Метод проектов как средство освоения временных отношений детьми
статья по математике (подготовительная группа) на тему
Статья "Метод проектов как средство освоения временных отношений детьми старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_proekt_vremya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов как средство освоения временных отношений детьми старшего дошкольного возраста
Г.А. Ильющенко
ГБДОУ детский сад №34 Красногвардейского района
Санкт-Петербург
Значимость обучения для развития детей дошкольного возраста сегодня сложно переоценить. Современные родители выделяют его как ведущий вид деятельности детей 6-7 лет. Воспитатели также основное внимание в сетке различных видов деятельности уделяют дидактике.
В рамках личностно-ориентированного подхода к образованию детей обучение рассматривается не только как формирование знаний, умений и навыков. Сегодня обучение становится процессом совместной деятельности педагога и ребенка, в результате которой ребенок приобретает субъектный опыт (И.С. Якиманская). То есть, освоенные знания, умения и навыки переносятся в предпочитаемые ребенком виды деятельности.
Специально организованные занятия, направленные на репродукцию различных знаний и умений, формирование навыков, уступают место культурным детским практикам (Н.Я. Короткова, Н.Б. Крылова), дидактические задачи решаются на интегрированных занятиях, повышая мотивацию детей, в условиях активизации самостоятельной деятельности воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Современное дошкольное образование ориентируется на становление ребенка как субъекта детских видов деятельности и поведения, на развития у дошкольников субъектных качеств и свойств, субъектной позиции в разных видах деятельности (В.И. Логинова, М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская и др.)
Не смотря на существующие тенденции в развитии дошкольного образования, проблема организации обучения старших дошкольников, поиск адекватных новому результату обучения форм и методов остается сложно решаемой. Анализ практики дошкольного образования показывает, что существующие занятия с детьми по прежнему направлены на информирование, остаются традиционными в организации.
Одним из вариантов выхода из обозначенной ситуации может стать использование метода проектов, ориентированное на обретение ребенком субъектного опыта как результата обучения. Данная технология реализует идеи личностно-ориентированного обучения детей 6-7 лет в условиях детского сада.
Что изначально лежит в основе метода проектов и когда, для каких целей его педагогических целесообразно применять? Это вопрос особенно важен в связи с очередными попытками реформировать систему образования на основе компетентностного подхода. Метод проектов, наряду с некоторыми другими методами, отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, гуманистической педагогики, которые заявлены в качестве приоритетных во всех нормативных документах.
В наше время к методу проектов обращаются потому, что он дает возможность рассматривать проблему в ее развитии, используя при этом новейшие педагогические технологии.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Н.И. Виноградова).
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта).Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитатель но-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характера сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектной деятельности в дошкольном учреждении является развития свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Присмотрим использование метода проектов на примере освоения старшими дошкольниками временных отношений. Эксперимент проводился в рамках магистерского исследования на базе ГБДОУ №34 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Данная технология имеет ряд преимуществ для развития временных ориентировок:
- представление осваиваемого содержания в разнообразных связях, так как проекты основаны на идее интеграции, что соответствует сущности категории времени;
- постановка детей в субъектную позицию (накопление опыта и «открытие» времени в разнообразных фактах, событиях, явлениях);
- « освоение через проблему», что соответствует современным педагогическим ориентирам»
- возможность освоения временных отношений через «диалог» воспитатель-дети-родители;
- освоение через разнообразную деятельность (игру, познание, продуктивную деятельность);
Анализ экспериментальных данных показал взаимосвязь уровня познавательной деятельности дошкольников с освоением временных представлений. В целом, старшие дошкольники достаточно верно используют термины,характеризуют временные отношения. У значительной части детей адекватные представления о прошлом и настоящем, несколько «размытые» представления о будущем, связанны с предстоящим обучением в школе. Однако, большинство детей имеют «ассоциативный образ» времени, характеризующийся «размерными» и «содержательными» проявлениями, дошкольники не устанавливают временные связи, неточно представляют отражение времени по часам, не умеют выделять временные характеристики для решения задач. Таким образом, время не воспринимается ими в его свойствах (длительность, последовательность, относительность), не освоена децентрация.
Работа в рамках эксперимента состояла из трех взаимосвязанных этапов.
На первом этапе основной задачей было развитие интереса к категории времени, показателям времени, и формирование начального опыта участия в проектах, направленных на освоение временных отношений старшими дошкольниками. Проводился проект «Человек и время», способствующий формированию у детей представлений о времени, как о категории, напрямую не воспринимаемой органами чувств. Чтобы вызвать интерес у детей к пониманию времени, были заданы проблемные вопросы:
- Что такое время?
- Почему в Финляндии другое время?
- Что произойдет, если время остановится?
- Можно ли проспать, как Спящая красавица 100 лет, а 1000?
Также с детьми обсуждалась ситуация «Делу- время, потехе- час». Обсуждение проходило в форме мозгового штурма, принимались и обсуждались любые ответы. Чтобы активизировать поисково-творческий потенциал детей, был применен прием фантазирования на основе разрушения признака с привлечением героя — волшебника Наоборот. В этом проекте дети исследовали, как они ощущают время через органы чувств. В процессе поиска дети много прислушивались, наблюдали и делали выводы. Ребята с большим интересом путешествовали на космическом корабле, узнавали, называли и обыгрывали определенные отрезки времени. В путешествии в прошлое одежды, детей захватила исследовательская деятельность, они проводили сравнительный анализ,какая мода была, что модно сегодня, а что будет актуально в будущем. Свои выводы дети оформляли в виде рисунков. Подбора фотоматериалов. Наблюдения за детьми во время данного проекта, показали, что у детей появился устойчивый интерес к проектной деятельности, они проявили желание узнать как можно больше о времени и его свойствах.
На втором этапе детям предлагался долгосрочный проект «Путешествие в страну Времени» с подпроектами: « Путешествие в страну Тик-так» и «Календарная матрешка». Целью второго этапа было освоение старшими дошкольниками временных ориентировок, способствующих освоению детьми свойств времени, понятия однонаправленности и необратимости,представления значения времени в жизнедеятельности людей.
Проиллюстрируем работу над темой «Путешествие в страну Тик-так».
Для поддержания мотивации в подпроект ввели сказочный персонаж короля Тик-так. Он общался с детьми с помощью звуковых и письменных
сообщений, в которых определялись проблемы, и содержалось обращение к детям с просьбой их решить. Для решения проблемной ситуации детям нужно было создать Волшебные часы (модель времени). Для того чтобы создать волшебные часы, дети пришли к осознанию необходимости, как можно больше узнать о часах и их типах, историю их происхождения. При сборе информации о часах детьми использовались такие знакомые им способы, как «узнать из книг», «спросить у другого человека», «посмотреть в интернете».
Таким образом, использование сказочного персонажа, игрового момента, звукового письма позволило нам заинтересовать детей темой времени. Проблемные вопросы, поисковые задания, демонстрация реальных предметов и иллюстраций, интересная познавательная информация дали возможность детям проявить активность и самостоятельность в решении проблемы, расширить и углубить их и интерес ко времени.
На третьем этапе, целью которого было знакомство с историческим временем, закрепление обобщенных представлений о времени у старших дошкольников, реализовался проект «Историческое время». В рамках этого этапа формировались представления о непрерывности времени на примере смены исторических эпох. Детям было предложено оправиться в путешествие, ноне на бронемашине, а на машине времени. Ребята с огромным интересом создавали из мягких модулей машину времени, каждый их них старался воплотить свои идеи и задумки. Путешествуя по историческим эпохам, дети узнавали много интересной и полезной информации, которая стимулировала и нтерес к прошедшему, настоящему и будущему. Полученные знания дети применяли в игровой и художественно-творческой деятельности. Во время путешествия по Древней Руси, дошкольники с большим интересом знакомились с бытом, обычаями, песнями, частушками наших предков, с древними русскими воинами-богатырями. Путешествуя на машине времени от эпохи к эпохе, ребята сравнивали предметы (дома, одежду, транспорт и т.д.), наблюдали их эволюцию и на основе сравнительного анализа делали свои выводы. Итог путешествия во времени был воплощен в выставку детских работ «Техника будущего».
Таким образом, результаты эксперимента показали эффективность использования метода проектов с целью развития временных отношений у старших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Освоение временных отношений старшими дошкольниками в условиях педагогического сопровождения.
Освоение временных отношений, категории времени рассматривается как одна из значимых и сложных проблем.Её значимость заключается в нескольких моментах:старшим дошкольникам необходимо научиться о...
Особенности познания временных отношений детьми дошкольного возраста
Особенности познания временных отношений детьми дошкольного возраста...
Метод проектов как средство развития временных представлений у детей седьмого года жизни
Презентация к защите ВКР Метод проектов как средство развития временных представлений у детей седьмого года жизни...
"Освоение временных отношений временных отношений старшими дошкольниками в условиях педагогического сопровождения"
Освоение временных отношений, категории времени рассматривается как одна из значимых и сложных проблем.Ее значимость заключается в нескольких моментах:- старшим дошкольникам необзодимо научитьсяориент...
Консультация для педагогов "Адвент-календарь, как средство освоения временных представлений у детей дошкольного возраста"
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вам вариант, как сделать в рамках образовательной программы, ожидание праздника для детей не менее приятным, чем сам праздник. Когда до праздника остается...
Статья «Метод наблюдения как средство воспитания ответственного отношения к природе у дошкольников».
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в условиях экологического кризиса проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия челов...
мастер - класс для педагогов "Линейный календарь - как средство развития временных отношений у дошкольников"
Время является одним из важных составляющих реальности, в которых мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени, оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены ...