Дополнительная образовательная программа "Маленькие интеллектуалы" (3-4 г.)
методическая разработка (младшая группа)

Малышева Лариса Евгеньевна

Цель программы - развитие у детей 3 -4 лет оснвных мыслительных операций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_programma_malenkie_intellektualy_3-4g.docx58.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №18 «Родничок»

городского округа город Шарья

Костромской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

(3 – 4 года)

Автор: Малышева Лариса Евгеньевна

Содержание

I

Комплекс основных характеристик Программы

Стр.

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели, задачи, принципы

5

1.3

Возрастные характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

6

1.4

Содержание программы

6

1.5

Планируемые   результаты

7

II

Комплекс организационно-педагогических условий

2.1

Календарный учебный график

7

2.2

Условия реализации Программы

8

2.2.1

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

9

2.3

Оценочные материалы

9

2.4

Методические материалы

9

2.4.1

Информационно- методические условия реализации программы

9

3

Кадровое обеспечение

10

Список литературы

10

4

Приложения

11

4.1

Комплексно-тематический план работы с детьми

11

4.2

Упражнения

13

  1. Комплекс основных характеристик Программы
  1. Пояснительная записка

В трехлетнем возрасте в умственном развитии детей происходят большие перемены. В этот период у ребенка обычно завершается кризис трехлетнего возраста, появляется восприятие себя, как отдельной личности. Трехлетний ребенок переходит от предметно-действенного мышления и прямых манипуляций к наглядно-образному мышлению. Благодаря стремительному развитию речи, малыш расширяет свой лексический запас, у него формируются первые грамматические конструкции. Ребенок учится сравнивать и обобщать, может анализировать не только реальные предметы, но и просто картинки. Он еще играет в простые игры (кубики, пирамидки), но уже появляются зачатки сюжетно-ролевых игр. Малыш постепенно учится заменять одни предметы на другие, играть «понарошку». Раньше ребенок для решения задачи представлял себе в уме действия с предметами и их результат. Теперь же, с развитием знаковой системы понятий, он уже оперирует словами и числами, заменяя окружающие предметы понятиями. Эти новые возможности детского мозга называются отвлеченным мышлением, иначе логикой. Увлекательные математические задания для дошкольников, помогут вам подготовить ребенка к школе в игровой форме.

Нормативная правовая база:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

 2. Санитарно- эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Дата публикации: 19.07.2013.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта Дошкольного образования»

4. Письмо Минобразования РФ от 02.06.98 г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических работников. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы. Утверждена постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года № 1642.

Актуальность Программы

Происходящие в наше время процессы модернизации образования в России предполагают создание равных стартовых возможностей для подготовки детей к школьному обучению. В соответствии требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится необходимым использование инновационных педагогических технологий, адекватных возрастным, физическим, психическим особенностям воспитанников для выполнения детьми программных требований. Это определяет поиск оптимальных путей для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Формирование логического мышления — важная составная часть педагогического процесса, которая, в основном, решается средствами занимательности в обучении. Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.

Концепция Программы

Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решаетпоставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.

Мышление развивается в три этапа:

  • Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
  • Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
  • Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.

На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления.Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.

Проблемами психологии мышления занимались такие ученые как П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н. Н. Подьяковидр.В книге «Психология» Ж. Пиаже «Концепция детского интеллекта и этапов его становления», заметил, что нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и качества предметов - свидетельствуют о том, что даже к концу дошкольного возраста, то есть к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.

По мнению Е.Г. Ревиной, мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

В работах В.В. Левитеса мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения.

Рогов Е.И. под мышлением понимает процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно – умозаключением – раскрыть то, что непосредственно – восприятием – не дано.

А. В. Петровский определяет мышление как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

С.Л. Рубинштейн трактует мышление как обобщенное и опосредованное познание объективной реальности.

В российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях».

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления  - опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей т отношений между предметами, явлениями, фактами.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия межу ними. К.Д.Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Он писал: «…сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение…»

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.

Синтез это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств.

Абстракция – это мысленное отвлечение от каких либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков.

Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.

 Умение логически мыслить, по мнению А.В. Петровского, включает в себя ряд компонентов: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия в соответствии с ними, умение производить логические операции, осознанно их аргументируя, умение строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок и т.д. Поэтому, для него логическое мышление включает в себя ряд компонентов: умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени; умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок; умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.

Таким образом, мышление – это высший, наиболее обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми и объектами, раскрывающими их свойства и сущность.

  1. Цель, задачи и принципы Программы

Цель: развитие у детей 3 – 4 лет основных мыслительных операций.

Задачи:

  • Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.
  • Учить детей ориентироваться в пространстве.
  • Воспитывать интерес к развивающим упражнениям и играм.

Принципы Программы

Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:

Принцип системности

работа проводится систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течении месяца.

Принцип адресного подхода

учет индивидуальных особенностей детей

Принцип последовательности

предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.

Принцип преемственности

взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Принцип наглядности

широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности.

Принцип занимательности

изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

  1. Возрастные характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

Особенности развития логики в 3-4 года.

Логика – важный инструмент человека в процессе познания. Способность мыслить логически дает возможность человеку понимать, что происходит вокруг, находить связи в явлениях и предметах, обобщать, анализировать, решать различные задачи, делать умозаключения и многое другое, что требует от него сама жизнь. В процессе этих действий человек использует определенные приемы: определение состава, структуры и организации частей и элементов целого; ориентация на существенные признаки явлений и предметов; определение взаимосвязей между явлениями и предметами; обнаружение тенденций и закономерностей развития; построение гипотез и обнаружение следствий; осознанная аргументация логических операций. Конечно, трехлетний ребенок не обладает достаточным уровнем логического мышления, который необходим для выполнения всех этих функций. Но процесс образования данных логических приемов через наглядно-действенное мышление и последующее их совершенствование и является развитием логического мышления.

Особенность развития логики в 3-4 года проявляется в том, что мыслительный процесс носит эмоциональный характер. Он интересен и увлекателен для ребенка, который, играя, не вдаваясь в излишние подробности, стремиться к обоснованию, доказательству, поиску причин.

О развитии логического мышления у ребенка свидетельствует появление огромного количества вопросов – Почему? Как? Откуда? Зачем? и другие. Многие психологи и педагоги, изучая данный вопрос, отмечают необходимость целенаправленно развивать у детей возможности логического мышления, так как сам по себе набор логических приемов, даже хорошо усвоенных, представляет собой лишь потенциал умственного развития, а не саморазвитие, которое возможно лишь при постоянной практике этих приемов. И, так как ведущим видом деятельности для ребенка 3-4 лет является игра, то именно при помощи игровой деятельности и следует начинать развитие у детей логических способностей. В условиях игры ребенок создает обобщенные образы, анализирует игровую ситуацию.

Сроки реализации

Срок реализации программы – 1 года (34 часа). Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять не более 10. Занятия проводятся по подгруппам.  Занятия посещают дети по желанию, интересу, по запросу родителей.

Формы и режимы занятий

     Режим и максимальная продолжительность занятий  соответствует нормативам, обозначенным в (СанПиН 2.4.1. 3049-13). Занятия проводятся во вторую половину дня в форме совместной, кружковой деятельности, продолжительность которых составляет 34 занятия по 15 минут. (1 раз в неделю).

Программа предусматривает проведение  практических игр-занятий. В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

  1. Содержание программы

Применяются технологии:

  • Игровое обучение
  • Развивающее обучение

Методы и приемы:

  • Словесные методы: объяснение, пояснение,  вопрос, педагогическая оценка
  • Наглядные методы: кодовые карточки, карточки-схемы, рисунок, алгоритм, демонстрация способов действия, игровые персонажи, игровые пособия
  • Практические методы: обследование, наложение, упражнения, анализ, синтез, сравнение  и обобщение.
  • Диагностические
  • Игровые
  • Учебно - тематический план младшая  группа (1 год обучения)

Тема

Количество часов

Теоретические

Практические

Всего

1

Обобщение

1

2

3

2

Классификация

1

2

3

3

Сравнение

1

2

3

4

Аналогии

1

2

3

5

Систематизация

1

2

3

6

Смысловое соотнесение

2

2

4

7

Отрицание

2

3

5

8

Анализ, синтез

2

3

5

9

Умозаключения

2

3

5

Итого

13

21

34

1.5 Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы

Сформированы предполагаемые умения и навыки:

- Ребенок владеет основными логическими операциями.

- Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.

- Способен объединять и распределять предметы по группам.

- Свободно оперирует обобщающими понятиями.

- Может при помощи суждений делать умозаключения.

- Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы

- Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Предполагаемые умения и навыки находятся в стадии формировании.

- Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация

- Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.

- Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями.

- Затрудняется самостоятельно делать умозаключения.

- Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.

- Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Предполагаемые умения и навыки не сформированы.

- Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация.

- Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.

- Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями.

- Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив.

- Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.

2.1 Календарно-учебный график

Программа рассчитана на 1 года. Деятельность по дополнительной общеобразовательной программе проходят 1 раз в неделю, в  вечерние часы.

Наименование

Младшая группа

Учебный год

2021 - 2022

Возраст

3 – 4 лет

Количество групп

1

Содержание

1

Количество возрастных групп за 1 год

3 группы

2

Начало учебного года

01.09. 2022 год

3

Окончание учебного года

29.05.2022 год

4

Продолжительность учебного года

35 недель

5

Продолжительность учебной недели

5 дней (понедельник – пятница)

6

Летний оздоровительный период

с 1.06.2022 г. по 31.08.2023 г.

7

Режим работы ДОУ в учебном году

Режим работы ДОУ в учебном году

8

Режим работы ДОУ в летний оздоровительный период

7.00 – 19.00

9

Режим работы ДОУ в учебном году

7.00 – 19.00

10

11

Мониторинг качества освоения программного материала воспитанниками

с 01.09 по 10.09. 2021

с 10.05 по 20.05.  2022

12

Выпуск детей в школу

13

Периодичность проведения групповых родительских

собраний

1 собрание – сентябрь-октябрь

2 собрание – январь-февраль

3 собрание – апрель - май

14

Праздничные (выходные) дни

В соответствии с календарём

4 ноября 2018 – День народного единства

29 декабря 2018 - 8 января 2019 г. – новогодние каникулы

23 февраля 2019 г. – День защитника Отечества

8 марта 2019 г. – Международный женский день

1 мая 2019 г. – Праздник весны и труда

9 мая 2019 г. – День Победы

12 июня 2019 г.– День России

Календарный год рассчитан на 36 рабочих недель, 1 час в неделю (среда), общее количество часов 108,теоретических 41 час, практических 67 часов.

Совместная образовательная деятельность

Начало СОД

Младшая группа

15.30

Количество СОД

1 раз в неделю

Время начала и

окончания СОД

15.30 - 15.45

Минимальная продолжительность перерыва между СОД

10 мин

2.2 Условия реализации программы

Для развития логического мышления у детей дошкольного возраста необходимы условия:

  • Систематическая работа по авторской программе «Маленькие интеллектуалы» 1 раз в неделю, в 15.30.
  • Создание предметно – пространственной среды. В группе оборудован центр математики. В свободном доступе находятся игры и упражнения для развития логического мышления.

Игровые пособия:

  • «Блоки Дьенеша»
  • «Собери узор»
  • «Логические кубики»
  • «Логическое домино»
  •  Пазлы
  • «Сложи узор»
  • Геометрическое лото
  • Альбомы «Маленькие логики»
  • Альбом «Лепим нелепицы»
  • «Логическое дерево»
  • Наборы животных для обыгрывания
  • Карточки – символы
  • Средства ИКТ, магнитофон

2.2.1  Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

  • Привлечение родителей к участию в детских мероприятиях, конкурсах.
  • Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.
  • Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания.
  • Организация совместных с родителями занятий, мастер-классы, создание тематических альбомов, фотовыставок.
  • Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребенка.

2.3 Оценочные материалы

Оценочный материал результативности освоения программы в младшей  группе используется на основе педагогического наблюдения в ходе игровых заданий.

  1. «Классификация». Ребенку предлагается 4 картинки или предмета - умение обобщать предметы в группы по их характерным свойствам (Например, фрукты, овощи, транспорт).
  2. «Собери картинки». Умение выделять часть из целого, составлять структуру помогают игрушки, которые делятся на части. Например, пазлы, кубики с частями картинки.
  3. «Найди лишний предмет». Умению сравнивать и анализировать по признаку надо отгадать предмет.

За каждый правильный ответ даётся один балл. Если ответ ребёнка не совсем точен, даётся 0,5 балла.

Оценка результата:

Максимальное количество баллов — 10, минимальное — 0.

8-10 баллов — сформированы.
4-7 баллов — находятся в стадии формирования.
1-3 балла – не сформированы.

2.4  Методические материалы

2.4.1. Методическое обеспечение реализации программы

Материально - техническое обеспечение

Одним из важнейших факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательного процесса, являются условия реализации программы, соответствующие СанПиН 2.4.4.1251-0З. Групповые помещения – групповая комната или центр дополнительного образования.

Условия,

помещение

Оборудование и пособия

ТСО

Центр познавательного развития в групповой комнате

Школа семи гномов. Логика и мышление от 3 – 4 лет.

Большая книга развития логики, карандаши.

  • Магнитофон
  • Нетбук

Центр дополнительного образования

Задания для развития логического мышления

  • Компьютер
  • Проектор
  • Экран

Фотоаппарат

3. Кадровое обеспечение

Ф.И.О. педагога

Квалификационная категория

Должность

1

Косарева В.Н.

Высшая квалификационная категория

педагог доп. образ.

2

Журавлева И.В.

Высшая квалификационная категория

старший воспитатель

3

Малышева Л.Е.

