Сценарий специально организованной образовательной деятельности «Знакомство с русской избой» в группе среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Никонова Ксения Ильинична

Цель – знакомство детей с бытом русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • ·познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, и т.д.);
  • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;
  • развивать мышление, речь, воображение детей;
  • воспитывать любознательность, расширять кругозор детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий специально организованной образовательной деятельности

«Знакомство с русской избой» в группе среднего дошкольного возраста

Цель – знакомство детей с бытом русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • ·познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, и т.д.);
  • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;
  • развивать мышление, речь, воображение детей;
  • воспитывать любознательность, расширять кругозор детей.

Материально-техническое и наглядное обеспечение: телевизор, магнитофон, стилизация под русскую избу предметами быта, фонотека с русскими народными песнями,  самовар, баранки, посуда, схема для лепки птичек, соленое тесто, перышки, доски для лепки, стеки, тряпочки.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.

Ход занятия:

Хозяйка избы в ярком сарафане встречает детей у входа. (звучит русская народная музыка).

Здравствуйте, гости дорогие! Лучшему гостю первое место! Прошу в избу, проходите, присаживайтесь (дети присаживаются на стульчики стоящие полукругом). Чем богаты, тем и рады.

Ребята, я вас пригласила к себе в избу, расскажите, пожалуйста, мой дом, чем тот отличается от вашего? Ответы детей: да, у нас мебель другая, у нас нет печи, у нас посуда другая, у нас нет прялки и т.д.

Воспитатель: Хорошо, ребята! Правильно. И сделан мой дом угадайте из чего?  

Я и лодка, я и дом,

Конь с веревочным хвостом,

Карандаш в твоем пенале

Тоже из меня создали.

Хоть на суше я живу,

Бросишь в реку - поплыву

Но смотри, держи меня

 Ты подальше от огня! (дерево)

Ответы детей: дерево.

Воспитатель: правильно, ребята. Мой дом сделан из дерева. Значит он какой? Ответы детей: деревянный.

Воспитатель: А сейчас дома из какого материала строят?

Ответы детей: из камня, кирпича.

Воспитатель: какие молодцы! Только мой деревянный дом мне больше нравится, в нем такой особенный запах, понюхайте (воспитатель дает детям понюхать кусочки бересты с каплей пихтового масла). Вам нравится? Ответы детей: да! А у нас дома так не пахнет.

Воспитатель: Дети, как выдумаете, что же в моем доме самое главное?

Послушайте мою загадку:

В избе – изба, 

На избе – труба. 

Зашумело в избе, 

Загудело в трубе. 

Видит пламя народ, 

А тушить не идет.

Ответы детей: печка!

Воспитатель: Верно! Самое главное - печь, она помогает мне согревать дом, в ней я готовлю еду и пеку пироги, также сушу одежду.

Ой, ребята, послушайте, мне кажется за печкой что – то есть.

Кряхтя, выходит домовёнок (переодетый ребенок).

- В уголке  за  печною трубой

В нашем доме живу я, домовой,

Вожу дружбу я с серым котом

А вот  с ними совсем не знаком. (показывает на детей)

Домовые живут триста лет

В тех домах, где есть запах  котлет.

Там  где ёлка стоит в Новый год.

Из под шкафа  кружочки  монет

Я достану и сложу в буфет.

Или тапочки  выставлю в ряд,

А лапти почищу - блестят!

Знаю вещи все наперечёт,

И  загляну я в любой  уголок –

Очень люблю порядок и толк!

Воспитатель: домовой, а ты с чем пожаловал? Мы тебя не звали совсем. Домовой: Так расшумелись, мешаете мне спать.

Воспитатель: дети, а давайте поиграем с нашим домовым!

Дети: Хорошо!

Проводится игра – хоровод «Три веселых братца» - 2 р.

Три веселых братца

гуляли по двору, 

Три веселых братца

 затеяли игру, 

Делали головками ник-ник-ник, (кивки  головой)

Пальчиками ловкими чик-чик-чик. (изображение пальцами ножниц)

Хлопали ладошками

 хлоп-хлоп-хлоп, 

Топотали ножками топ-топ-топ.

