Главные вкладки

    Сценарий специально организованной деятельности "Путешествие в страну Математика"
    план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

    Никонова Ксения Ильинична

    Задачи:

    Продолжать формировать у детей представления о днях недели, месяцах и числах.

    Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

    Закрепить умение различать пространственные представления: слева, справа, посередине, вверху, внизу, за, перед.

    Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

    Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания.

    Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание придти на помощь.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сценарий СОД "Путешествие в страну Математика" в подготовительной группе

    Цель - формирование у детей представления о днях недели, месяцах и числах.

    Задачи:

    Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

    Закрепить умение различать пространственные представления: слева, справа, посередине, вверху, внизу, за, перед.

    Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

    Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания.

    Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание придти на помощь.

    Материалы и оборудование: Журнал для записи, карточки с цифрами, знаками, конверты с заданиями на каждого ребенка, карандаши, макеты деревьев, избушка, изображение Бабы-Яги, схема для составления арифметических задач, фланелеграф.

    Предварительная работа: беседа о загородных поездках, подвижная и сюжетно-ролевая игра «Путешествие по железной дороге».

    Словарная работа: День, неделя, месяц, задача, условие, решение.

    Планируемые результаты: закрепить знания детей о геометрических фигурах; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; закрепить умение различать пространственные представления: слева, справа, посередине, вверху, внизу, за, перед.

    Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное развитие.


    Ход занятия

    1. Введение в игровую ситуацию – мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

    Воспитатель: 

    -  Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день – мы отправляемся в путешествие в загадочную страну. Но для начала давайте улыбнемся друг другу – в путь ведь отправляются в хорошем настроении. Хотите узнать, куда мы отправимся? Тогда отгадайте загадку:

    Она – царица всех наук,

    Без нее мы – как без рук,

    Научит думать и решать,

    И много действий совершать. (Ответы детей: математика.)

    Воспитатель:  Итак, ребята, вы правы! Мы с вами отправимся путешествовать по волшебной стране под названием «Математика». Путь наш будет непрост, но интересен. Как истинные путешественники, мы будем вести журнал, в который будем записывать все самое интересное и необычное, то, что встретили на пути. Для начала давайте внесем туда дату нашего путешествия. (Дети из карточек составляют дату: число, месяц, день недели, вспоминают названия дней недель.)

    Воспитатель: - Почему для того, чтобы обозначить число, нам понадобилось две карточки? (22 – число двузначное, поэтому для записи его потребуется 2 знака – цифры.) Прочитайте, когда мы отправляемся в путь!

    2. Затруднение в игровой ситуации

    Воспитатель: — Ребята, а на чем же мы с вами будем путешествовать? Чтобы это узнать, нам предстоит разгадать зашифрованный рисунок.

    Проводится игра «Разгадай зашифрованный рисунок». — Возьмите игровизоры и карандаши. Отступите 2 клетки слева и 9 клеток сверху, ставьте точку. Начинаем рисовать. 4 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 8 клеточек вправо, 2 клеточки вниз, 3 клеточки вправо, 3 клеточки вниз, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 3 клеточки влево, 3 клеточки вверх. Что получилось? Дорисуйте машине двери и колеса.

    Воспитатель: — А сейчас мы с вами превратимся в водителей, сядем в свои волшебные машины и поедем.

    Дети садятся на стульчики и едут на своих воображаемых машинах.

    Мы едем, мы едем вперед и вперед. Дорога нам новые силы дает. Мы едем в машине куда захотим, И едем так быстро, как будто летим. Мы едем, мы едем вперед и вперед. Машина везет нас и не устает, Так много дорог, впереди поворот, Свернули – и снова вперед и вперед!

    Воспитатель: - Чтобы не скучать в пути нам, мы будем загадывать загадки и отвечать на веселые вопросы.

    Математические вопросы:  У бабушки Даши внучка Маша, Кот Петушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1)

    Я так мила, я так кругла.Я состою из двух кружочков. И я довольна, что нашла себе таких, как вы, дружочков. (8) Цифра вроде буквы «О», Но не значит ничего. (О) Нам вы можете не верить, Но попробуйте проверить: Эта цифра – кочерга. У нее одна нога. (7) От нее ведется счет, и за это ей почет. Тонкая, как спица, цифра ….(единица). Острый локоть оттопыря, за тремя идет … (4)

    Сколько дней в одной неделе? Сколько пальцев на одной руке? Сколько месяцев в году? Что наступает раньше: утро или вечер? Сколько углов у треугольника? А у круга?

     Вот мы с вами и доехали в математическую страну. Первый город этой страны, который мы посетим, называется «Веселый счет». Его жители – цифры. Выбежали они из своих домиков и растерялись. Давайте поможем им найти свое место. Проводится работа с числовой последовательностью. С чего начинается числовой ряд? (С единицы.)  Почему это число первое? (Потому что оно самое маленькое из всех.) Какое число называется предыдущим? (То, которое стоит перед названным.)  И какое последующим? (То, которое стоит после названного.)

    Я буду бросать мяч и называть число, вы, бросая мне мяч обратно, будете называть предыдущее и последующее числа. Проводится игра с мячом «Назови число». Мы с честью справились со своим заданием и помогли жителям города. Ребята, вы наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Сейчас немного отдохнем и дальше в путь пойдем.

    Проводится физминутка «Раз, два, три, четыре, пять».

    Вот мы немного отдохнули, теперь пора двинуться дальше.

    Ой, ребята, мы попали в какой-то необычный лес. А вот на полянке стоит избушка – зайдем в нее. Вот это да! Мы попали в избушку Бабы-Яги. А вот и она сама – говорит, что не выпустит нас, если мы не сумеем справиться с ее задачками.

     Все они будут непростые, заколдованные, как например, вот эта схема. Что на ней изображено? (Яблоки.) Сколько их? (Четыре.) Можно ли по этой схеме составить задачу? 

    Например: Сестрице Аленушке Яблонька подарила четыре яблока, но когда она побежала искать своего братца Иванушку, то выронила одно. Сколько осталось?

    Давайте запишем решение задачи (4-1=3). Что означало число 4?(Сколько было.) Что означало число 1?(Сколько выронила.) А число 3? (Сколько осталось.) Почему выбрали знак «минус»? (Потому, что в результате стало меньше.)

    Следующая задача:  Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели. Пять румяных, наливных, один с кислинкой. Сколько их?— О чем говориться в задаче? (О яблоках.) Что о них известно? (Их было пять румяных, да одно с кислинкой.) Что надо узнать? (Сколько всего.)— Давайте запишем решение задачи. (5+1 =6) Почему вы выбрали для записи именно знак «плюс»? (Потому, что нужно найти, сколько было всего) Прочитайте запись. Назовите части, которые вы соединили. (Пять и один). Что получилось? (Шесть.) А как еще можно получить это число? Возьмите карточки и покажите.

    Молодцы! Мы с вами выдержали испытания Бабы-Яги, но она, хитрая, завела в запутанный лабиринт. Из каких геометрических фигур он состоит? Чтобы нам отсюда выбраться, нам нужно посчитать количество геометрических фигур и назвать их. Мы уже почти свободны и справились со всеми заданиями.

    Ребята, нам нужно найти наши машины, в этом нам поможет один добрый гном, который живет на этой полянке. Вот только я забыла его адрес. Но помню, что он живет в доме, где дверь не красная, нет забора, а на крыше живет аист. Попробуйте найти домик нашего друга. (7-8 рисунков домиков, среди которых должны выбрать нужный.) Кто нашел, подойдите и скажите мне на ушко. Итак, под каким же номером находится нужный домик?

    Итог занятия – восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, создать ситуацию успеха.


    Список литературы

    1. Алиева, Т. А. Развитие математических представлений у дошкольников. Методическое пособие. ФГОС ДО / Т. А. Алиева, Т. И. Тарунтаева. – М.: Сфера, 2014. – 224 с.
    2. Волкова, Ф. В. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность / Ф. В. Волкова // Электронный ресурс – режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/584628/.
    3. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2010. - 207 с.
    4. Кондратьева, М. О. Конспект урока на тему «Решение арифметических задач с применением средств ИКТ» / М. О. Кондратьева // Электронный ресурс – режим доступа: http://doc4web.ru/matematika/konspekt-uroka-na-temu-reshenie-arifmeticheskih-zadach-s-primene.html.
    5. Коротовских, Л. Н. Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста / Л. Н. Коротовских. – М.: Детство – пресс, 2011. – 224 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий математического праздника «Путешествие в страну Математики» для детей подготовительной группы.

    Сценарий праздника предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

    Сценарий математического праздника «Путешествие в страну Математики» для детей подготовительной группы.

    В ходе организованной образовательной деятельности у детей закрепляются математические представления в процессе общения детей с игровыми персонажами.             ...

    Сценарий специально организованной деятельности "Путешествие к динозаврам" для детей старшего дошкольного возраста

    Задачи: 1. закреплять знания детей о животных, живших в древности; 2. развивать познавательный интерес, любознательность детей; 3. формировать понятия «настоящее», «прошлое&raqu...

    Сценарий специально организованной образовательной деятельности «Знакомство с русской избой» в группе среднего дошкольного возраста

    Цель – знакомство детей с бытом русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.Задачи:·познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, ...

    Конспект организованной образовательной деятельности по математике Тема: «Путешествие в страну математики» Группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет.

    Цель: Формировать у детей элементарные математические представления. Программное содержание: Обучающие задачи:Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 6.Закрепить ори...