Высшая квалификационная категория

воспитатель

Список используемой литературы

  1. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996. – 400с.
  2. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  3. Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002, 1008 с.
  4. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления.//Вопросы философии. – 1977. - №4.
  5. Леонтьев А.А. Выготский Л.С. М.: Просвещение, 1990, 158 с.
  6. Мухина В.С. Детская психология./Под ред. Венгера Л.А. М.: Просвещение, 1985, 271 с.
  7. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. Т. 1, 2. М.: Владос, 1995, 576 с.
  8. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 528 с.
  9. Петровский В.А., Виноградова А.М. и др. Учимся общаться с ребенком. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.
  10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000, с. 416.
  11. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995. – 232 с.
  12. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291с.
  13. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. М.: АО «Столетие», 1994, 192с.
  14. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся/ Под ред. Давыдова В.В., Нежновой Т.А. – М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.

Приложение 1.

Тематический план работы с детьми 3 – 4 лет.

Месяц

Тема

Материал

Сентябрь

 Мониторинг знаний детей

Диагностический материал

Октябрь

1 неделя - «Логический ряд», «Назови одним словом», «Кого не стало»

2 неделя – «Найди такую же», «Найди 2 одинаковых петушков», «Найди отличия».

3 неделя – «Что изменилось?», «Подбери пару по узору», «Назови одним словом».

4 неделя – «Найди пару по форме», «Чей малыш?», «Логическая пара»

Карточки с заданиями, цветные карандаши,  игрушки – собачка, уточка, медведь.

Карточки с заданиями, цветные карандаши.

Ноябрь

1 неделя – «Что здесь лишнее?», «Кто здесь лишний?», «Ошибки художника».

2 неделя – «Противоположности», «Какие предметы спрятаны?», «Что лишнее?».

3 неделя – «Где находится предмет?», «Отрицание», «Найди пару».

4 неделя – «Кофточки для Маши и Даши», «Угадай карандаш», «Чей домик?»

Карточки с заданиями, цветные карандаши.

Декабрь

1 неделя – «Найди пирамидку», «Помоги девочке пройти к кролику», «Найди отличия».

2 неделя – «Найди отличия», «Назови одним словом», «Кто лишний?»

3 неделя – «Что лишнее?», «Чья Обувь?», «Найди пару».

4 неделя – «Найди хвост животному», «Заплатки для ковриков», «На что похоже животное»

Карточки с заданиями, цветные карандаши.

Январь

3 неделя – «Какая игрушка лишняя?», «Что не правильно?», «Вид транспорта».

4 неделя – «Что сначала, что потом», «Подбери предмету его часть», «Чего не стало»

Карточки с заданиями, цветные карандаши, игрушки.

Февраль

1 неделя – «Найди пару», «Вкладыши», «Заплатки».

2 недели – «Найди тень», «Что нужно для рисования», «Что нужно для прогулки».

3 неделя – «Раскрась яблоки», «Покажи путь от цыпленка к маме курице», «Что можно есть?».

4 неделя – «Раскрась цыпленка», «Где сидит собачка», «Дорисуй божью коровку»

Карточки с заданиями, цветные карандаши

Март

1 неделя – «Помоги Коле и Ване забить мяч в ворота», «Что лишнее?», «Назови одним словом».

2 неделя – «Найди тень», «Назови пару», «Четвертый лишний».

3 неделя – «Найди отличия», «Кого не стало», «Сложи картинку»

4 неделя – «Отрицание», «На каком инструменте играет клоун», «Что неправильно?»

Карточки с заданиями, цветные карандаши.

Апрель

1 неделя – «Чей домик?», «Что лишнее?», «Сложи картинку».

2 неделя – «Найди пару по форме», «Назови одним словом», «Что изменилось».

3 неделя – «Четвертый лишний», «Угадай на ощупь», «Отрицание».

4 неделя – «Найди путь к домику», «Вкладыши», «Пазлы»

Карточки с заданиями, цветные карандаши

Игрушки, мешочек, пазлы, вкладыши

Май

Мониторинг знаний детей

Диагностический материал

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

открытое мероприятие по дополнительной образовательной услуге кружка "Маленькие интеллектуалы"

«Путешествие в сказочный лес».  Цель:  Закрепление элементарных математических представлений через развивающие игры.Задачи.Обучающие  задачи:Закрепить умение сравнивать предме...

Дополнительная образовательная программа "Маленькие интеллектуалы" (4 - 5 лет)

Программа "Маленькиеинеллектуалы" (4 - 5 лет) является дополнительной общеобразовательной программой по кружковой работе. В ходе реализации програмы дети учатся основным логическим операциям...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....