Метод проектов как средство освоения временных отношений детьми
статья по математике (подготовительная группа) на тему

Ильющенко Галина Алексеевна

Статья "Метод проектов как средство освоения временных отношений детьми старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_proekt_vremya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как средство освоения временных отношений детьми старшего дошкольного возраста

                                                                         

                                                                                                                Г.А. Ильющенко

                                                      ГБДОУ детский сад №34 Красногвардейского района

                                                                                                                    Санкт-Петербург

Значимость обучения для развития детей дошкольного возраста сегодня сложно переоценить. Современные родители выделяют его как ведущий вид деятельности детей 6-7 лет. Воспитатели также основное внимание в сетке различных видов деятельности уделяют дидактике.

   В рамках личностно-ориентированного подхода к образованию детей обучение рассматривается не только как формирование знаний, умений и навыков. Сегодня обучение становится процессом совместной деятельности педагога и ребенка, в результате которой ребенок приобретает субъектный опыт (И.С. Якиманская). То есть, освоенные знания, умения и навыки переносятся в предпочитаемые ребенком виды деятельности.

   Специально организованные занятия, направленные на репродукцию различных знаний и умений, формирование навыков, уступают место культурным детским практикам (Н.Я. Короткова, Н.Б. Крылова), дидактические задачи решаются на интегрированных занятиях, повышая мотивацию детей, в условиях активизации самостоятельной деятельности воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Современное дошкольное образование ориентируется на  становление ребенка  как субъекта детских видов деятельности и поведения, на развития у дошкольников субъектных качеств и свойств, субъектной позиции в разных видах деятельности (В.И. Логинова, М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская и др.)

   Не смотря на существующие тенденции в развитии дошкольного образования, проблема организации обучения старших дошкольников, поиск адекватных новому результату обучения форм и методов остается сложно решаемой. Анализ практики дошкольного образования показывает, что существующие занятия с детьми по прежнему направлены на информирование, остаются традиционными в организации.

  Одним из вариантов выхода из обозначенной ситуации может стать использование метода  проектов, ориентированное на обретение ребенком субъектного опыта как результата обучения. Данная технология реализует идеи личностно-ориентированного обучения детей 6-7 лет в условиях детского сада.

   Что изначально лежит в основе метода проектов и когда, для каких целей его педагогических целесообразно применять? Это вопрос особенно важен в связи с очередными попытками реформировать систему образования на основе компетентностного подхода. Метод проектов, наряду с некоторыми другими методами, отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, гуманистической педагогики, которые заявлены в качестве приоритетных во всех нормативных документах.

   В наше время к методу проектов обращаются потому, что он дает возможность рассматривать проблему в ее развитии, используя при этом новейшие педагогические технологии.

   Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Н.И. Виноградова).

   В дошкольном  образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта).Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитатель но-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характера сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектной деятельности в дошкольном учреждении является развития свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

   Присмотрим использование метода проектов на примере освоения старшими дошкольниками временных отношений. Эксперимент проводился в рамках магистерского исследования на базе ГБДОУ №34 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

   Данная технология имеет ряд преимуществ для развития временных ориентировок:

  • представление осваиваемого содержания в разнообразных связях, так как проекты основаны на идее интеграции, что соответствует сущности категории времени;
  • постановка детей в субъектную позицию (накопление опыта и «открытие» времени в разнообразных фактах, событиях, явлениях);
  • « освоение через проблему», что соответствует современным педагогическим ориентирам»
  • возможность освоения временных отношений через «диалог» воспитатель-дети-родители;
  • освоение через разнообразную деятельность (игру, познание, продуктивную деятельность);

Анализ экспериментальных данных показал взаимосвязь уровня познавательной деятельности дошкольников с освоением временных представлений. В целом, старшие дошкольники  достаточно верно используют термины,характеризуют временные отношения. У значительной части детей адекватные представления о прошлом и настоящем, несколько «размытые» представления о будущем, связанны с предстоящим обучением в школе. Однако, большинство детей имеют «ассоциативный образ» времени, характеризующийся «размерными» и «содержательными» проявлениями, дошкольники не устанавливают временные связи, неточно представляют отражение времени по часам, не умеют выделять временные характеристики для решения задач. Таким образом, время не воспринимается ими в его свойствах (длительность, последовательность, относительность), не освоена децентрация.

    Работа в рамках эксперимента  состояла из трех взаимосвязанных этапов.

   На первом этапе основной задачей было развитие интереса к категории времени, показателям времени, и формирование начального опыта участия в проектах, направленных на освоение временных отношений старшими дошкольниками. Проводился проект «Человек и время», способствующий формированию у детей представлений о времени, как о категории, напрямую не воспринимаемой органами чувств. Чтобы вызвать интерес у детей к пониманию времени, были заданы проблемные вопросы:

  • Что такое время?
  • Почему в Финляндии другое время?
  • Что произойдет, если время остановится?
  • Можно ли проспать, как Спящая красавица 100 лет, а 1000?

