Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе среднего дошкольного возраста « Прощай – зима! Здравствуй, весна!»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Видякина Ирина Ивановна

Расширить знания детей о характерных признаках зимы, весны.Расширить знания детей о характерных признаках зимы, весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_proshchay_zima_zdravstvuy_vesna.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Александровский детский сад «Ягодка»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Конспект

организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию в разновозрастной  группе

среднего дошкольного возраста

« Прощай – зима! Здравствуй, весна!»

Подготовила: воспитатель Видякина И.И.

                                                   Дата проведения:  15.03.2023г.

 Время проведения: 9ч.00мин. – 9ч.20мин.

 

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель. Расширить знания детей о характерных признаках зимы, весны.

Задачи:

Образовательные:

-обобщать представления детей о временах года зима, весна;

- называть признаки и приметы зимы, весны;

-знание зимних и весенних месяцев.

Развивающие:

-активизировать словарь детей;

-умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями;

-подбирать прилагательные к существительным, употреблять в речи уменьшительно- ласкательные существительные;

-развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложносочиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.

Воспитательные:

-воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников;

-способствовать формированию у детей бережное отношение, любовь к природе, интерес к художественному творчеству;

Словарная работа. Зима- волшебница, художница, кружевница; весна – красна, капель, ручьи, проталина, просыпаются от спячки.

Предварительная работа. Наблюдения детей в прогулке, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций, прослушивание классических произведений: Чайковского «Времена года», Г.В.Свиридова «Вальс».К.А.Дебюсси «Прекрасный вечер», загадывание загадок.

Материал. Зимние и весенние пейзажи, аудиозапись звуков зимы и весны, картинки для загадок, игрушка «Медвежонок», эмблемы- солнышко, тучка, нарисованное голубое небо, мяч, капелька.

Оборудование. Экран, мольберт, магнитики.

Интегрированные образовательные области. Речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Форма деятельности: совместная взрослого и детей.

Виды деятельности: игровая, музыкальная, познавательная, коммуникативная.

Ход организованной образовательной деятельности

Воспитатель.  Здравствуйте, ребята! поприветствуем друг друга, для этого поиграем! (организационная игра)

Тому, кто справа, улыбнись, (выполнить движения по тексту.) Тому, кто слева, улыбнись,

Тому, кто справа, поклонись,

Тому, кто слева поклонись,

Тому, кто справа, руку дай,

Тому, кто слева, руку дай,

Тому, кто справа подмигни,

Тому, кто слева, подмигни!

И скажем вместе: ты и я

- Вместе дружная семья,

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнемся!

Здравствуйте, гости!

Воспитатель. Какой дружный круг у нас получился! Вы чувствуете тепло рук ваших товарищей? Вам приятно? Отлично! И постарайтесь сохранить тепло и поддержку рук ваших друзей до конца нашей встречи. Можете садиться на стулья.

Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение Благининой:

  • Если ветер злющий кружит,
  • Застеклились за ночь лужи,
  • А меня упаковали
  • В сто одежек неуклюжих,
  • На деревьях, на картинках
  • Кружева да бахрома,
  • Это значит – на снежинках
  • Опустилась к нам …….

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно ребята это время года зима? Ребята, с приходом зимы, что происходит в природе? Как вы думаете?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Ребята, народная мудрость гласит: «Зима – владыка». Как вы думаете, почему так говорят?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, словно верные стражники стоят они на страже ее покоя.

(Воспитатель предлагает детям подойти к экрану).

Воспитатель. Ребята, послушайте загадку. Декабрь.

На поля и на луга

До весны легли снега. Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.        

(Декабрь)

Дети. (Ответы детей).

(На экране картинки Декабря месяца).

Воспитатель. Правильно – это декабрь. Ребята, а что вы знаете о Декабре?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. А кто из вас скажет, какое древнерусское его название?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Почему так назвали декабрь?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано — … (Январь)

Дети. (Ответы детей).

(На экране картинки Января месяца).

Воспитатель. Правильно – это Январь. А что вы знаете об этом месяце?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель.  А какое у этого месяца древнее имя – «Просинец». Кто знает почему?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?(Февраль)

Дети. (Ответы детей).

(На экране картинки Февраля месяца).

Воспитатель. Вьюги да метели под февраль полетели. Кто из вас помнит, как в народе называют февраль?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. А знаете, как ещё называют февраль? «Бокогрей»? Кто нибудь из вас знает почему?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Так как все животные дикие и домашние выходили греть бока на солнце, которое начинало сильнее пригревать, да и люди не прочь были погреться днем. Выходили на улицу, чтобы порадоваться первому теплу, а вечерами грелись возле печки.

Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами вспомнили обо всех зимних месяцах. Теперь вы знаете, какая бывает зима. А чтобы подтвердить свои знания, предлагаю поиграть в игру «Волшебница зима».

Правила игры: надо подобрать слово определение к слову –ЗИМА. (Нужно передать снежинку соседу и сказать какая зимушка зима – снежная, серебристая, пушистая, холодная, морозная, белая, лютая, разная, нежная, игривая, злая, метельная, ворчливая, ледяная, ворчливая..)

Воспитатель. Какие же вы все молодцы! Ребята, сейчас мы с вами вспомнили о зиме, дали характеристику какой она бывает. А скажите, почему же мы все- таки одеваемся в теплую одежду?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Предлагаю вам перейти в лабораторию. Опыт со снегом.

