Конспекты НОД по ФЭМП
план-конспект занятия по математике на тему

Брюхачева Лиана Николаевна

Конспекты НОД по формированию элементарных математических представлений для разных возрастных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_zanyatiy_po_femp.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработал воспитатель МБДОУ №89 «Крепыш»

 Брюхачева Л.Н.

Конспекты непосредственной образовательной деятельности

по формированию элементарно математических представлений

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста

Тема: « В гостях у сказки ».

Цель: Обобщение  и закрепление  полученных  знаний  по ФЭМП.

Задачи непосредственно образовательной деятельности:

Образовательная область « Познание »

  • Закрепить умение считать до 5.
  • Закрепить знания о геометрических фигурах.
  • Закрепить умение располагать 5 предметов разной длины в определенной последовательности - в порядке убывания.
  • Уточнить представления детей о частях суток;
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги (находить правый, левый, верхний, нижний углы, середину)

Задачи интегрируемых образовательных областей:

Образовательная область « Социализация»

  • Воспитывать желание работать в коллективе , желание прийти на помощь сказочным персонажам.
  • Продолжать учить прислушиваться к мнению других.

Образовательная область «Физическая культура»

  • Продолжать учить детей выполнять действия в соответствии с текстом, развивать координацию движений рук и ног.

Образовательная область «Коммуникация»

  • Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который  по счету?» .
  • Активизировать словарный запас  словами:  « самая  длинная», «короче», «самая короткая», «больше », «меньше».

Образовательная область «Здоровье»

  • Следить за осанкой детей.

Образовательная область  «ЧХЛ»

  • Развитие интереса детей к театрализованной  игре, следить за развитием  действий и взаимодействиями персонажей .
  • Развивать логическое мышление- умение отгадывать загадки.

Виды деятельности:

Игровая, двигательная, коммуникативная, ЧХЛ .

Формы организации совместной деятельности:

Физкультурная минутка, беседа по картине, решение проблемных ситуаций.

Материал к непосредственно образовательной деятельности:

  • Демонстрационный материал : театр  Бибабо (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк , медведь); теремок; картина из геометрических фигур, фигура солдата.
  • Раздаточный материал : набор полосок разной длины, фломастеры, лист белой бумаги

Предварительная работа:   работа в тетрадях  по математике , чтение и показ театра по сказке «Теремок », рассматривание картинок «Части суток » .
Конечный результат на ребенка: считать в пределах 5 , знает геометрические фигуры, ориентируется на листе бумаги располагая геометрические фигуры в заданном направлении , правильно называет части суток,  выполняет действия в соответствии с текстом, координирует движения рук и ног; активно взаимодействует с педагогом.

 

  Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети входят в группу.

Воспитатель:

Здравствуйте ! Ты скажешь человеку.

Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

И наверно ,не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет!

Ребята ,давайте пожелаем нашим гостям здоровья и скажем «Здравствуйте!» А вы любите ходить в гости? Сегодня я вам предлагаю побывать в гостях у героев хорошо известной вам сказки, где мы будем считать предметы , решать задачи, сравнивать длину предметов, но чтобы нам туда попасть ,нужно произнести волшебные слова.

 Вокруг себя повернемся,

Дружно за руки возьмемся.

Глаза закроем ,скажем «АХ!»

И окажемся в гостях.

Попали мы  в сказку «Теремок» .Стоит терем –теремок он не низок не высок. А охраняет этот терем Солдат. Со всеми говорит , а входить не велит. Кто захочет в нем жить , должен выполнить задание.

Первой прибежала мышка к теремку, а у солдата и задание готово.  Поможем мышке?

ЗАДАНИЕ №1. «Отгадать загадки »

Дети просыпаются,  быстро умываются,   в  детский сад собираются.

Делают все по порядку: занимаются зарядкой, завтракают и играют,

И растенья поливают .  Когда  это бывает?....(утром)

Гуляем и играем, за погодой наблюдаем.

Повар сделал нам котлет, приглашает на обед. Когда  это бывает? (днем)

Солнышко садиться ,всех зовет угомониться. Мы пойдем домой ,

Смотреть в тиши « Спокойной ночи малыши» Когда это бывает? ( вечером)

Дети спят в кроватке, снятся сны им сладки – сладки.

Звезды  светят нам в тиши, спите крепко малыши. Когда это бывает? ( ночью)

Молодцы ребята! Все загадки вы отгадали правильно, помогли мышке.

И первой мышка поселится в теремке.

Прискакала лягушка – квакушка, и тоже захотела жить в новом теремке. Поможем лягушке выполнить задание?

ЗАДАНИЕ №2 « Из  каких геометрических  фигур состоит  картинка »

Из каких фигур состоит картинка? Сколько треугольников? Квадратов? Кругов ?  овалов?

Молодцы ребята ! мы и лягушке помогли. Второй житель нашего теремка – это лягушка. Ребята , а кто следующий прибежал к теремку? Зайчик - побегайчик.  Солдат предложил показать зайцу  - как он умеет в игре выполнять четкие команды. Давайте поддержим зайку и сами тоже поиграем.

ФИЗМИНУТКА

Ровно встали, подтянулись ,руки к солнцу потянулись.

Руки в стороны, вперед. Делай вправо поворот. Делай влево поворот

Приседаем и встаем, руками пол мы достаем.

И на месте мы шагаем , ноги выше поднимаем.

Дети стой! Раз, два! Вот и кончилась игра.

Выполнили  задание,  и зайчик тоже поселился в теремке. А тут лисичка – сестричка прибежала к теремку по желтой дорожке, а какая эта дорожка по длине  она не знает.

ЗАДАНИЕ № 3  Разложите все полоски в порядке  убывания - от самой короткой до самой длинной.

Какая по длине желтая полоска? красная?  Зеленая?

Какого цвета самая длинная полоска? Какого цвета самая   короткая?

Какого цвета длинная полоска? короткая? Какая  полоска короче желтой но длиннее зеленой?

Лисичка , запомни желтая дорожка самая длинная, по которой ты прибежала к теремку.

Солдат , впусти лисичку в терем – теремок.

Прибежал к теремку  волчок – серый бочок, а солдат приготовил задание и для него        « Нарисовать картинку ». Но волк в детский сад не ходил, математику  не знает, про геометрические фигуры он  впервые слышит. Как тут  не помочь волку ,  правда ребята? всем помогли  и волку поможем, иначе он в терем не попадет.

ЗАДАНИЕ №4 «Нарисовать картинку» ( ориентировка на листе бумаги)

Нарисуйте -  солнышко  в правом верхнем углу;   - цветок  в левом нижнем углу;

                     - куст или дерево в правом нижнем углу;  - облако в левом верхнем углу;

                    - птицу  посередине.

И волчок  рад, что ребята помогли ему.

Ребята , а кто следующий должен к теремку прийти? И что он   сделал в сказке?

А в нашей сказке будет совсем  по - другому .

Чтобы медведь не развалил терем , давайте и ему поможем выполнить задание. А задание  у солдата.

ЗАДАНИЕ№5

Сколько зверей прибежало к теремку? Кто  первый  прибежал?  А кто последний?

Какой  по счету прибежала лягушка? Какой  по счету прибежала лисичка? Волк?

Спасибо ребята , мы очень помогли  всем сказочным героям попасть в терем –теремок и зажили наши герои дружно и  весело.

 Ну а теперь нам нужно вернуться из сказки в нашу группу. А для этого мы  встанем в круг и произнесем волшебные слова «Вокруг себя повернитесь и в саду вы очутитесь».

Ребята вам понравилось  в гостях у сказки? Что мы там делали?  Кому мы помогли ? Мышке – как мы помогли? А лисичке – сестричке? Волку? Глеб, кому  из героев тебе понравилось помогать? А тебе, Оля?

Я  рада , что мои ребята отзывчивые, готовые прийти  на помощь в любую минуту к тем кто нуждается и просит о помощи.

Конспект  занятия по ФЭМП в подготовительной группе

                                  «Путешествие на планету Математика»

Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.

Задачи:

Образовательные:

- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

- закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа;

- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года,

- Закрепить умение ориентироваться на  плоскости.

- Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие:

- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания,

- Развивать смекалку, зрительную память, воображение, мелкую моторику рук.

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные :

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и     выполнять её самостоятельно.

- Воспитывать интерес к математическим занятиям.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.

Предварительная работа с детьми:

Отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических  задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия

 Методические приёмы:

Наглядный: использование компьютера

Словесный: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Поощрение, анализ занятия.

Оборудование:  компьютер, цифры, тетради,  мяч.

Демонстрационный материал: карточки с изображением фигур из счетных палочек.

Раздаточный материал:  математические наборы, тетради, карандаши, счетные палочки, геометрические фигуры.

Ход занятия:

 I - Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их. На занятии постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы

Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в космос на планету Математики. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь»

 - «А на чем мы с вами отправимся? Перед вами листок бумаги, а на ней цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем, на чем мы с вами полетим».                                                                                                                               - «Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось?» (Ракета)  

 – Но, чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 1 до 10.

Игра с мячом «Назови число»                                                                            

   Воспитатель спрашивает: - Какое число называется предыдущим (то, которое  стоит перед названным) и какое последующим? (то, которое стоит после названного).  Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально:                 - «Я буду бросать мяч и называть число, вы, бросая, мне мяч обратно, будете называть предыдущее и последующее числа».  

Молодцы. Справились с заданием, а теперь займите  свои места, приготовьте пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Луно, луно, луноход

Отправляется в полет.

На старт, внимание, зажигание

10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0

Взлет!

  « Мы полетели (слайд №1).  А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно:

1)  Яблоки в саду поспели,

    Мы отведать их успели:

    8 румяных, наливных,

    1 с кислинкой.

    Сколько их?(8)

2) На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны.

    Сколько ворон?(2)

3) Мурка кошка-мышеловка

    Съела трех мышей в кладовке,

    И сейчас к норе подкралась.

    Цап! Еще одна попалась,

    Вот так Мурка! Сколько ей

    Удалось поймать мышей. (4)

 4) Пять ворон на крышу сели,

     Две еще к ним прилетели.

     Отвечайте быстро, смело

     Сколько всех их прилетело? (7)

5) С неба звездочка упала,

    В гости к детям забежала.