Также с детьми обсуждалась ситуация «Делу-  время, потехе- час». Обсуждение проходило в форме мозгового штурма, принимались и обсуждались любые ответы. Чтобы активизировать поисково-творческий потенциал детей, был применен прием фантазирования на основе разрушения признака с привлечением героя — волшебника Наоборот. В этом проекте дети исследовали, как они ощущают время через органы чувств.  В процессе поиска дети много прислушивались, наблюдали и делали выводы. Ребята с большим интересом путешествовали на космическом корабле, узнавали, называли и обыгрывали определенные отрезки времени. В путешествии в прошлое  одежды, детей захватила исследовательская деятельность, они проводили сравнительный анализ,какая мода была, что модно сегодня, а что будет актуально в будущем. Свои выводы дети оформляли в виде рисунков. Подбора фотоматериалов. Наблюдения за детьми во время данного проекта, показали, что у детей появился устойчивый интерес к проектной деятельности, они проявили желание узнать как можно больше о времени и его свойствах.

   На втором этапе детям предлагался долгосрочный проект «Путешествие в страну Времени» с подпроектами: « Путешествие в страну Тик-так» и «Календарная матрешка». Целью второго этапа было освоение старшими дошкольниками временных ориентировок, способствующих освоению детьми свойств времени, понятия однонаправленности и необратимости,представления значения времени в жизнедеятельности людей.

   Проиллюстрируем работу над темой «Путешествие в страну Тик-так».

Для поддержания мотивации в подпроект ввели сказочный персонаж короля Тик-так. Он общался с детьми с помощью звуковых и письменных

сообщений, в которых определялись проблемы, и содержалось обращение к детям с просьбой их решить. Для решения проблемной ситуации детям нужно было создать Волшебные часы (модель времени). Для того чтобы создать волшебные часы, дети пришли к осознанию необходимости, как можно больше узнать о часах и их типах, историю их происхождения. При сборе информации о часах детьми использовались такие знакомые им способы, как «узнать из книг», «спросить у другого человека», «посмотреть в интернете».

   Таким образом, использование сказочного персонажа, игрового момента, звукового письма позволило нам заинтересовать детей темой времени. Проблемные вопросы, поисковые задания, демонстрация реальных предметов и иллюстраций, интересная познавательная информация дали возможность детям проявить активность и самостоятельность в решении проблемы, расширить и углубить их и интерес ко времени.

              На третьем этапе, целью которого было знакомство с историческим временем, закрепление обобщенных представлений о времени у старших дошкольников, реализовался проект «Историческое время». В рамках этого этапа формировались представления о непрерывности времени на примере смены исторических эпох. Детям было предложено оправиться в путешествие, ноне на бронемашине, а на машине времени. Ребята с огромным интересом создавали из мягких модулей машину времени, каждый их них старался воплотить свои идеи и задумки. Путешествуя по историческим эпохам, дети узнавали много интересной и полезной информации, которая стимулировала и нтерес к прошедшему, настоящему и будущему. Полученные знания дети применяли в игровой и художественно-творческой деятельности. Во время путешествия по Древней Руси, дошкольники с большим интересом знакомились с бытом, обычаями, песнями, частушками наших предков, с  древними русскими воинами-богатырями. Путешествуя на машине времени от эпохи к эпохе, ребята сравнивали предметы (дома, одежду, транспорт и т.д.), наблюдали их эволюцию и на основе сравнительного анализа делали свои выводы. Итог путешествия во времени был воплощен в выставку детских работ «Техника будущего».

   Таким образом, результаты эксперимента показали эффективность использования метода проектов с целью развития временных отношений у старших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освоение временных отношений старшими дошкольниками в условиях педагогического сопровождения.

Освоение временных отношений, категории времени рассматривается как одна из значимых и сложных проблем.Её значимость заключается в нескольких моментах:старшим дошкольникам  необходимо научиться о...

Особенности познания временных отношений детьми дошкольного возраста

Особенности познания временных отношений детьми дошкольного возраста...

Метод проектов как средство развития временных представлений у детей седьмого года жизни

Презентация к защите ВКР Метод проектов как средство развития временных представлений у детей седьмого года жизни...

"Освоение временных отношений временных отношений старшими дошкольниками в условиях педагогического сопровождения"

Освоение временных отношений, категории времени рассматривается как одна из значимых и сложных проблем.Ее значимость заключается в нескольких моментах:- старшим дошкольникам необзодимо научитьсяориент...

Консультация для педагогов "Адвент-календарь, как средство освоения временных представлений у детей дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вам вариант, как сделать в рамках образовательной программы, ожидание праздника для детей не менее приятным, чем сам праздник. Когда до праздника остается...

Статья «Метод наблюдения как средство воспитания ответственного отношения к природе у дошкольников».

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но  сейчас, в условиях экологического кризиса проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия челов...

ПЛАСТИЛИНОВАЯ АНИМАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ ПРИЕМОВ ЛЕПКИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Составление серии занятий по работе в пластилиновой анимации, направленной на освоение приемов лепки детьми старшего дошкольного возраста....