Домовой: уф, уморили, ребята, пойду я к себе за печку, а вы не шумите.

Воспитатель: Ребята проходите, вставайте поудобнее, не  толкайтесь, а то домовой не любит когда шумно. Посмотрите, это моя прялка. А кто знает для чего она нужна? Ответы детей: для ниток. Воспитатель: для того чтобы прясть пряжу, а потом можно связать теплый свитер или варежки.

А здесь у меня посуда, она отличается от вашей? Ответы детей: да!

Воспитатель: посуда у меня специальная для печи, вот в таких горшочках – чугунах я готовлю еду. А вот это самовар (рассматривание), в него заливается ключевая вода, да растапливается углями. А чай какой ароматный! Я вас обязательно угощу, но чуть позже! Ребята, помогите мне воды набрать из колодца, чтоб самовар поставить. Дети: Да!

Воспитатель: ну тогда подходите, делитесь на две команды, берите ведра и идем до колодца, возвращаемся, наливаем воду в самовар, передаем другим. (Дети под музыку выполняют). – Молодцы, ребята, а теперь подходите, рушником вытирайте руки кому нужно. Я затоплю самовар пока.

Посмотрите, какой у меня утюг необычный, он тоже работает от горячих углей моей хозяюшки – печи. А теперь давайте поиграем, я вам буду показывать картинки вещей,  которые у меня есть, а вы мне говорите, что теперь уже у вас дома есть. Игра «Что было, что стало» (показ картинок самовара, утюга на углях, печи, лапти, валенки, чугунок). Дети: чайник, утюг, обогреватель, ботинки, кастрюля.

Ребята, я вас приглашаю пройти дальше, вас ждет моя бабушка Агафья, она хочет вам что то рассказать.

Агафья: Здравствуйте, гости дорогие! Походите, посмотрите, какие игрушки  я вам приготовила (глиняные, тряпичные игрушки). Вы знаете, что раньше игрушки были именно такие, но самыми любимыми были глиняные птички. Но вот незадача, домовой куда то спрятал, не нашла я их, а то мы бы с вами поиграли  бы. Что же делать?

Дети: давайте их сделаем.

Агафья: Хорошо, присаживайтесь за столы. Объяснение, показ схемы лепки. Работа детей.

Воспитатель. Молодцы! Красивые птички у вас получились.

Воспитатель: Ребята,  расскажите мне, к кому вы сегодня ходили в гости? В какие русские народные игры вы играли? Что нового вы сегодня узнали на этой встречи? А что вы сегодня стряпали? А из чего? (Ответы детей)

Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! А сейчас подходите к столу, будем пить чай из самовара. Только сперва помоем руки с мылом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Артикуляция звука Ж. Закрепление произношения звука в слоге, в разных словах. Воспитание звуковой и интонационной культуры речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Богатыри земли русской» с детьми группы среднего дошкольного возраста (5 – 6 лет) «Жемчужинка» МБДОУ детский сад №6 «Василек»

Интеграция образовательных областей:социально - коммуникативное развитие;познавательное развитие;речевое развитие;художественно – эстетическое развитие;физическое развитие.Цель. Приоб...

Проект "Традиции русского народа. Мини - музей "Русская изба" с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта формировать представление о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа....

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста на тему «Колобок».

Занятие направлено на решение следующих целей и задач: Цель: развивать интерес к аппликации как виду деятельности.Задачи:Развивающие: Развивать продуктивную деятельность детей через разные виды деятел...

Конспект специально организованной образовательной деятельности по физическому развитию "Плавание" для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на остров сокровищ"

Цель: Закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков на воде. Привитие интереса к занятиям плаванием.Задачи:Оздоровительные и развивающие:Способствовать оздоровлению и  закали...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе среднего дошкольного возраста « Прощай – зима! Здравствуй, весна!»

Расширить знания детей о характерных признаках зимы, весны.Расширить знания детей о характерных признаках зимы, весны....