    Две кричат вослед за ней:

    «Не забудь своих друзей!»

    Сколько ярких звезд пропало,

    С неба звездного упало? (3)

6) Я сегодня ночью встала,

    Звёзды все пересчитала:

    Три— на окошке,

    Две— на перинке,

    Одна в колпачке

    На зеленом сундучке.

    Я считала, я трудилась,

    Но потом со счета сбилась.

    Помогите мне опять

    Звёзды все пересчитать! (6 звёзд)

 7) Загадали нам загадку,

     Сосчитаем по порядку:

     2 звезды  и 3 кометы

     В космосе гуляют где-то

     Кто поможет отгадать, что за цифра это?  (5)

 « Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели. (слайд №2) Как вы думаете,  чем больше всего любят заниматься жители на планете Математики (решать задачи и выполнять математические задания).                                      

 Посмотрите, здесь для нас приготовили задания, внимание на экран.

Слайд  (№3,4, 5, 6)«Что лишнее и почему все цифры и одна буква и наоборот;

  • все четырёхугольники и один пятиугольник;
  • все фигуры зеленые, одна красная;

- Если ответ правильный, лишняя картинка исчезнет. Главное! Не забудьте доказать, почему именно эта картинка лишняя.

Зарядка для глаз.

Солнышко с тучками в прятки играло,(закрыть, открыть глаза)

Солнышко тучки - летучки считало.

Серые тучки направо,

Черные тучки налево,

Легких – две штучки, (глаза наверх)

Тяжелых – три штучки, (глаза вниз)

Тучки попрощались, тучек не стало, (закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло. (широко открыть глаза)

2 задание: «Найди и покажи 5 треугольников и 1 четырехугольник»

(слайд №7)

3 задание: «Математический диктант».  (слайд № 8)

  Под диктовку указаний дети раскладывают геометрические фигуры в разные части листа.

 -  В верхнем правом углу прямоугольник

 -  В левом верхнем углу квадрат

 -  В правом нижнем углу овал

 -  В левом нижнем углу треугольник  

 - А посередине  круг

После выполнения задания дети проверяют правильность его выполнения, проговаривая каждое действие.

- Молодцы! А сейчас мы немного отдохнём.

ФИЗМИНУТКА.

 (Исходное положение: стоя врассыпную)

 Раз, два – стоит ракета.

 (поднять руки через стороны вверх, ладони соединить над головой)

 Три, четыре – самолёт.

 (руки в стороны, слегка покачать прямыми руками)

 Раз, два – хлопок в ладоши.  (хлопаем в ладоши)

 А потом на каждый счёт:       (шагаем на месте)

 Раз, два, три, четыре -            (хлопаем в ладоши)

 Руки выше, плечи шире,        (руки вверх-вниз)

 Раз, два, три, четыре -            (хлопаем в ладоши)

 И на месте походили.             (шагаем на месте)

 Как пружинки все присели

 И на место разом сели.

4 задание «Назови задуманное число»  (слайд № 9)

- У каждого из вас свой набор цифр. Я задаю вопрос, вы думаете,                          

  ответ показываете цифрой.

  • - это число больше 5 на 1
  • - это число меньше 7 на 1
  • - Это число стоит между цифрами 6 и 8
  • - Соседи этого числа цифры 1 и 3

5 – Все задания выполнены, а теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы лететь назад, нам нужно найти другие кнопки.

Игра «ОТГАДАЙ  КОД»

- Я возьму молоточек, а вам надо сосчитать, сколько раз он ударит и назвать цифру.

( Педагог ударяет молоточком, при этом дети называют цифру и по очереди выставляют  цифры на столе: 3  5  9  1  8  6 .)

- Молодцы!

- Говорим наш волшебный код и отправляемся в космос - 3  5  9  1  8  6 !

Пуск! Полетели!

6 « А пока мы с вами летим - небольшая «Умственная разминка»

 - Какое сейчас время года? А месяц?

 - Сколько дней в неделе? (семь)

 - Назовите  их.

 - Сегодня вторник, а завтра?

 - Какие арифметические знаки вы знаете?

 - Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?

 - Если стол выше стула, то стул…?

 - Если дорога шире тропинки, то тропинка?

 - Если сестра старше брата, то брат…?

- Подведение итогов.

– Мы приземлились! Дети, вам понравилось наше путешествие?

Что мы делали? Что больше всего понравилось?

Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось выполнить все задания.  Спасибо!    Мы молодцы!

Конспект НОД  для детей старшего дошкольного возраста

Тема: « Загадки красавицы Осени ».

Цель: Обобщить и систематизировать знания дошкольников по формированию элементарных математических представлений.

 Задачи непосредственно образовательной деятельности:

Образовательная область « Познание »

- Систематизировать знания о геометрических фигурах, самостоятельно обследовать и сравнивать их по наличию элементов;

- Продолжать учить детей ориентироваться на микроплоскости (работа на листе бумаги);

- Продолжать учить вести прямой счет до 10;

Задачи интегрируемых образовательных областей:

Образовательная область «Коммуникация»

  • Продолжать учить составлять описательный рассказ по картине;
  • Учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
  • Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными;

   Образовательные  области   «Физическая культура»  и «Здоровье»

  • Развивать культуру движений и телесную рефлексию;

Образовательная область « Социализация»

  • Закреплять умение выполнять правила дидактических игр;
  • Воспитывать умение  работать в коллективе.

Виды деятельности:

 Познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы организации совместной деятельности:

 Сюрпризный момент, решение проблемной  ситуации,  просмотр видеофильма « Задания Осени», указания, игровые методы и приемы, физкультурная минутка.

Материал к непосредственно образовательной деятельности:

  • Демонстрационный материал : письмо – послание, карточки с загадками, разноцветные листочки,  зонтик, разрезанные геометрические фигуры, картинки с изображением разных грибов (д/и « Найди по описанию»), ТСИ- ноутбук,  проектор, экран, магнитофон, аудиозапись.
  • Раздаточный материал : разрезанные геометрические фигуры,  лист белой бумаги с изображением цифр,  фломастеры, сигнальные фишки.

Предварительная работа:   чтение стихов об осени, отгадывание загадок. Дидактические игры « Отгадай по описанию», «  Так бывает или нет», «Составь целое из частей»

Конечный результат на ребенка: проявляет интерес к познавательно-игровой деятельности,  считает  в пределах 10 , знает геометрические фигуры , координирует движения рук и ног; активно взаимодействует с педагогом, проявляет самостоятельность.

Место проведения - групповая комната.

Ход непосредственно  образовательной деятельности:

Дети входят в группу.

Воспитатель:

- Ребята, а  какое время года сейчас? Сколько у осени месяцев?  А как называется первый осенний месяц? А второй? И третий? Какое время года было перед осенью? А после осени , какое время года наступит? Как  красиво называют осень? (ответы детей )

Звучит сигнал  сообщения.

- Ребята, на адрес нашей группы пришло электронное  письмо. Кто бы мог написать нам письмо? Давайте откроем и прочитаем его (просмотр видеофильма « Письмо Осени»)

  •  Здравствуйте,  ребята, пишет вам царица Осень.

Спешу я в гости к вам ,друзья, заждались верно вы друзья.

Но перед тем , как я приду , лес в порядок приведу.

Отправлю птиц я  на юга, и соберу траву в стога.

А пока меня вы ждете, приступайте все к работе.

Выполняйте все заданья, проявляйте вы вниманье.

Постарайтесь, и тогда, ждет сюрприз вас, детвора.

-Ребята, а вы хотите получить приз от красавицы Осени? ( ответы детей)

Но для этого нужно выполнить задания, отгадать загадки.  Только где же эти задания, о которых говорила в письме Осень?  ( обратить внимание детей на кормушку за окном ,в которой лежит конверт )

-Ребята, а Осень  оставила конверт для нас в кормушке. Давайте  посмотрим, что в конверте.   (В конверте лежат листочки  с заданиями).

-А тут лежат листочки , да не простые,  а с заданиями для нас. Вы готовы?

1 ЗАДАНИЕ. Работа с раздаточным  материалом за столами.

Игровое упражнение «Соединить цифры от 1до 10»

(Перед детьми лежат лист бумаги  и фломастеры)

-Ребята, перед вами лежат листочки с  заданием Осени. Надо правильно соединить цифры от 1 до 10 ( соединив цифры, дети получают изображение зонтика ).Конечно это зонтик.

2 ЗАДАНИЕ

Работа с демонстрационным  и раздаточным материалом.

Дидактическая игра « Собери целое из частей»

- Ребята,  а давайте мы украсим на зонтик геометрическими фигурами, и получится у нас веселый , математический зонтик.

(На магнитной доске поместить зонт  , а рядом  разрезанные на несколько частей геометрические фигуры круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)

-Украшаем зонт. Надо собрать части  игрушек и  в одно целое, и украсить ими  зонт . Максим поможет мне украсит зонт  у  доски ( вызвать одного ребенка к доске), о остальные ребята собирают части фигур  и  украшают свои зонты.

-Что мы знаем о круге? ( у круга нет углов)

- У какой еще фигуры нет углов? ( овал)

-Что мы о квадрате знаем?  (у квадрата 4 стороны и 4 угла)

-У каких еще фигур по 4 стороны и 4 угла? ( прямоугольник,)

-Как их еще можно назвать одним словом? ( четырехугольники)

-А вот это фигура относиться к четырехугольникам? ( показываю на треугольник) Почему?

- Молодцы, ребята, и со вторым заданием мы справились. А теперь пора нам и отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА « Грибники  »

Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

 3 ЗАДАНИЕ  Дидактическая игра « Отгадай по описанию» (грибы)

-Ребята, а в конверте, еще есть задания для нас. Отгадайте загадку .

Мы стоим на крепких ножках,

На лесной тропинке.

На опушках и дорожках

Просимся в корзинки (грибы).

-Правильно гриб. Ну, какая же осень без грибов! Посмотрите сколько грибов дарит нам Осень .Чем  похожи все грибы ?(ответы детей). Чем же они отличаются? ( выставляются разные грибы)

- Давайте, ребята, поиграем. Оля будет описывать гриб , а вы должны догадаться о  грибке под каким номером  она рассказывает.

