Дополнительная образовательная программа "Маленькие интеллектуалы" (4 - 5 лет)
материал по математике (средняя группа) на тему
Программа "Маленькиеинеллектуалы" (4 - 5 лет) является дополнительной общеобразовательной программой по кружковой работе. В ходе реализации програмы дети учатся основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, классификации, систематизации, обобщению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_malenkie_intellektualy_4-5_l.docx | 37.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №18 «Родничок»
городского округа город Шарья Костромской области
Утверждено
приказ №от « » 2018 года
заведующий МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»» ____________М.А.Волкова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Маленькие интеллектуалы»
(4 – 5 лет)
на 2018 -2019 учебный год
Автор: МАЛЫШЕВА Л.Е.
Содержание.
Оглавление | Стр. |
I. Целевой раздел. | |
| 3 |
| 3 |
| 4-5 |
1.3.Планируемые результаты освоения Программы | 5 |
II. Содержательный раздел. | 6 |
2.1. Комплексно-тематическое планирование | 6-9 |
III. Организационный раздел. | 10 |
3.1.Продолжительность и этапы реализации Программы | 10 |
3.2. Материально – техническое обеспечение программы | 10 |
3.3.Методическое обеспечение реализации Программы | 10 |
4.1. Литература | 11 |
- Целевой раздел.
Пояснительная записка
В возрасте четырёх-пяти лет начинается усиленное развитие правого полушария. Это полушарие отвечает за синтез информации, умение анализировать и сопоставлять данные. Именно в этом возрасте закладываются предпосылки для успешного освоения математики, письма, чтения.Начинается этап понимания и принятия окружающей действительности. Важно обеспечить ребёнку максимально полное сенсорное развитие. Это игры с задействованием как можно большего количества разнообразного материала – как для тактильного развития, так и для обонятельного, вкусового и визуального опыта.
Логика в этом возрасте претерпевает бурное развитие. Благодаря усиленному восприятию внешнего мира через органы чувств, ребёнок начинает сравнивать, анализировать, сопоставлять увиденное, услышанное, то, что он трогал, ощущал. Основные операции, доступные логике ребёнка (4-5 лет): сравнение – умение находить схожесть и отличие у окружающих объектов; анализ – позволяет выделять из объекта определённые части, объединять предметы в группы; синтез – способность воссоздавать объект из его частей; классификация – способность разделять предметы по определённым характеристикам, объединять их в группы.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Цель программы – развитие у детей 4 -5 лет логического мышления.
Задачи:
- Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.
- Учить детей ориентироваться в пространстве.
- Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.
- Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
- Принципы
- Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:
- Принцип системности - работа должна проводиться систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течение месяца.
- Принцип адресного подхода - учет индивидуальных особенностей детей группы.
- Принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
- Принцип преемственности - взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
- Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности.
- Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Формы и приемы работы:
- игра;
- самостоятельная деятельность детей;
- игра-путешествие;
- рассматривание;
- чтение художественной литературы.
Ожидаемый результат – овладение детьми среднего дошкольного возраста приемами логического мышления.
- Содержательный раздел.
Тематический план работы
Месяц | Тема | Материал |
Сентябрь | Мониторинг знаний детей | Диагностический материал |
Октябрь | 1 неделя – «Найди различия», «Найди предмет, отличный от других», «Помоги колобку добраться до леса» 2 неделя – «Раскрась стрелочки», «расставь значки по образцу», «Найди точно такую же шапочку», «Найди лишний предмет». 3 неделя – «Раскрась пирамидки желтым цветом», «Найди лишний предмет», «Что справа, что слева», «Проведи линию по середине дорожки» 4 неделя – «Дорисуй», «Найди лишний предмет», «Разноцветные зайчата» (Блоки Дьенеша), «Домики» (Блоки Дьенеша). | Карточки с заданиями, карандаши. Карточки, Блоки Дьенеша |
Ноябрь | 1 неделя – «Дорисуй нужный предмет», «Раздели фигуры на три группы», «Найди все круглые и красные», «Найди все большие и маленькие». 2 неделя – «Обобщение», «Классификация», Продолжи цепочку», «Что изменилось» (Блоки Дьенеша) 3 неделя – Сравнение («Сделай домики, бабочек, мячики, одинаковыми), «Отгадай на ощупь», «Достань все треугольники толстые». 4 неделя – «Найди такой же предмет», «Найди 2 одинаковые фигуры», «Какая фигура лишняя», «Найди пару» | Карточки с заданиями, карандаши. Блоки Дьенеша |
Декабрь | 1 неделя–«Продолжи ряд», «Дорисуй гирлянды», «Размести игрушки в шкафу», «Смысловое соотнесение». 2 неделя – «Найди пару», «Отрицание», «Сортируем блоки по отсутствию одного признака», «Находим сходство и отличие». 3 неделя – «Найди выделенные фрагменты на картинке», «Найди закономерность», «Расселяем жильцов» в домике», Собираем дорожку» 4 неделя – «Умозаключения», «Раскрась одинаковые предметы», «Много – мало», «Чудесный мешочек», «Домики» (блоки Дьенеша) | Карточки с заданиями, карандаши. Блоки Дьенеша |
Январь | 2 неделя – «Подбери заплатку», «Подбери подходящие предметы», «Чудесный мешочек», «Продолжи цепочку» (блоки Дьенеша) 3 неделя – «Найди пару», «Нарисуй недостающие детали», «Что изменилось», «Достань все квадраты синие, красные» (блоки Дьенеша) 4 неделя – «Одинаковые мячики», «Какая лишняя фигура», «Елочка», «Клоун» | Карточки с заданиями, карандаши. Блоки Дьенеша |
Февраль | 1 неделя - «Помоги зайке сначала найти овощи, фрукты, ягоды», «Найди такой же зонтик, как у зайки», «Что забыл нарисовать художник» 2 неделя – «Помоги зайке добраться до домика», «Что перепутал художник», «Что сначала, что потом». 3 неделя - «Найди такой же предмет», «Найди 2 одинаковые фигуры», «Что изменилось» (Блоки Дьенеша) 4 неделя - «Продолжи ряд»,«Какая лишняя фигура», «Достань все квадраты толстые и тонкие», «Продолжи цепочку» (блоки Дьенеша). | Карточки с заданиями, карандаши. Блоки Дьенеша |
Март | 1 неделя – «Найди лишний рисунок», «Что пропущено», «Угадай», «Домики» (блоки Дьенеша) 2 неделя – «Угадай», «Сделай домики одинаковыми», «Помоги мышке пробраться в норку», «Что изменилось» (Блоки Дьенеша) 3 неделя – «Проведи по дорожке», «Что перепутал художник», «Помоги колобку добраться до дома», «Что изменилось», «Рассели по домикам» (Блоки Дьенеша) 4 неделя – «Что перепутал художник», «Помоги колобку добраться до дома», «Сделай рисунки одинаковыми», «Разложи по тарелочкам», «Собираем мостик» (Блоки Дьенеша) | Карточки с заданиями, карандаши. Блоки Дьенеша |
Апрель | 1 неделя – «Зачеркни лишнее», «Дорисуй картинку», «Найди пару», «Сходства и отличия», «Строим дорожку по схеме» (Блоки Дьенеша). 2 неделя – «Найди части картинки и раскрась», «Умозаключения», «Строим дорожку по схеме» (Блоки Дьенеша). 3 неделя - «Умозаключения», «Логические задачи», «Блоки путешествуют» (Блоки Дьенеша) 4 неделя - «Логические задачи», «Много – мало», «Находим сходство и отличие», «Блоки путешествуют» (Блоки Дьенеша) | Карточки с заданиями, карандаши. Блоки Дьенеша |
Май | Мониторинг знаний детей | Диагностический материал |
- Организационный раздел.
Продолжительность и этапы реализации Программы
Программа ориентирована на работу с дошкольниками 4 - 5лет и рассчитана на один года обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут. Общее количество часов в год - 36.
Материально – техническое обеспечение программы
№ п/п | Оборудование | Кол-во |
1. | Комплекты карточекс заданиями | 36 шт. |
2. | Карандаши цветные | 8 коробок |
3. | Карандаши простые | 8 шт. |
4. | Набор геометрических фигур демонстрационный | 1 шт. |
5. | Доска магнитная демонстрационная | 1 шт. |
6. | Наборы «Блоки Дьенеша» | 8 шт. |
7. | Альбом «Маленькие логики» | 1 шт. |
Список литературы
- Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). М., 1984.// www.pedlib.ru
- Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.
- Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
- Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.
- Светлова И. Логика. М., 2007.
Заключение
Программа «Маленькие интеллектуалы» рекомендована для широкого круга читателей: воспитателей, старших воспитателей, специалистов по дополнительному образованию, учащихся педагогических колледжей, родителей.
Программа способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры и упражнения имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
открытое мероприятие по дополнительной образовательной услуге кружка "Маленькие интеллектуалы"
«Путешествие в сказочный лес». Цель: Закрепление элементарных математических представлений через развивающие игры.Задачи.Обучающие задачи:Закрепить умение сравнивать предме...
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Дополнительная образовательная программа "Маленькие интеллектуалы" (3-4 г.)
Цель программы - развитие у детей 3 -4 лет оснвных мыслительных операций....
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....