Статья "Как развивать представление о времени у детей дошкольного возраста"
статья по математике на тему

Шульц Людмила Юрьевна

Статья рассказывает о развитии познавательных способностей у дошкольников при формировании представлений о времени. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №36

ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:

«КАК РАЗВИВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

        

ВОСПИТАТЕЛЬ: ШУЛЬЦ ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2018 г.

Сегодня любому из нас требуется умение чувствовать, рационально использовать и ценить время. Время всегда в движении, его течение совершается всегда в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Всё это очень усложняет восприятие времени детьми.

С временными понятиями ребёнок начинает знакомиться в первые годы жизни, не только в эмоциональной, но и в познавательной сфере. Важную роль играет появление речи. Для обозначения временной последовательности дети начинают использовать общие категории: «теперь», «сейчас», «сначала», «потом», «скоро». Задача взрослых – раскрыть ребёнку характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость. Эта работа должна проводиться в системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими.

Начиная со II младшей группы мы знакомим детей с частями суток, обозначая их словами: утро, день, вечер, ночь и сопоставляя с деятельностью детей (ребёнка) в конкретный отрезок времени. Так же знакомим с более длительными временными промежутками: неделя, месяц, времена года. Закрепляем формирующиеся временные понятия в игровой деятельности, в повседневной жизни.

В старшем возрасте мы даём детям более обширные знания о временных понятиях, особенно о календарном времени: последовательность дней недели, месяцев, представления о длительности, ёмкости времени, смене и периодичности (секунда, минута, час, сутки), знакомим с временными эталонами:

- измерение времени с помощью приборов (секундомер, песочные часы).

Необходимо развивать у детей чувство времени. С этой целью работу рекомендуется проводить в трёх направлениях:

  1. Развитие физического времени (линейность, цикличность, последовательность).

Дидактическая игра: «Путешествие в страну часов» - знакомство с разнообразием часов (часы – растения (по таблице Линнея), водяные (клепсидра), солнечные, механические, кварцевые, электронные, атомные) – сначала дети играют с педагогом, потом – самостоятельно.

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Какое время года?».

  1. Развитие психического времени – понятия: прошлое, настоящее и будущее (пособие О.В. Дыбиной «Что было до…».

- Путешествие в прошлое вещей (молотка, карандаша, стула, посуды, одежды и т.д.).

  1. Развитие художественного времени – умение выделять время в художественных произведениях и произведениях искусства, выявлять цикличность в эмоциональных переживаниях героев (сказок, картин, скульптуры).

- Научившись регулировать время (психическое и объективное), чувствовать временные изменения, ребёнок приобретает способность управлять чувством времени, а это, в свою очередь, способствует развитию умения управлять собой, обдумывать свои действия и поступки в любой ситуации, что является важной предпосылкой к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"

Проект «Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста» рассчитан работу с детьми дошкольного возраста    (3-7лет) и реализуется в МБДОУ №81 «Мальвина» с 2008 года. Дан...

Методика формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

«Что такое время? Покажите его!», - но его нельзя потрогать, посмотреть. Как же ребенку показать время? Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различ...

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Подготовила воспитатель: Лобанова Ольга Валентиновна

С проблемой  времени человек  сталкивается  ежедневно, срывая  листок  календаря, ежеминутно  глядя  на  чесы. Время - это отражение  вечного  развити...

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА- ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧАСТЯМИ СУТОК

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, сры­вая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени жи­вет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в дет­ском са...

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей ...