Наглядно-игровые пособия.
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа) по теме

  Многофункциональное пособие  «ВЕСЕЛЫЕ КУБИКИ» авторская разработка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, это вид непродуктивной деятельности, в которой важен не результат, а сам процесс. Игра для ребенка средство познания реальности.  В игре моделируются объекты и явления окружающего мира, заменяются условной наглядностью.

Возникает противоречие: с одной стороны коррекция речевого дефекта требует специально организованных занятий, направленных на преодоление речевого дефекта, с другой – игре принадлежит ведущая роль в развитии детей дошкольного возраста.

Специально организованные игры повышают интерес к занятиям, сосредоточения внимания, речевой активности.

Наглядно-игровые средства – наглядное пособие со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С их помощью создается игровая ситуация формируя игровую и речевую активность.  Процесс обучения ребенка становится интересными, эмоциональными, увлекательными в результате эффективными.

                                              «ВЕСЕЛЫЕ КУБИКИ»

(пособие многофункционально его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии.)

Цель:

  • определение заданного звука в слове;
  • определение первого звука в слове;
  • упражнение в делении слов на слоги;
  • формирование навыков образования относительных прилагательных, активизация   глагольного словаря;
  • упражнение в делении слов на слоги;
  • умение производить подсчет количества звуков в словах;

«Пирамида»

Перед ребенком – схематический рисунок пирамиды. В основании пирамиды – пять квадратов, выше – четыре, потом – три и, наконец, два. Ребенок получает набор кубиков.

- Разложи кубики так, чтобы в самом нижнем ряду  лежали кубики, названия которых состоят из пяти звуков, выше – названия из четырех, далее – трех звуков, и, наконец, сами придумайте слово.

«Подбери слова к схемам»

Перед ребенком схемы слов. Задание подобрать кубики к каждой схеме.

«Отгадай загадку, найди отгадку»

Ребенку загадывают загадку, он ищет среди кубиков соответствующую картинку-отгадку.

Предложить прочитать новое слово по первым звукам отгаданных слов.

(Например: слова-отгадки  стол, окно, мешок  - новое слово сом).

«Звучащий кубик»

Педагог показывает кубик, на гранях которого условные обозначения: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

- Сейчас этот кубик у нас заговорит. Вы будете его бросать по очереди находить и называть слова, начинающиеся с гласного, твердого согласного или мягкого согласного звука. Следите, какой значок будет на верхней грани кубика.

   

«Речевое панно» тематическое.

Многофункциональное наглядно-игровое средство. Его можно использовать на занятиях развития речи, математике, на занятиях по ознакомлении с окружающей действительностью, предметный мир.

Назначение пособия:

  • обобщение по лексическим темам, расширять словарный запас по темам;
  • обогащение словаря путем подбора предметов по заданной теме;
  • активизация глагольного словаря;
  • упражнение в правильном произношении отрабатываемых звуков и в четком произношении фраз;
  • работа над громкостью речи (например: подражание крикам животных)
  • развивать пространственную ориентировку, уточнять и закреплять значение пространственных предлогов практическим путем;
  • отрабатывать предложно-падежные конструкции (под елочкой, у елочки, к елочке, над елочкой, с елочки);
  •  уточнять и закреплять значения антонимов (высокий - низкий, широкий - узкий, темный - светлый, толстый - тонкий, гладкий - шершавый);
  •  формировать навык связного высказывания с элементами творчества (сочинение коротких рассказов-инсценировок).

Панно сделано из лоскутков ткани на основе. Картинки-аппликации крепятся к нему с помощью контактной ленты. В ходе занятия ребенок не просто созерцает картинку, а действует с ней, изменяет по своему замыслу, озвучивая свои манипуляции. При подборе и изготовлении инструментария к панно за основу взято несколько тем.

- «Город» -  деревья, машины, животные, солнышко, тучки, птицы,  звери.

- «Африка» - животные Африки, корабли, рыбы.

- «Лето» - цветы, трава, птицы, насекомые.

- «Природа и животные» - цветы, куст, трава, игрушечные звери и птицы.

Пособие дает возможность проводить индивидуальные игровые занятия с детьми разного возраста и решать различные коррекционные задачи. Необычное расположение игрушек, возможность свободного действия с ними повышает интерес детей, активизирует их речевую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядно - игровое пособие "Учимся считать....слоги!?"

Одна  из проблем дошкольников с ОНР - трудности формирования слоговой структуры слова. В данной работе предложен ряд пособий, игр по формированию слоговой структуры , идеи для создания  анал...

Использование наглядно-игровых средств в коррекционном процессе. Презентация наглядных пособий по развитию речи.

В статье представлен материал учителя-логопеда МБДОУ Д/с № 43 Божевой Т.М. "Презентация наглядных пособий по развитию речи"  с городского методического мероприятия "Панорама педаго...

Наглядно- игровое пособие "Домик для Веселого Язычка"

Для работы с детьми. имеюшими речевые нарушения, необходим постоянный поиск эффективных методов и пособий, способствующиховладению нормативным звукопроизношением. Чтобы повысить и поддержать интерес д...

Наглядно-игровое пособие "Учим цифры"

Пособие "Учим цифры" поможет ребенку легче и быстрее запомнить цифры....

"Использование наглядно-игрового пособия -" Коврограф Занимательная полянка" на логопедических занятиях".

Методическая разработка по использованию игоровых технолоий для решения коррекционно-развивающего развития дошкольников....

Использование наглядно-игрового пособия «Составь слово» в коррекционной работе

Использование в коррекционной работе дидактического пособия «Составь слово» сделает  процесс чтения более доступным и интересным  для дошкольников....

"Использование игровых технологий для решения задач коррекционно - развивающего обучения дошкольников. Наглядно-игровое пособие «Занимательная полянка» для детей дошкольного возраста с ОНР."

  Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, которая способствует возникновению и формированию важнейших психических новообразований этого периода, реализации условий для развит...