Главные вкладки

    Сценарий специально организованной образовательной деятельности «Знакомство с русской избой» в группе среднего дошкольного возраста
    план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

    Никонова Ксения Ильинична

    Цель – знакомство детей с бытом русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.

    Задачи:

    • ·познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, и т.д.);
    • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;
    • развивать мышление, речь, воображение детей;
    • воспитывать любознательность, расширять кругозор детей.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сценарий специально организованной образовательной деятельности

    «Знакомство с русской избой» в группе среднего дошкольного возраста

    Цель – знакомство детей с бытом русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.

    Задачи:

    • ·познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, и т.д.);
    • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;
    • развивать мышление, речь, воображение детей;
    • воспитывать любознательность, расширять кругозор детей.

    Материально-техническое и наглядное обеспечение: телевизор, магнитофон, стилизация под русскую избу предметами быта, фонотека с русскими народными песнями,  самовар, баранки, посуда, схема для лепки птичек, соленое тесто, перышки, доски для лепки, стеки, тряпочки.

    Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.

    Ход занятия:

    Хозяйка избы в ярком сарафане встречает детей у входа. (звучит русская народная музыка).

    Здравствуйте, гости дорогие! Лучшему гостю первое место! Прошу в избу, проходите, присаживайтесь (дети присаживаются на стульчики стоящие полукругом). Чем богаты, тем и рады.

    Ребята, я вас пригласила к себе в избу, расскажите, пожалуйста, мой дом, чем тот отличается от вашего? Ответы детей: да, у нас мебель другая, у нас нет печи, у нас посуда другая, у нас нет прялки и т.д.

    Воспитатель: Хорошо, ребята! Правильно. И сделан мой дом угадайте из чего?  

    Я и лодка, я и дом,

    Конь с веревочным хвостом,

    Карандаш в твоем пенале

    Тоже из меня создали.

    Хоть на суше я живу,

    Бросишь в реку - поплыву

    Но смотри, держи меня

     Ты подальше от огня! (дерево)

    Ответы детей: дерево.

    Воспитатель: правильно, ребята. Мой дом сделан из дерева. Значит он какой? Ответы детей: деревянный.

    Воспитатель: А сейчас дома из какого материала строят?

    Ответы детей: из камня, кирпича.

    Воспитатель: какие молодцы! Только мой деревянный дом мне больше нравится, в нем такой особенный запах, понюхайте (воспитатель дает детям понюхать кусочки бересты с каплей пихтового масла). Вам нравится? Ответы детей: да! А у нас дома так не пахнет.

    Воспитатель: Дети, как выдумаете, что же в моем доме самое главное?

    Послушайте мою загадку:

    В избе – изба, 

    На избе – труба. 

    Зашумело в избе, 

    Загудело в трубе. 

    Видит пламя народ, 

    А тушить не идет.

    Ответы детей: печка!

    Воспитатель: Верно! Самое главное - печь, она помогает мне согревать дом, в ней я готовлю еду и пеку пироги, также сушу одежду.

    Ой, ребята, послушайте, мне кажется за печкой что – то есть.

    Кряхтя, выходит домовёнок (переодетый ребенок).

    - В уголке  за  печною трубой

    В нашем доме живу я, домовой,

    Вожу дружбу я с серым котом

    А вот  с ними совсем не знаком. (показывает на детей)

    Домовые живут триста лет

    В тех домах, где есть запах  котлет.

    Там  где ёлка стоит в Новый год.

    Из под шкафа  кружочки  монет

    Я достану и сложу в буфет.

    Или тапочки  выставлю в ряд,

    А лапти почищу - блестят!

    Знаю вещи все наперечёт,

    И  загляну я в любой  уголок –

    Очень люблю порядок и толк!

    Воспитатель: домовой, а ты с чем пожаловал? Мы тебя не звали совсем. Домовой: Так расшумелись, мешаете мне спать.

    Воспитатель: дети, а давайте поиграем с нашим домовым!

    Дети: Хорошо!

    Проводится игра – хоровод «Три веселых братца» - 2 р.