Воспитатель. Ребята, перед занятием я положила два снежка: один на тарелку, другой в стакан, укутала его шарфом. И что же мы с вами видим?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Почему?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт. Зажгу свечу и попробую подержать над ней ладонь. Горячо?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Что нужно сделать, чтобы не жгло?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Почему не растаял завёрнутый в шарф комочек снега?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Зачем человек зимой надевает шубу? Мы ещё говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь. Почему же нам в ней тепло? Как вы думаете?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Дети все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок) .

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

 Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Воспитатель. Ребята, мы сейчас с вами немного размялись, что мы с вами делали?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. А как всё это можно назвать?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Да, ребята это «Зимние забавы». Вот, чем хороша «Зимушка – зима!»

На экране дети видят «Зимние забавы». Возникновение проблемной ситуации.

Звучат звуки капели. Раздаётся звук рева медведя.

Воспитатель. Слышите, ребята? Что-то происходит. Пойду я, посмотрю.

Воспитатель вносит медвежонка.

Воспитатель.  Смотрите ребята, Мишутка. Как вы думаете, что произошло?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Как вы думаете, почему зазвенела капель?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, медведи еще должны спать. Давайте расскажем медвежонку о том, что происходит в природе и почему он так рано проснулся.

На экране появляется «тучка».

Тучка по небу гуляла,

Тучка бусы растеряла.

Как хрустальные горошки, Закатились к нам в окошко.

Воспитатель. О чем же она нам хочет рассказать?

Дети. (Ответы детей).

(Воспитатель подходит к экрану и имитирует снятие капельки, на которой написано «Весенняя сказка»).

Воспитатель. Тучка предлагает нам с вами послушать сказку. Мишутка, послушай вместе с детьми  сказку. Слушайте!

Воспитатель рассказывает сказку.

Воспитатель. «Жили – были четыре времени года. Вы их узнали?

(На мольберте времена года»).

Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

(На мольберте картинки - КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет весне?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. А чтобы ответить, отгадайте загадку: Загадка: Катится по голубому блюдечку золотое яблочко. Без него плачемся, а как появится – от него прячемся. В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет, и всех разбудит.

Правильно. Это солнце!

(На экране появляются картинка солнца).

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, что происходит в природе с появлением теплых лучей солнца?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Как вы думаете, что же наступает в природе с приходом тепла?

Дети. (Ответы детей).

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Ребята, кто из вас знает приметы весны.

(На экране появляются картинки).

Воспитатель. Как, вы думаете, приметы какого периода весна вы только что назвали?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, приметы ранней весны. Ребята, а как вы думаете, у весны есть помощники?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Давай те подойдем к экрану и посмотрим что же это-то за помощники.

Дети подходят к экрану.

Воспитатель. Послушайте загадку:

1. Снега меньше, он уж тает

И подснежник расцветает.

 Открывать весну он рад.

Радостный, журчащий…

Дети. (Ответы детей).

(На экране появляется картинка марта месяца)

Воспитатель. Март- весну открывает! Весеннее теплое солнце побеждает холод и стужу. С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли: кап-кап! Мартовская капель звонко отсчитывает первые минуты, часы весны, поэтому его называют «капельником» и еще март называют «зимобором», потому что в марте зима с весной борется.

Воспитатель. Ребята, может быть кто ни будь из вас знает, как еще в народе называют март?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно протальник. А почему его так называют?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Что такое проталины?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Ребята, а вы думаете, кого в народе называют вестниками весны?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Почему?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Ребята, а может кто-то из вас знает, когда должен проснуться Мишутка?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно в апреле месяце!

(На экране картинка апреля месяца.)

Воспитатель. Вот Мишутка когда ты должен был проснуться. Ребята, а после апреля какой месяц наступает?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель.  Ну что же, Мишутка        пора тебе возвращаться домой к своей маме. Ребята, давайте простимся с Мишей, До свидания, Миша!

(Миша прощается и уходит)

Воспитатель. Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами вспоминали?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Что интересного вы узнали после проведенного опыта?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. С каким временем года спорит зима?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Какая разница между зимой и ранней весной?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Какой вывод вы, сделали посмотрев опыт?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Кому помогли мы сегодня и как?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Что узнал Мишутка, и какой он сделал вывод для себя и для нас?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами много узнали о временах года «зиме»,

«ранней весне». И мне хочется узнать, с каким настроением заканчивается для вас занятие? Выберите значок на подносе.

(Вывешивается на мольберте голубое небо).

Варианты значков:  - «Солнышко» - на душе светло, радостно.

«Тучка» - на душе пасмурно и грустно.

Воспитатель. Теперь я вижу, что у всех настроение, весеннее, радостное, светлое. Сегодня вы все МОЛОДЦЫ! Занятие  закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Весна»

Цель: Уточнить знания детей о весне, пробуждении природы ото сна, жизни животного и растительного мира в весенний период.Интеграция образовательных областей:Познание: Обобщить и систематизироват...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Лес"

Материал направлен на формирование у детей основ экологического сознания, закрепление правил поведения в природе; способствует развитию у детей познавательных интересов, умения анализировать, делать в...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе раннего возраста 2-3 года на тему: «Профессии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Улыбка»    Конспекторганизованной образовательной деятельности по  познавательному развит...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста Тема: «К нам в гости пришла матрёшка».

         Конспект организованной образовательной деятельности     по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста...

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Поможем зимующими птицам родного края»

Технологическая карта занятия в старшей группе по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Поможем зимующими птицам родного края»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: игра – путешествие по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста       Тема:игра -путешествие по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветоч...