные вкладки

    Наглядно - игровое пособие "Учимся считать....слоги!?"
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

    Баронова Вероника Вячеславовна

    Одна  из проблем дошкольников с ОНР - трудности формирования слоговой структуры слова. В данной работе предложен ряд пособий, игр по формированию слоговой структуры , идеи для создания  аналогичных пособий для логопедов и родителей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование слоговой структуры слова  – одна из основных задач логопеда,  работающего с детьми с ОНР.   Однако,  будучи практикующим логопедом, знаю,  что в основном все пособия по такой важной  теме логопед  придумывает и клеит самостоятельно, а это длительный и кропотливый процесс. Думаю, что предложенный мной материал очень пригодится каждому практикующему логопеду,  т.к. пособие красочное, увлекательное и простое в применении. Все пособия  использую в своей работе, так что все они апробированы на практике.

       

    В.В.Баронова.

    «Учимся считать…слоги?!

    Игры на определение количества слогов в слове для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.

    Цель игр данного пособия – закрепить у детей  навык правильного счета слогов в словах ( на этапе работы над словами),  а также активизировать словарь по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Посуда», «Продукты», «Цветы»,  «Дикие животные», «Домашние животные».  Игры способствуют развитию внимания, памяти, словесно – логического мышления.

    Игровой материал (разрезной) включает маленькие карточки, подобранные с учетом количества слогов в слове (с одним,  двумя, тремя и четырьмя слогами), различных классов (по К. А. Марковой), по различным лексическим темам.

    Игры,  предложенные в пособии,   можно проводить индивидуально,  с  подгруппой детей, на фронтальном занятии. Пособие адресовано логопедам,  воспитателям,  родителям.

    Методические рекомендации.

       Обучающая логопедическая игра « Учимся считать…слоги?!»  рекомендована для закрепления навыка счета слогов в словах. В ходе игр дети  активизируют словарь по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Посуда», «Продукты», «Цветы»,  «Дикие животные», «Домашние животные», а также дифференцируются обобщающие понятия.

        Перед проведением игры педагог должен разрезать по пунктирным линиям мелкие карточки, вырезать  основные крупные детали для игры. Крупные детали рекомендую наклеить на картон или другой плотный материал.  На каждом основном крупном рисунке есть прорези (это игры «Подносы», «Коврики», «Вазы», «Шарики», «Холодильники»,  «Ромашки», «Камешки») или  место для кармашков ( это игры «Ракета», «Пароход», «Полки», «Домик», «Паровоз»)    Прорези и кармашки (полочки) помечены на рисунке.  Педагог может самостоятельно выбрать способ закрепления картинок ( «липучка», магнит, прорезь, кармашек). К месту полочки  приклеиваются  (или с помощью степлера прикрепляются) полоски, образуя кармашек, в который и  вставляют картинки. По опыту знаю, что лучше делать эти полочки  из прозрачного пластика. Вместо прорезей и полочек вполне можно использовать «липучку» или магниты. В таком случае к мелким картинкам также приклеивают «липучку»  или магнитящий материал. К материалу каждой большой карточки можно подобрать множество мелких картинок, в зависимости от темы и задания. На мольберт или стол помещается главная, большая карта, а в её отверстия или кармашки вставляются маленькие картинки по  теме.  

    В играх могут принимать участие от одного ребенка до подгруппы (6-7 детей).

    Далее проводится сама игра: раздают предметные картинки, дети считают слоги в словах (хлопками, прошагиванием, и др..) и помещают их на нужное место в зависимости от количества слогов.

    Перечень картинок на  маленьких карточках по темам.

    Овощи: лук, репа, горох, редис, капуста, кабачок, помидор, огурец,  картофель.  

    Фрукты:    слива, груша, лимон, яблоко, апельсин, абрикос.

    Игрушки: мяч, кукла, мишка, юла, машина, неваляшка, пирамида, паровозик.

    Цветы: мак,   тюльпан, ландыш,  роза, василек, ромашка,  колокольчик, одуванчик.

    Посуда: нож, вилка, ложка, половник, кастрюля,  сковорода, сахарница.

    Продукты: хлеб, сыр, рыба, мясо, масло, творог, сметана, колбаса, молоко,  сосиски.

    Дикие  животные: волк, лось,  лиса, заяц, белка, кабан, медведь,      

    Домашние животные:  кот, бык, коза, баран, собака, свинья, лошадь, корова.  

    Описание игр.

    1.Игра «РАКЕТА»

    Ход игры. Детям раздают  карточки  с изображением диких и домашних животных.

    Инструкция: Животные летят в космос. На первой ступени ракеты летят  животные, в названии которых  с один слог, на второй – с двумя слогами, а на третьей – с тремя слогами.

    Дети размещают картинки в ракете.

    Дополнительные  задания:

    1.Определи, дикое или домашнее животное летит на первой ступени (на второй, третьей).

    2. Размести в ракете сначала домашних, а потом диких животных.

    2.Игра «ПАРОХОД».

    Ход игры. Детям раздают  карточки  с любыми изображениями.

    Инструкция: На пароход погрузили  картинки. Расположи их так: на первой  палубе парохода  плывут   картинки, в названии которых  с один слог, на второй – с двумя слогами, а на третьей – с тремя слогами.

    Дополнительные  задания:

    1.Найди на первой палубе овощи (игрушки, цветы…) и назови.

    2. Найди на  второй  палубе овощи (игрушки, цветы…) и назови.

    3. Найди на   третьей  палубе овощи (игрушки, цветы…) и назови.

    3.Игра «КОВРИКИ».

    Ход игры. Детям раздают  карточки  с   изображениями  игрушек.

    Инструкция: Дети играли и  разбросали игрушки. Помоги им разобрать игрушки таким образом: на ковер с одной фигуркой положи игрушку с одним слогом, на коврик с двумя фигурками – с двумя слогами, а на коврик с тремя фигурками – с тремя слогами и т.д..

    4. Игра «ВАЗЫ».

    Ход игры. Детям раздают  карточки  с   изображением цветов.

    Инструкция: Ребята собрали для мам цветы и решили расставить их по вазам. Помоги расставить таким образом: в вазу с  одним рисунком-квадратиком – цветы с одним слогом, в вазу с двумя квадратиками – с двумя слогами, в вазу с тремя квадратиками – с тремя слогами и т.д..

    5. Игра « ПОДНОСЫ».

    Ход игры. 1.Детям раздают  карточки  с   изображением посуды.

    Инструкция: Расставь посуду по подносам таким образом: на поднос с одной фигуркой – посуду с одним слогом, на поднос с двумя фигурками – посуду с двумя слогами, на поднос с  тремя фигурками – посуду с  тремя слогами и т.д..

    2. Детям раздают  карточки  с   изображением   овощей, фруктов.

    Инструкция: Разложи  овощи по подносам таким образом: на поднос с одной фигуркой –  овощс одним слогом, на поднос с двумя фигурками –  овощи с двумя слогами, на поднос с  тремя фигурками –  овощи с  тремя слогами и т.д..

    6. Игра « ДОМИК ». (в нем может быть и 4 этажа)

    Ход игры. Детям раздают  карточки  с любыми изображениями.

    Инструкция: Разложи картинки так: на первом этаже живут картинки с одним слогом, на втором – с  двумя слогами, на третьем – с тремя слогами и т.д..

    7. Игра «ХОЛОДИЛЬНИКИ ».

    Ход игры. 1 вариант. Детям раздают  карточки  с  изображением продуктов.

    Инструкция: Разложи продукты по холодильникам так: в холодильник с одной камерой – продукты с одним слогом, в холодильник с двумя камерами – продукты с двумя слогами, в холодильник с  тремя  камерами – продукты с  тремя слогами.

    Дополнительное  задание:

    1.Назови мучные, мясные и молочные продукты.

    2 вариант. Детям раздают  карточки  с   изображением   овощей, фруктов.

    Инструкция: Разложи  овощи (фрукты) по холодильникам  таким образом:  в холодильник с одной камерой –   овощ (фрукт) с одним слогом,  в холодильник с двумя камерами  –  овощи (фрукты) с двумя слогами,    в холодильник с  тремя  камерами  -  овощи (фрукты) с  тремя слогами и т.д..

     Дополнительное  задание:

    1.Назови фрукты.

    2.Назови овощи. Разложи их по разным холодильникам.

    8. Игра «РОМАШКИ».

    Ход игры. Детям раздают  карточки  с любыми изображениями.

    Инструкция: Положи на лепестки ромашки картинки таким образом: на ромашку с одним жучком – картинки с одним слогом, на ромашку с двумя жучками – картинки с двумя слогами,

    на ромашку с  тремя жучками – картинки с  тремя слогами  и т.д..

    9. Игра «ПОЛКИ».

    Ход игры. Детям раздают  карточки  с  изображением посуды, игрушек.

    Инструкция: Разложи по полкам игрушки (посуду или др.) таким образом: на одну полку картинки с одним слогом, на двойную – с двумя слогами, на тройную – с тремя слогами и т.д...

    10. Игра «ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ».

     Ход игры. Детям раздают  карточки  с любыми изображениями.

    Инструкция: « Привяжи» или  положи в корзину  к одному шарику картинку с одним слогом,  к двум шарам – с двумя слогами, к трем шарам – с тремя слогами и т.д..

    11. Игра «КАМЕШКИ»

    Ход игры. Детям раздают  карточки  с любыми изображениями

    Инструкция: детям предлагается распределить камешки таким образом, чтобы около одного камня   оказались слова с одним слогом, около 2 камней – слова с двумя слогами, около 3 камней – с тремя слогами, около 4 камней – с четырьмя слогами.

     

                                                                                             

    12.Игра «ПАРОВОЗИК»

    Ход игры. Детям раздают  маленькие карточки  с любыми изображениями

    Инструкция: Отправляемся в путешествие. Разложи картинки так: в вагон с одним окошком – картинки с одним слогом, с двумя окошками – с двумя слогами, с тремя окошками – с тремя слогами и т.д..

    Дополнительное  задание:

    1.Раздают картинки диких и домашних животных. Задание: «Выбери и рассади по вагонам только диких животных».  

    2. Раздают овощи и фрукты. Педагог просит выбрать только овощи,  разложить их по вагонам, посчитав слоги.

     

    Список  литературы.

    1.Агранович Е.З. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей.  Спб.: Детство – Пресс, 2001.  

     2.Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие.  М.: Книголюб, 2005.

    3. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009.

    4.Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания. М.: ТЦ Сфера, 2007.  

    5.Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет.  М.: Гном Пресс, 2006.  

     

     Практикующий учитель – логопед  Баронова Вероника Вячеславовна,   ГОУ д/с № 2035 СВАО г.Москвы.  

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Наглядно-игровые пособия.

    Многофункциональное пособие  «ВЕСЕЛЫЕ КУБИКИ» авторская разработка....

    Использование наглядно-игровых средств в коррекционном процессе. Презентация наглядных пособий по развитию речи.

    В статье представлен материал учителя-логопеда МБДОУ Д/с № 43 Божевой Т.М. "Презентация наглядных пособий по развитию речи"  с городского методического мероприятия "Панорама педагогических достиж...

    НАГЛЯДНО-ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Из опыта работы "НАГЛЯДНО-ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

    Использование наглядно-игровых средств при формировании восприятия у дошкольников с нарушениями речи.

    В статье раскрывается логопедическая работа по развитию фонематических процессов. Более подробно описана работа по формированию навыков звукового анализа. представлена зрительная символика обозначения...

    Дидактические игры и наглядно – игровые упражнения по формирования ЗКР

    Картотека дидактических игр и наглядно-игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи дошкольников (автоматизация изолированных звуков, автоматизация звуков в слогах)....

    Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками.

    формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных, учить изменению образованных прилагательных по родам....

    "Использование игровых технологий для решения задач коррекционно - развивающего обучения дошкольников. Наглядно-игровое пособие «Занимательная полянка» для детей дошкольного возраста с ОНР."

      Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, которая способствует возникновению и формированию важнейших психических новообразований этого периода, реализации условий для развит...


     

    Комментарии

    Копылова Инна Владимировна

    Очень интересное пособие! Спасибо.