Проект " Мы дружим с математикой"
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Купец Татьяна Васильевна

Проект в старшей группе "Мы дружим с математикой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект " Мы дружим с математикой"26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Дюймовочка»

Проект в старшей группе

 «Мы дружим с математикой»

 

Подготовила и провела:

Воспитатели МБДОУ Детский сад №6 «Дюймовочка»

Купец Т.В.

2017 год

Тип – практико-ориентированный.

Вид – творческий.

Сроки реализации: сентябрь — ноябрь 2017 г.

Участники проекта: воспитатель, родители, дети.

Актуальность работы:

ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программа)  Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции. Для реализации образовательной области «Познавательное развитие», через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ, организуются центры занимательной математики. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Обучение дошкольников началам математики преследует главную цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Где роль несложного занимательного материала - активизировать умственную деятельность; увлекать и развлекать детей; расширять, углублять, математические представления; закреплять полученные знания и умения; упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Именно через игры, как основной вид деятельности детей, процесс познания становится более интересным и занимательным, а значит, и успешным.

Цель проекта: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, путем преобразования «Центра занимательной математики» в развивающей предметно-пространственной среде группы. 

Задачи:

  • проанализировать нормативно - методические требования к содержанию центра занимательной математики в ДОУ;
  • подобрать игры и игровой материал в центр занимательной математики, исходя из принципов доступности игр детям в данный момент, учитывая их возрастные особенности;
  • приобщить родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы своими руками;

Ожидаемые результаты:

  • повышение психолого-педагогической компетентности педагога, оформления центра занимательной математики и использования его содержимого;
  • наличие в центре таких игр и игрового материала, освоение которых детьми возможно на разном уровне, с учетом их возрастных особенностей;
  • позитивное отношение родителей к вопросам преобразования центра занимательной математики, своими руками в группе;

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

В группе для центра занимательной математики необходимо было отвести специальное место, оснащенное играми, пособиями, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым, детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать интересующую их игру, пособия математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Именно в ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

  • Разработку проекта решено начать с анкетирования родителей (Приложение №1), чтоб проанализировать насколько родители владеют информацией о занимательном математическом материале и, какую бы они хотели получить консультацию, информацию по формированию элементарных математических представлений у детей. 
  • После обработки анкет, была проведена родительская гостиная на тему: «Значение занимательной математики в дошкольном возрасте». Цель: повышение активности и интереса родителей к развитию у детей математических способностей; привлечение родителей к созданию центра занимательной математики в группе, главной идеей которого было сделать математическую игру каждой семье своими руками.

Каждой семье педагогом подобрана такая математическая игра, которую бы они смогли сделать своими руками в домашних условиях совместно со своими детьми.

  • Также были подготовлены буклеты для родителей «Математика важна, математика нужна» (Приложение №2) Родители активно откликнулись, делились идеями, находили оригинальные решения, высказывались, кто какой вклад может внести в оформление математического центра и началась совместная творческая работа, которая доставила всем массу удовольствия.

Основной этап

За время реализации проекта, совместно с родителями, были проведены следующие мероприятия:

  • освободили место, необходимое для центра занимательной математики (убрали ненужную мебель, полки);
  • сделали небольшой косметический ремонт стены, после демонтажа мебели (обклеили обоями, покрасили в ярко желтый цвет);
  • подобрали необходимую, новую мебель для математического центра (длинный стол вдоль стены, для математической деятельности детей; стулья; прозрачные полки из оргстекла, для создания объема на стене; небольшой шкаф с дверкой);
  • оформили стену яркой, объемной композицией (жираф с воздушными шарами, обклеенный цифрами от 1 до 10);
  • наполнили центр занимательной математики следующим материалом:

Содержание центра занимательной математики

Наполнение математическим материалом

Наглядный демонстрационный материал

  • комплекты цифр;
  • комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета;
  • демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай»;
  • картинки по временам года и частям суток;

Раздаточный материал

  • комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета;
  • комплекты цифр и картинок с предметами;
  • мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.;
  • счетные палочки;

Занимательный математический материал (картотеки)

  • картотека математических загадок и пословиц;
  • поговорок и считалок, задач-шуток;
  • головоломок и лабиринтов;
  • заданий на сообразительность;
  • подвижных игр, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров;
  • сказок о цифрах, числах и других математических понятиях;
  • картотека математических фокусов «Матемагия»;

Дидактические игры математического характера(по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др.).

  • набор вкладышей по принципу матрешки;
  • мозаика;
  • объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, составленных из 2 частей различных конфигурации и цвета;
  • рамки и вкладыши;
  • тематические домино с цветными и теневыми изображениями;
  • конструктор из элементов с логическими вкладышами на темы «Форма», «счет», «расположение»;
  • настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т. п.);
  • игры с цифрами, монетами;
  • календарь, модель календаря;
  • шашки, шахматы;

Интеллектуальные, логико – математические игры

  • кубики Никитина;
  • Рамки – вкладыши Монтессори;
  • Геоконт;
  • математический планшет;
  • блоки Дьенеша;
  • палочки Кюизенера;
  • игры Воскобовича.

А также математические игры, сделанные родителями своими руками

Результаты проекта:

  • у родителей появился интерес к жизни детского сада, также у них повысилась активность и интерес к развитию у детей математических способностей;
  • у детей повысился интерес к элементарной математической деятельности;
  • у детей появилась потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми;
  • у детей отмечается стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности;
  • дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.

В дальнейшем, в течение года, по мере освоения детьми игр, следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Преобразовывая центр занимательной математики, педагог с родителями получили массу удовольствий от совместной творческой деятельности.

Заключение

«Природа формирует свои законы языком математики» - эти слова принадлежат Г. Галилею.

Действительно, изменения, процессы, происходящие в мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов, объектов.

Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону.

Многие видные психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета и измерения. С этой целью продумываются различные формы образовательной работы с детьми, т. е. обучение проводится не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и во время других видов воспитательной работы (в игре, в процессе выработки трудовых навыков и др.). Именно игра, в процессе обучения дошкольников математике, непосредственно включается в занятие, являясь средством освоения новых знаний, уточнения, закрепления материала.

Играя, в центрах занимательной математики, дети, в самостоятельной деятельности, отрабатывают навыки, закрепляют уже имеющиеся знания, открывают для себя новое в области математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация проекта "Играй, дружи, общайся!"

Педагогический проект по театрализованной деятельности и риторике...

ПРОЕКТ «ДАВАЙ ДРУЖИТЬ, ДОРОГА!»

Цель проекта: формирование навыков безопасного поведения на дорогах.Задачи проекта:•     Создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения.•...

Проект "Давай дружить!"

Использование театра дает возможность развивать всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребенок развивается в удобном для него темпе. Ребенок талантлив от природы, а театр помогае...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Мы дружим с математикой"

Развлечение  позволит в игровой, привлекательной для дошкольников деятельности закрепить представление о цифрах, упражнять в счете в пределах 10, развивать умения соотносить цифру с количеством....

Мы дружим с математикой

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. обобщение знаний по математике...

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: «Мы дружим с математикой»

Тема: «Мы дружим с математикой»Цель: Обобщить математические представления детей подготовительной группы.Задачи:Систематизировать представления детей о порядковом  и количественном сч...