  Игра « Отгадай по описанию» проводиться 2-3 раза.

- И третье задание Осени мы выполнили .

4 ЗАДАНИЕ   Дети  сидят за столами

 Работа с сигнальными  фишками. Дидактическое упражнение « Так бывает или нет».

- А сейчас немного поиграем и докажем Осени , что мы готовы ее встретить. Если то о чем я говорю,  правда, вы поднимаете зеленую фишку, если нет  - то красную фишку.

- Осенью птицы улетают в теплые края.

- Осенью можно играть в снежки.

-Осень - золотое время года.

- Осенью встречаем праздник Новый год.

- Осенью цветет сирень.

Молодцы, ребята, вы были очень  внимательны и  выполнили  четвертое задание Осени.

5 ЗАДАНИЕ. Количественный и порядковый счет.

Игровое упражнение « Сколько? Который?»

- Послушайте  следующую загадку Осени.

 Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто... (листопад)

-Правильно, листопад . Посмотрите,  какой листопад на нашей доске.

-Сосчитайте, сколько  листьев ?

-Назовите, какого цвета третий лист ?

-Который   по счету  красный листочек ?

- Который  по счету  синий листочек ?

-Который  по счету  коричневый ?

-Листок какого цвета  находиться между  розовой и  голубой ? Между белой и красной?

 6 ЗАДАНИЕ Ориентировка на листе бумаги

Игровое упражнение  « Нарисуй осеннюю картинку». Возьмите фломастеры, и голубой лист бумаги.

- В правом верхнем углу тучку.

-В левом верхнем углу  птиц, улетающих в теплые края.

-В правом нижнем углу грибок.

-В левом  нижнем углу

-В середине дождь.

Подведение итога НОД.

- Ребята, мы справились со всеми заданиями Осени?  Какое задание было Максим самым сложным для тебя? А для Тони? А какое задание было самым интересным для Оли? А мы с вами молодцы! А вот и обещанный  приз от Осени!

Конспект НОД   для детей старшего дошкольного  возраста

Тема: « Загадки зимушки – зимы ».

Цель: Обобщить и систематизировать знания дошкольников по формированию элементарных математических представлений.

 Задачи непосредственно образовательной деятельности:

Образовательная область « Познание »

- Систематизировать знания о геометрических фигурах, самостоятельно обследовать и сравнивать их по наличию элементов;

- Продолжать учить детей ориентироваться на микроплоскости (работа на листе бумаги)

- Продолжать учить вести прямой счет до 10;

Задачи интегрируемых образовательных областей:

Образовательная область «Коммуникация»

- Продолжать учить составлять описательный рассказ по картине;

- Учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

- Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными;

 Образовательные  области   «Физическая культура»  и «Здоровье»

Развивать культуру движений и телесную рефлексию;

Образовательная область « Социализация»

- Закреплять умение выполнять правила дидактических игр;

- Воспитывать умение  работать в коллективе.

Виды деятельности:

 Познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы организации совместной деятельности:

 Сюрпризный момент, решение проблемной  ситуации, просмотр видеофильма « Задания Зимушки», указания, игровые методы и приемы, физкультурная минутка.

Материал к непосредственно образовательной деятельности:

  • Демонстрационный материал : письмо – послание, карточки с загадками, разноцветные снежинки,  елочка, разрезанные геометрические фигуры, картинки с изображением разных снеговиков (д/и « Найди по описанию»), ТСИ- ноутбук,  проектор, экран, магнитофон, аудиозапись.
  • Раздаточный материал : разрезанные геометрические фигуры,  лист белой бумаги с изображением цифр, зеленый фломастер, сигнальные фишки.

Предварительная работа:   чтение стихов о зиме, отгадывание загадок. Дидактические игры « Отгадай по описанию», «  Так бывает или нет», «Составь целое из частей»

Конечный результат на ребенка: проявляет интерес к познавательно-игровой деятельности,  считает  в пределах 10 , знает геометрические фигуры , координирует движения рук и ног; активно взаимодействует с педагогом, проявляет самостоятельность.

Место проведения - групповая комната.

Ход непосредственно  образовательной деятельности:

Дети входят в группу.

Воспитатель:

- Ребята, а вы любите кататься на санках? На коньках? А за что вы еще любите зимушку-зиму? (ответы детей) А  какой  волшебный, сказочный праздник  мы празднуем именно зимой? Конечно Новый год.

Звучит сигнал  сообщения.

- Ребята, на адрес нашей группы пришло электронное  письмо. Кто бы мог написать нам письмо? Давайте откроем и прочитаем его (просмотр видеофильма « Письмо Зимы»)

  •  Дорогие ребята,

Пишет вам зимушка-зима.

Хотите, чтобы я пришла?

Все снегом белым замела?

Чтоб смогли построить горку

Кати ,Павлики, Егорки?

Чтоб смогли скатиться с санок,

Вани, Сони, и Оксаны?

На коньках по льду скользить?

У елки хоровод водить?

Выполняйте все заданья

Проявляйте вы вниманье.

Постарайтесь и тогда

Все укутаю в снега.

Будет вам тогда сюрприз

От зимы прекрасной приз.

-Ребята, а вы хотите получить приз от Зимушки-зимы? ( ответы детей)

Но для этого нужно выполнить задания, отгадать загадки.  Только где же эти задания, о которых говорила в письме Зима?  ( обратить внимание детей на кормушку за окном ,в которой лежит конверт )

-Ребята, а Зима оставила конверт для нас в кормушке. Давайте  посмотрим, что в конверте.   (В конверте лежат снежинки с заданиями).

-А тут лежат снежинки, да не простые,  а с заданиями для нас. Вы готовы?

1 ЗАДАНИЕ. Работа с раздаточным  материалом за столами.

Игровое упражнение «Соединить цифры от 1до 10»

(Перед детьми лежат лист бумаги  и фломастер)

-Ребята, перед вами лежат листочки с  заданием Зимы. Если вы правильно соедините цифры от 1 до 10 ,то  увидите главную гостью, которая приходит на веселый праздник, который мы ждем с нетерпением  зимой. ( соединив цифры, дети получают изображение елки).Конечно это елочка.

 

2 ЗАДАНИЕ

Работа с демонстрационным  и раздаточным материалом.

Дидактическая игра « Собери целое из частей»

- Ребята, а чего не хватает на ваших елочках?  (ответы детей)

(На магнитной доске поместить елочку , а рядом  разрезанные на несколько частей геометрические фигуры круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)

-Правильно игрушек. Нужно украсить елочку. А игрушки  у нас необычные, а что с ними не так? ( ответы детей). Надо собрать части  игрушек и  в одно целое, и украсить ими елку. Максим поможет мне собрать игрушки на доске ( вызвать одного ребенка к доске), о остальные ребята собирают части игрушек и  украшают свои елки.

-Игрушками какой формы украшена наша елка? ( круглой, треугольной, квадратной)

-Что мы знаем о круге? ( у круга нет углов)

- У какой еще фигуры нет углов? ( овал)

-Что мы о квадрате знаем?  (у квадрата 4 стороны и 4 угла)

-У каких еще фигур по 4 стороны и 4 угла? ( прямоугольник,)

-Как их еще можно назвать одним словом? ( четырехугольники)

-А вот это фигура относиться к четырехугольникам? ( показываю на треугольник) Почему?

- Молодцы, ребята, и со вторым заданием мы справились. А теперь пора нам и отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА « Снежинки»

С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками, а потом покажем маме.

А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет, словно мягкий рыжий мячик.

Ну а мы идем, идем, и к себе приходим в дом.

  3 ЗАДАНИЕ  Дидактическая игра « Отгадай по описанию»

-Ребята, а в конверте, еще есть задания для нас. Отгадайте загадку.

Что за нелепый человек .

Пробрался к нам двадцать первый век.

Морковкой нос, в руке метла.

Боится солнца и тепла.( Снеговик)

-Правильно снеговик. Ну, какая же зима без снеговиков! Посмотрите сколько снеговиков дарит нам Зимушка .Чем  похожи снеговики?(ответы детей). Чем же они отличаются? ( выставляются 6 снеговиков, отличающихся цветов ведра на голове, метлой или лопатой в руках, разным количеством « пуговиц» )

- Давайте, ребята, поиграем. Оля будет описывать снеговика, а вы должны догадаться о  снеговике под каким номером  она рассказывает.

  Игра « Отгадай по описанию» проводиться 2-3 раза.

- И третье задание Зимушки мы выполнили .

4 ЗАДАНИЕ   Дети  сидят за столами

 Работа с сигнальными  фишками. Дидактическое упражнение « Так бывает или нет».

- А сейчас немного поиграем и докажем Зиме, что мы готовы ее встретить. Если то о чем я говорю  правда, вы поднимаете зеленую фишку, если нет  - то красную фишку.

-Зимой метет метель.

-Зимой цветет сирень.

-Зимой можно кататься на лыжах.

-Зимой птицы прилетают с юга.

-Зимой медведь спит.

-Зимой бегут ручьи.

-Зимой можно играть  в снежки.

-Дед Мороз приходит к нам зимой.

Молодцы, ребята, вы были очень  внимательны и  выполнили  четвертое задание Зимушки-Зимы.

5 ЗАДАНИЕ. Количественный и порядковый счет.

Игровое упражнение « Сколько? Который?»

- Послушайте последнюю загадку Зимушки-зимы.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке .( Снежинка)

-Правильно, снежинка. Посмотрите, сколько разноцветных снежинок принесла нам зима.

-Сосчитайте, сколько  всего снежинок?

-Назовите, какого цвета снежинки?

-Которая  по счету голубая  снежинка?

- Которая по счету желтая снежинка?

-Которая по счету зеленая снежинка?

-Какая снежинка находиться между  розовой и  голубой ? Между белой и красной?

Подведение итога НОД.

- Ребята, мы справились со всеми заданиями Зимушки?  Какое задание было Максим самым сложным для тебя? А для Тони? А какое задание было самым интересным для Оли? И теперь мы будем надеяться что Зимушка – Зима сдержит свое слово и  укутает снегом все вокруг.  А мы с вами молодцы! А вот и обещанный  приз от Зимушки-зимы!

Конспект НОД

в группе среднего дошкольного возраста

Тема: «Поможем Буратино»

Задачи:

- Закреплять прямой и обратный счёт в пределах 5; закреплять умение различать и называть геометрические фигуры.

- Упражнять в сравнении и уравнивании двух групп предметов; в составлении закономерностей; и геометрических фигур из счётных палочек.

- Совершенствовать умения решать логические задачи на установление последовательности событий (части суток, времена года); учить соотносить цифру с количеством предметов.

- Формировать умения преобразовывать готовые формы, разрезая на 2 части квадраты и прямоугольники.

- Развивать любознательность, память, логическое мышление; Воспитывать аккуратность при разрезании и наклеивании.

- Вызывать желание помочь Буратино.

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, социализация, музыка, художественная литература.

Оборудование и материалы:

Игрушечный Буратино, письмо, мяч, ковролин с цветами, бабочками, деревьями, листьями, силуэтами речки, ручья, птицами (одна птица из геометрических фигур), цифры, «кочки» с цифрами, нарисованный домик с замком, золотой ключик.

Раздаточный: геометрические фигуры (квадраты и прямоугольники) двух цветов на каждого, клей, салфетки, кисточки.

Предварительная работа с детьми: чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик»

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, вчера вечером нам пришло письмо от Буратино. Вот оно: «Ребята, помогите! Хитрая Лиса Алиса и Кот Базилио похитили Золотой ключик и спрятали его в Стране Дураков».

А утром пришёл и сам грустный Буратино. Вот он.

- Поможем ему отыскать Золотой ключик? (Да).

- Буратино, отдохни пока.

Воспитатель: А поедем мы на паровозике. Встаём друг за другом и поехали. А чтобы было веселее ехать споём песню «Мы едем, едем, едем в далёкие края...».

-ой ребята посмотрите

- Впереди поляна, А на пути у нас болото, но нам нужно преодолеть болото, перепрыгивая строго по кочкам, которые пронумерованы от 1 до 5 (дети прыгают и называют цифры).

- Ну, вот мы на поляне (дети садятся на стульчики) А загадаю вам загадку

Спал цветок и вдруг проснулся -

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

- Что это? (Бабочка). Правильно. Посмотрите, здесь растут цветы, летают бабочки. А бабочки любят сладкий цветочный нектар, всем ли бабочкам достанется по цветочку?

-Ребята посчитайте сколько цветов растет на поляне 5

А бабочек 4 одинаковое ли количество.

(сравнить количество цветов (5) и бабочек (4). Одинаковое ли количество? (Нет) Как их уравнять? (Сорвать один цветочек или может прилететь ещё одна бабочка).

- А кто это на дереве сидит? (птицы) Сколько?(4). Все ли они одинаковые? (одна из геометрических фигур) Каких? (треугольника, квадрата, прямоугольника, круга). Что ещё бывает похожим на эти фигуры?

- Посмотрите, здесь ещё ёлочки и яблоня растут.

- Что можно сказать про яблоню и ёлочки, если их сравнить? (яблоня высокая, а ёлочки низкие

- Давайте вспомним, какой сегодня день недели и что мы делаем в течение дня?

Физкультминутка «Дни недели».

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

А в четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила,

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья!

- А что же мы ещё можем делать?

Д/игра «Закончи предложение»(с мячом)

  • Завтракаем мы утром, а ужинаем... (вечером)
  • Катаемся на коньках зимой, а купаемся... (летом)
  • Днём мы обедаем, а завтракаем... (утром)
  • Солнце светит днём, а луна... (ночью)
  • Весной листья распускаются, а падают с деревьев... (осенью).

Воспитатель: Ключик мы так и не нашли, давайте выложим дорожку из геометрических фигур, которая приведёт нас к Золотому ключику. Дорожка будет состоять из маленьких треугольников, квадратов, которые будут чередоваться (составить закономерность). Посмотрите, у нас есть только большие прямоугольники и квадраты, что же делать? (Согнуть квадраты по диагонали, разрезать, и получим маленькие треугольники, а прямоугольники согнуть пополам, разрезать и получим маленькие квадраты). А теперь наклеим её на свои листочки. Будьте аккуратны во время работы с ножницами.

- Дорожка привела нас к домику, в котором спрятан Золотой ключик, но на двери весит замок. Он откроется, если мы построим такой же домик из счётных палочек. Сколько палочек мы возьмём? (6), из каких геометрических фигур состоит домик? (квадрата и треугольника).

- Молодцы! Посмотрите, замок открылся, а в домике действительно спрятан Золотой ключик. Мы его нашли! Скорее в обратный путь к Буратино! Поскачем по кочкам в обратном порядке (то 5 до 1), и на паровозике приедем в детский сад и вернём ключик Буратино.

- Давайте расскажем Буратино, что мы видели во время путешествия и что делали для того, чтобы добыть Золотой ключик.

- Буратино благодарит вас и дарит вам фишки с изображением животных.

Конспект НОД  по ФЭМП  группе  младшего дошкольного возраста

Тема «Чудо-дерево»

 

Программное содержание:

 1. Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина.

2. Продолжать учить различать один и много предметов.

3. Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, длина, форма, количество).

 4. Формировать у детей первоначальный интерес к познанию.

 5. Развивать у детей внимание, мыслительные операции, комбинаторику.

 6. Воспитывать отзывчивость, желание  помогать другим.

 

Материал к занятию

Демонстрационный.

Макет дерева,  на  нем 5-6 ярких мешочков с цветными бантиками.(Можно нарисовать дерево на листе ватмана, выложить его из веревок). Маска кота, мягкая игрушка- собачка, палочки Кюизенера.

Раздаточный:

Цветные круги, разрезанные на 3-4 части по количеству детей.

 

Методические приемы:

Задача№1

Воспитатель высыпает в центр круга палочки Кюизенера. Предлагает детям назвать цвет палочек, их длину; длину и цвет. Обращает внимание детей на то, что одинаковые палочки по цвету имеют одинаковую длину и наоборот.

Задача№2

Воспитатель достает маску кота, одевает на одного из детей, обозначает его роль. Дети размещают стульчики по группе, они мышки. Проводится игра «Кот и мыши». Воспитатель обращает внимание детей на то, что мышек и норок много, а котик один.

Задача№1

Воспитатель достает из мешочка игрушечную собачку. В группе на столах для каждого ребенка приготовлены цветные круги, разрезанные на 3-4 части. Собачка разбила тарелки у хозяйки. Дети предлагают помочь собачке собрать тарелки из осколочков. Дети собирают «разбитые тарелочки» - круги. Называют их цвет и форму.

 

Ход занятия:

Дети входят в зал. У стены стоит дерево, ко котором висят яркие мешочки с цветными бантиками.(Можно нарисовать дерево на листе ватмана.

Выложить его из веревок).

А у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

А мешочки на нём,

А мешочки на нём,

Словно яблоки!

Посмотрите-ка, ребятки, вот оно, какое чудо-дерево! Давайте посмотрим, что же это на нем выросло. Достанем и узнаем.

Воспитатель снимает с ветки один из мешочков. Чего-то очень много там. Садитесь на ковер в кружочек.

В средину воспитатель  высыпает палочки Кюизенера.

-Что это?

-Палочки!

-как много цветных палочек! А найдите красную палочку. Покажите желтую палочку. Возьмите синюю палочку.

-Какого цвета у тебя, Юля, палочка?

-Положите палочки в кучку.

-А сейчас возьмите 2 одинаковых по цвету палочки.

-Таня, у тебя одинаковые палочки?

. Приложите свои палочки друг к дружке. Теперь видно, что палочки одинаковой длины. Они одинаковые по цвету и по длине

-Катя, какого цвета твои палочки?

-Они синие, обе синие.

-Положите палочки назад.

-А где длинные палочки? А короткие?

-Возьмите длинную палочку в одну руку, а короткую палочку в другую руку.

-Какого цвета длинная палочка у Даши? А короткая?

-А у Егора желтая палочка короткая и оранжевая длинная.

-Вот так палочки выросли на нашем дереве! Давайте их сложим обратно в мешочек  и посмотрим, что же еще есть на чудо-дереве.

Все подходят к дереву и воспитатель снимает еще один мешочек. Спрашивает о цвете бантика на мешочке. Заглядывает в него. Кто-то там мяукает. Кто же там?

-Кошка!

Воспитатель достает маску кота. Одевает на одного из детей.

-Юля у нас будет котиком, а вы - мышками. Ставьте себе норки-стульчики и прячьтесь от котика.

Воспитатель помогает детям расставить стульчики по групповой комнате. Дети сидят на корточках за стульчикам. Кот «спит» на стульчике напротив мышек.

«Мышки в норочках сидят и на котика глядят, коготками пол скребут.

Ах, как много мышек тут!

-Тише мыши, кот идет. Он вас всех подстережет!»

Кот выходит, обходит норки, громко мяукает.

«Котик мышек не нашел, погулял и спать пошел!

 Только котик засыпает, мышки пляску начинают»

Звучит плясовая музыка, мышки пляшут!

«Тише, мыши, кот идет! Он вас всех подстережет!»

Игра повторяется еще раз.

-Сколько тут мышек? Сколько норок? А сколько котов?

-Мышек и норок много, а котик один.

Вот как мы поиграли интересно. Ставьте стульчики назад и садитесь. А я еще сниму мешочек с чуда-дерева. Вот этот, с зеленым бантиком. Ой! Кто это?

-Собачка!

-Это собачка Тяпа. Она почему-то грустная.

Тяпа говорит, что она разбила тарелочки у хозяйки и теперь ей попадет! Ав-ав-аав! Остались одни осколочки. Вот они. Показывает на столы, где для каждого ребенка приготовлены цветные круги, разрезанные на 3-4 части.

-А мы, ребятки, можем помочь Тяпе собрать тарелочки?

Походите к столикам. Вот, Юля, тебе разбитая тарелочка, а эту тарелочку Сережа собирать будет.

Дети складывают тарелочки. Воспитатель спрашивает, какого они цвета, какой они формы.

Воспитатель от имени Тяпы хвалит детей. Теперь хозяйка не будет ее ругать.

-Ребята, а Тяпа еще хочет с вами поиграть. Возьмем ее с собой на прогулку? Пойдем одеваться, покажем Тяпе нашу горку.