Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Мордашова Дарина Александровна

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111_moy.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Тема занятия: «Путешествие по Математическому морю»

Автор: Мордашова Дарина Александровна.

Задачи:

1.        Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с квадратом; формировать умения называть его элементы: углы и стороны.

2.        Закрепить счетные умения, умение соотносить цифру с количеством;

3.  Закреплять знания о геометрических фигурах;

3.        Развивать речь, мыслительную активность, внимание, память;

4.         Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Образовательные области: социально-коммуникативное; речевое; физическое развитие.

Словарная работа: прямоугольник.

Предварительная работа: чтение сказок про путешествия.

Индивидуальная работа: с Машей С и Катей М – упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Материал и оборудование:  демонстрационный: игрушечный кораблик, магнитная доска,  мяч, бинокль, картинка с изображением острова , на котором прикреплены геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, картинка с изображением острова , на котором изображены цифры от 1 до 5, картинка с изображением острова , на котором изображен сундук, плюшевый мишка

Раздаточный: билеты с изображенными на них геометрическими фигурами по количеству детей, сладости

Методическое обеспечение: Кочемасова Е.Е, Петерсон Л.Г. Игралочка. Методические приемы: моделирование игровой ситуации, демонстрация наглядного материала с объяснением, практические упражнения, вопросы, поощрения, объяснение, рефлексия, математические приемы: сравнение, приложение, пересчет, уточнения.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Ребята, сегодня на почту детского сада пришло электронное письмо от хозяина Математического моря.

- Это письмо-приглашение. Хозяин Математического моря приглашает вас в захватывающее путешествие.

Воспитатель читает письмо.

 «Здравствуйте, ребята! Я вас приглашаю в путешествие по «Математическому морю». Вы будете останавливаться на островах, и выполнять задания, отвечать на вопросы, а в конце путешествия вас ждёт сюрприз! Хозяин Математического моря»

- Ребята, а вы знаете, что такое остров?

- Правильно, это участок земли, окруженный со всех сторон водой

- Хотите там побывать?

- Тогда предлагаю туда отправиться.

Основная часть

  1. Упражнение «Готовность к отплытию»

- Ребята, а на чем можно  отправиться в плавание?

Дети предлагают варианты

- Я предлагаю отправиться в путешествие на корабле.

Демонстрирую игрушечный кораблик.

- Ребята, но чтобы сесть на корабль вам нужно знать  прямой и порядковый счёт  до 5.

- Вы  передаете мяч друг другу и считаете.

- Молодцы, ребята.

2. Упражнение

- Вот мы и попали на наш корабль. Давайте займём свои места на корабле соответственно билетам. Дети, я каждому раздам половинку билета. Вы, посчитайте, сколько на ней изображено геометрических форм и найдите другую половинку билета на стуле с таким же количество геометрических фигур.

Дети занимают места на корабле, согласно билетам.

-  Сейчас я проверю ваши билеты, правильно ли вы заняли свои места.

 - Маша, сколько у тебя изображено геометрических фигур? Какие фигуры изображены?

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания у всех детей, спрашивает какие геометрические фигуры изображены на билетах и их количество.

- Наш корабль готов к плаванию. Занимайте свои каюты. Поплыли. Полный вперед!

3. Физкультминутка.

Лево руля! (повернуться налево и танцуют)

Право руля! (повернуться на право и продолжаем танцевать)

Нос! (2 шага вперед)

Корма! (2 шага назад)

Поднять паруса! (поднимаем руки вверх и махаем)

Драить палубу! (показываем, как моют полы)

Пушечное ядро! (все приседают)

Капитан на борту! (все встают по стойке «смирно» и отдают честь).

- И так, ребята, мы плывём с вами по необычному морю. Посмотрите вокруг себя, что вы видите? (Играет музыка)

Дети: Вода, рыбы, водоросли, другие корабли, волны.

- Смотрите, смотрите быстрее все в бинокль, там остров. Давайте пристанем к нему и узнаем, что там интересного.

4. Упражнение «Остров геометрических фигур»

- Что это за остров?

На фланелеграф воспитатель вывешивает картинку с изображением острова, на котором прикреплены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник.

Дети: Это остров квадратов, треугольников, кругов…

-  А как это можно назвать общими словами?

Дети: Это фигуры, формы…

- Да это остров «Геометрических фигур». Какие геометрические фигуры вы узнали?

(Ответы детей)

- Ребята, давайте с вами найдем предметы вокруг нас, которые похожи на круг, треугольник, квадрат (дети называют).

Показываю детям конверт с заданием

- Ребята, я на острове нашла задание, давайте его выполним, чтобы дальше отправиться в путешествие.  Нужно найти какую геометрическую фигуру вы еще не знаете.

(Дети показывают на прямоугольник)

Молодцы ребята! Правильно!

Воспитатель показывает на прямоугольник.

- Эта геометрическая фигура называется прямоугольник.

- А на какую геометрическую фигуру похож прямоугольник? (Дети: На квадрат)

- Все правильно! А сейчас мы с вами будем учиться различать прямоугольник и квадрат (оставить на магнитной доске только две эти фигуры), но для этого, дети, вам необходимо сесть на свои места.

(На рабочих столах приготовлен раздаточный материал: один прямоугольник и один квадрат из бумаги на каждого ребенка.)

- Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком, скажите, сколько сторон у квадрата?

Дети: Много, четыре.

- А у квадрата есть углы?

Дети: Да, есть.

- Сколько их?

Дети: Четыре, много.

- А теперь положите перед собой прямоугольник и обведите его пальчиком. Скажите, сколько сторон у прямоугольтника?

Дети: Да, четыре.

- А у прямоугольника есть углы? Сколько их?

Дети: Да, четыре.

-Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?

Ответы детей.

- Как можно проверить?

Дети: Наложить.

(Дети выполняют сравнение фигур методом наложения квадрата на прямоугольник)

- Что теперь мы видим? Что можем сказать?

Ответы детей.

- Можем сделать вывод, что верхняя и нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая одинаковые по длине.

(При показе необходимо обратить внимание на то, чтобы дети правильно показывали стороны и углы геометрических фигур: стороны надо проводить пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок), углы проводим пальцем, обозначая стороны угла.)

- Молодцы ребята! Правильно! А теперь давайте немного отдохнём! Пора нам дальше отправляться в путь.

5. Упражнение «Остров цифр»

На фланелеграф воспитатель вывешивает картинку с изображением острова, на котором прикреплены цифры от 1 до 5.

- Ребята, что это за остров? Догадались?

- Да,  действительно это «Цифровой остров». Посмотрите сколько здесь цифр! Но всё ли в порядке на этом острове? Правильно ли стоят цифры? (Цифры расположены на магнитной доске не по порядку)

Дети: Нет!

- Давайте мы с вами, это исправим и поставим цифры правильно!

Дети ставят цифры по порядку.  

- молодцы, ребята. Сколько у нас получилось цифр?

-  Ребята, давайте поиграем еще.  Закройте глаза.

Дети закрывают глаза, и воспитатель убирает, какую либо цифру.

- Ребята, какая цифра у нас исчезла? Сколько осталось всего цифр?

- Молодцы, ребята, справились с заданием. Отправляемся в путь!

6. Упражнение «Остров сокровищ»

На фланелеграф воспитатель вывешивает картинку с изображением острова, на котором прикреплен сундук.

- Ребята, что это за остров? Догадались?

Дети:  это остров с сокровищами.

- Правильно, это остров сокровищ. На этом острове нас ждёт неожиданный сюрприз: здесь спрятан клад и если мы его найдём, то нас ждёт награждение.

Чтобы найти сокровища вам нужно отгадать загадку.

Он – любимая игрушка,

Спит со мною на подушке.

Мы гуляем с ним вдвоём, –

Дружно, весело живём!

Я ему читаю книжки –

Это плюшевый мой ... (мишка).

Дети подбегаю к большому плюшевому медведю, за его спиной лежат сокровища (сладости для детей).

- Ура! А вот и наша награда – это клад, что в этом сундучке - сладости для детей.

Заключительная часть

- Вот и подошло к концу наше путешествие и нам пора возвращаться домой в детский сад. Занимайте свои места на корабле.

Поднять якорь! Полный вперёд!

Лево руля! (повернуться налево и танцуют)

Право руля! (повернуться на право и продолжаем танцевать)

Нос! (2 шага вперед)

Корма! (2 шага назад)

Поднять паруса! (поднимаем руки вверх и махаем)

Драить палубу! (показываем, как моют полы)

Пушечное ядро! (все приседают)

Капитан на борту! (все встают по стойке «смирно» и отдают честь).

- Вот мы и дома.

- Вам понравилось наше путешествие по математическому морю.

- с какой геометрической фигурой мы сегодня познакомились?

- Если вам понравилось наше сегодняшнее путешествие – похлопайте, а если нет – потопайте.

Дети выполняют

- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Вы все молодцы! выполнили все задания, справились со всеми трудностями. А сейчас мы с вами отправимся в группу и будем угощаться сладостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему:  «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...

КОНСПЕКТ Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Жадные медвежата»

ЦЕЛЬ: 1. Формировать представление об измерении объема с помощью мерки, о зависимости результата измерения от величины мерки.2. Закреплять счет в пределах 9, пространственные представления, умен...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие на поезде»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе«Путешествие на поезде»...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе...

«Как лягушки болото искали». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе.

Открытое занятие по формированию математических представлений в средней группе.Задачи: образовательные – Совершенствование умений детей в количественном счете...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе на тему: «Счет в пределах трех».

Задачи:Образовательные:1.     Закреплять навыки счета в пределах 3(количественный, порядковый), учить отвечать на вопрос  «Сколько?»; учить согласовывать числитель...