    Три веселых братца

    гуляли по двору, 

    Три веселых братца

     затеяли игру, 

    Делали головками ник-ник-ник, (кивки  головой)

    Пальчиками ловкими чик-чик-чик. (изображение пальцами ножниц)

    Хлопали ладошками

     хлоп-хлоп-хлоп, 

    Топотали ножками топ-топ-топ.

    Домовой: уф, уморили, ребята, пойду я к себе за печку, а вы не шумите.

    Воспитатель: Ребята проходите, вставайте поудобнее, не  толкайтесь, а то домовой не любит когда шумно. Посмотрите, это моя прялка. А кто знает для чего она нужна? Ответы детей: для ниток. Воспитатель: для того чтобы прясть пряжу, а потом можно связать теплый свитер или варежки.

    А здесь у меня посуда, она отличается от вашей? Ответы детей: да!

    Воспитатель: посуда у меня специальная для печи, вот в таких горшочках – чугунах я готовлю еду. А вот это самовар (рассматривание), в него заливается ключевая вода, да растапливается углями. А чай какой ароматный! Я вас обязательно угощу, но чуть позже! Ребята, помогите мне воды набрать из колодца, чтоб самовар поставить. Дети: Да!

    Воспитатель: ну тогда подходите, делитесь на две команды, берите ведра и идем до колодца, возвращаемся, наливаем воду в самовар, передаем другим. (Дети под музыку выполняют). – Молодцы, ребята, а теперь подходите, рушником вытирайте руки кому нужно. Я затоплю самовар пока.

    Посмотрите, какой у меня утюг необычный, он тоже работает от горячих углей моей хозяюшки – печи. А теперь давайте поиграем, я вам буду показывать картинки вещей,  которые у меня есть, а вы мне говорите, что теперь уже у вас дома есть. Игра «Что было, что стало» (показ картинок самовара, утюга на углях, печи, лапти, валенки, чугунок). Дети: чайник, утюг, обогреватель, ботинки, кастрюля.

    Ребята, я вас приглашаю пройти дальше, вас ждет моя бабушка Агафья, она хочет вам что то рассказать.

    Агафья: Здравствуйте, гости дорогие! Походите, посмотрите, какие игрушки  я вам приготовила (глиняные, тряпичные игрушки). Вы знаете, что раньше игрушки были именно такие, но самыми любимыми были глиняные птички. Но вот незадача, домовой куда то спрятал, не нашла я их, а то мы бы с вами поиграли  бы. Что же делать?

    Дети: давайте их сделаем.

    Агафья: Хорошо, присаживайтесь за столы. Объяснение, показ схемы лепки. Работа детей.

    Воспитатель. Молодцы! Красивые птички у вас получились.

    Воспитатель: Ребята,  расскажите мне, к кому вы сегодня ходили в гости? В какие русские народные игры вы играли? Что нового вы сегодня узнали на этой встречи? А что вы сегодня стряпали? А из чего? (Ответы детей)

    Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! А сейчас подходите к столу, будем пить чай из самовара. Только сперва помоем руки с мылом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

    Артикуляция звука Ж. Закрепление произношения звука в слоге, в разных словах. Воспитание звуковой и интонационной культуры речи....

    Конспект по непосредственной образовательной деятельности «Формирование целостной картины мира» в группе среднего дошкольного возраста №1 «Пчелка» На тему «Лесные жители»

    Познакомить детей с интересными фактами из жизни животных;закрепить умение детей правильно называть животных и их детенышей;закрепить правила поведения в лесу;способствовать формированию интереса дете...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми группы среднего дошкольного возраста «Воздушные шарики для Пятачка»

    Тема   НОД: «Воздушные шарики для Пятачка»Вид НОД:  Непосредственно образовательная деятельность является интегрированной, так как посредством различного содержания и видов деятельности...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности «Богатыри земли русской» с детьми группы среднего дошкольного возраста (5 – 6 лет) «Жемчужинка» МБДОУ детский сад №6 «Василек»

    Интеграция образовательных областей:социально - коммуникативное развитие;познавательное развитие;речевое развитие;художественно – эстетическое развитие;физическое развитие.Цель. Приоб...

    Проект "Традиции русского народа. Мини - музей "Русская изба" с детьми среднего дошкольного возраста.

    Цель проекта формировать представление о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа....