"Освоение временных отношений временных отношений старшими дошкольниками в условиях педагогического сопровождения"
статья (подготовительная группа)

Освоение временных отношений, категории времени рассматривается как одна из значимых и сложных проблем.

Ее значимость заключается в нескольких моментах:

- старшим дошкольникам необзодимо научитьсяориентироваться во времени: определять временные эталоны, измерять время, чувствовать его длительность, что способствует:

обогащению логико-матиматического и познвательного опыта детей;

- развитию интеллекта;

- а также формирует значимые качества личности, такие как организованность, собранность, целенаправленность и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Освоение временных отношений временных отношений старшими дошкольниками в условиях педагогического сопровождения».

                                                                                                   Зибаровой Елены Александровны

        Актуальность проблемы освоения временных отношений детьми старшего дошкольного возраста связана с современными социальными реалиями: нарастанием темпа и ритма протекания жизнедеятельности современного человека, повышенным требованиям к формированию значимых качеств личности, таких как организованность, умение планировать деятельность и др. В теории и практике дошкольного образования переосмысляются закономерности освоения времени, ведется поиск и анализ причин проблем в освоении времени, эффективных стратегий накопления опыта освоения категории время.

В теории обучения математики, психологии, дошкольном образовании освоение времени учащимися рассматривали психологи: Н.Е.Веракса, Н.Н.Подьяков, А.А.Люблинская  и методисты: Л.М. Кларина, Т.Д.Рихтерман, Р.Л.Непомнящая, А.А.Смоленцева,  З.А.Михайлова и др.

Категория время рассматривается одной из значимых категорий–обобщений, составляющих основу познавательного опыта детей дошкольного и младшего школьного возраста (Ж.Пиаже, Дж. Брунер, М.Дональдсон,  Н.Н.Поддъяков, О.В. Дыбина)

                В словаре С.И.Ожегова понятие «время» имеет несколько трактовок: объективная форма существования бесконечно развивающейся материи; продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая секундами, минутами, часами. Время - есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами, как длительность, последовательность смены состояний, текучесть, связь с движением, необратимость, отсутствие наглядных форм.

Категория «времени»-сложный феномен, включающий в себя несколько аспектов:

 -социальные стороны (прошлое, настоящее, будущее)

 -физические характеристики (они отражены в естественно-математических науках)

 -психологические моменты (это особенности восприятия времени человеком, проявляющиеся в зависимости от возраста, темперамента). Категории времени тесно связаны с  рядом предметных областей (музыкой, пластикой, литературным творчеством).

Относительно дошкольного возраста используется  термин категория «времени» (Ж.Пиаже, Н.Н Поддъяков, А.А.Люблинская, О.В. Дыбина) как своеобразный ориентир, понятие, на освоение которого нацелен процесс ДОУ и младшей школы, так и временные отношения, которые характеризуют актуальный уровень освоения данной категории в дошкольном возрасте.

 Временные отношения  понимаются как порядок сменяющихся друг друга событий, а также их длительность.(З.А.Михайлова и др.)  

 Данное понятие включает: различение, установление, оценка и воспроизведение временных эталонов и временных связей (по возрасту, длительности, продолжительности, ритму, темпу (раньше-позже, старше-младше)), последовательности частей суток, дней недели, иерархии временных календарных эталонов, соотнесенности временных эталонов, понимание некоторых свойств времени: (текучести, необратимости).  

        Освоение временных отношений, категории времени рассматривается как одна из значимых и сложных проблем.

Её значимость заключается в нескольких моментах:

старшим дошкольникам  необходимо научиться ориентироваться во времени: определять временные эталоны, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность, что способствует:

- обогащению логико-математического и познавательного опыта детей;

- развитию интеллекта (что отображено в работах Ж.Пиаже,О.В. Дыбиной, Н.Н. Поддьякова и др.);

- а также формирует значимые качества личности, такие как организованность, собранность, целенаправленность, точность, (необходимых при обучении в школе и в повседневной жизни).

        Вместе с тем, сложность в освоении категории «время» обусловлена его свойствами, такими как необратимость, не наглядность, текучесть. По исследованиям Т.Д.Рихтерман, А.А.Люблинской, Р.Л.Непомнящей и др. к старшему дошкольному возрасту дети имеют значительные трудности в различении временных интервалов, отдаленное представление о способах измерения времени, затрудняются в ориентировке по часам, и как результат, дети не умеют устанавливать временную последовательность, планировать свою деятельность.

        Отметим, что существуют различные технологии ознакомления со временем (Т.Д.Рихтерман, Р.Л. Непомнящая), апробированы ряд дидактических средств  (моделирование, игровые приемы).

 Однако  состояние теории и практики позволяет выделить противоречия:

1) существующие исследования проводились в 60-80 годы 20 века. Современный ритм жизни, а также увеличение осваиваемой детьми информации требует переосмысления и изучения особенностей освоения времени детьми 21 века.

2) В исследованиях акцент был сделан на «узконаправленное» освоение: на занятиях по математике (Т.Д. Рихтерман, Р.Л. Непомнящая) или экологии (Л.М.Маневцова). Не предусматривалось более целостного (интегрированного и обобщенного) формирования этой категории.

3) Необходим поиск современных разнообразных средств, например электронных ресурсов и проектных методов, которые широко используются в развитии современных детей.

        В этом аспекте метод проектов представляет особый интерес.

Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая деятельность, имеющая значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в целое.

 В исторических материалах (Дж.Дьюи, У.Килпатрик), в исследованиях по общей педагогике (Е.С.Полат, М.В.Крупенина, М.Б.Романовская) проблема использования метода проектов рассмотрена достаточно широко. Несколько меньше исследований по обозначенной проблеме в дошкольной педагогике (Л.М.Кларина, З.А.Михайлова, А.И.Савенков).

        Преимуществом метода проектов в освоении временных отношений является:

- представление содержания в разнообразных связях, так как проекты основаны на идее интеграции, что очень соответствует сущности категории времени;

 - постановка детей в субъектную позицию (накопление опыта и «открытие» времени в разнообразных фактах, событиях , явлениях);

- «освоение через проблему», что соответствует современным педагогическим ориентирам;

- освоение через разнообразную деятельность (игру, познание, продуктивную деятельность), а также сочетание освоения и творчества;

- возможность освоения временных отношений через «диалог» -Воспитатель-Дети-Родители, в процессе коммуникации ,направленной на познание и деятельность.

- проект вносит элемент занимательности, являясь эмоционально-насыщенной деятельностью.

        Таким, образом, анализ исследований показывает недостаточную разработанность технологии проектирования в детском саду в целом, и относительно данного содержания.

        В этой связи:

Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать возможность использования метода проекта в освоении временных отношений детьми старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: освоение временных отношений детьми старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование метода проекта в освоении временных отношений старшими дошкольниками.

 Задачи исследования:

- определить психолого-педагогические подходы к проблеме использования метода проектов в освоении временных отношений;

- изучить особенности освоения временных отношений современными старшими дошкольниками и особенности  их участия в проектной деятельности;

- разработать и апробировать педагогическую технологию использования метода проектов в освоении временных отношений старшими дошкольниками.

 

Рабочая гипотеза исследования:

 Использование метода проектов в освоении временных отношений старшими дошкольниками будет эффективно, при условии:

- системности и последовательности работы по освоению временных отношений посредством проектирования;

- представление содержания в разнообразных связях и отражение освоенного в разнообразных видах продуктивной и творческой деятельности;

- вариативности тематики и видов детского проектирования;

- изменения взаимодействия  педагога и детей по мере приобретения дошкольниками опыта проектной деятельности;

- обогащение развивающей среды объектами, способствующими активизации поисковой и творческой деятельности в рамках установления временных отношений;

- взаимодействие субъектов (родители-воспитатели-другие специалисты) в процессе развертывании детской проектной деятельности.

Этапы исследования:

1.Теоретический. Изучение психолого-педагогических подходов к проблеме использования метода проектов в освоении старшими дошкольниками временных отношений.

2.Опытно-эксперементальный. Проведение констатирующего, формирующего  и контрольного экспериментов.

3. Обобщающий. Обобщение результатов и внедрение в практику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освоение временных отношений старшими дошкольниками в условиях педагогического сопровождения.

Освоение временных отношений, категории времени рассматривается как одна из значимых и сложных проблем.Её значимость заключается в нескольких моментах:старшим дошкольникам  необходимо научиться о...

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Метод проектов как средство освоения временных отношений детьми

Статья "Метод проектов как средство освоения временных отношений детьми старшего дошкольного возраста"...

Условия педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в развитии патриотизма при ознакомления с былинами

Условия педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в развитии патриотизма при ознакомления с былинами...

тема проекта: «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада»

Проект  «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада» разработан в рамках Программы развития МДОУ детский сад «Золотой ключик...